Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реализация прав безработных граждан

О праве граждан на защиту от вынужденной безработицы в период действия на территории их проживания либо местонахождения специальных режимов

Стремительный рост в России заболеваемости коронавирусом (COVID 19) весной 2020 года вынудил государство на принятие ряда мер, направленных на борьбу с его распространением, которых по своему характеру можно отнести к разряду чрезвычайных.

Так, 25 марта 2020 года, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, президентом Российской Федерации был издан Указ об объявлении с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы[i]. Впоследствии, Указом от 02 апреля 2020 года период нерабочих дней был продлён до 30 апреля 2020 года включительно[ii].

Практически одновременно, во многих регионах страны был введён режим повышенной готовности, установлен запрет, за исключением некоторых случаев, покидать места проживания/местонахождения граждан, ограничена предпринимательская деятельность[iii] и предусмотрена административная ответственность за нарушение указанных предписаний[iv].

Данные меры, преследуя цель по остановке распространения коронавирусной инфекции, фактически послужили основанием для введения в отношении большей части населения страны режима «вынужденной домашней самоизоляции».

Вместе с тем, принятие таких решений выявило ряд проблем, требующих внесения изменений в действующее законодательство.

Речь, в частности, идёт о социальных гарантиях индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых»[v], а также гражданах, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения в период их вынуждённой самоизоляции. В отличие, например, от работников бюджетной сферы, заработную плату этим категориям лиц выплачивать попросту некому, что при отсутствии в сложившихся условиях возможности заработка, способно оставить их без каких-либо средств к существованию[vi].

К небольшому числу исключений можно отнести лишь названных выше индивидуальных предпринимателей, учредителей хозяйственных обществ, и «самозанятых», застрахованных в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и подпадающих под действие ряда нормативных правовых актов[vii].

Между тем, провозгласив себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч.1 ст. 7), определив права и свободы человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита которых является прямой обязанностью государства (ст. 2), Российская Федерация добровольно приняла на себя обязательства, в том числе, по обеспечению реализации таких прав, как право на труд и защиту от безработицы (ч.1 и 2 ст. 37), а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) без какой-либо дискриминации на основании принципа всеобщего равенства (ч. 1 и 2 ст. 19).

Несмотря на то, что ограничение этих и других прав, при определённых условиях допускается (ст. 55 и 56 Конституции РФ), такие действия, в силу приоритета прав человека, определяющих смысл и содержание российских законов, априори не должны приводить к умалению их права на достойный уровень жизни.

Это означает, что государство, вынуждая людей не покидать места своего проживания, как минимум обязано обеспечить тем из них, кто будет лишён возможности осуществлять трудовую деятельность в период действия ограничений, выплату пособий по безработице.

Однако в настоящий момент безработными в России признаются лишь трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней[viii].

Порядок их регистрации и иные, связанные с этим вопросы, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 891[ix], но, в силу сложившейся обстановки многие центры занятости населения в период действия ограничений весной 2020 года перешли на работу в дистанционном режиме, осуществляя постановку граждан на учёт на основании предоставленного заявления и фотографий необходимых документов по электронной почте[x].

Таким образом, лица, лишённые возможности осуществлять трудовую деятельность, получили возможность обратиться с соответствующими заявлениями о признании их безработными, в порядке, описанном в предыдущем абзаце и претендовать на получение пособия, гарантированного ст. 28 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации, в том числе, в период их временной нетрудоспособности.

Однако, многие из упомянутых в настоящей статье категорий лиц, за исключением граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, согласно действующему законодательству относятся к числу «занятых», и не являются ищущими работу и готовыми к ней приступить, поскольку работа или заработок у них уже есть (во всяком случае, были), что, по смыслу ст. 2 и 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 в действующей редакции, возможность признания их безработными без прекращения соответствующей деятельности полностью исключает.

Решение проблемы видится во внесении в ст. 3 вышеназванного закона изменений, позволяющих признавать безработными индивидуальных предпринимателей, не имеющих наёмных работников, учредителей хозяйственных обществ, одновременно являющихся их единственными участниками, так называемых «самозанятых», а также граждан, не имеющих работы и не состоящих на учёте в службе занятости населения, лишённых работы, заработка и/или возможности трудоустройства в период действия на территории их проживания либо местонахождения режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности, введённого в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"[xi], а также режима чрезвычайного положения[xii] без обязательного прекращения ими своей деятельности.

Кроме того, исходя из требований разумности и справедливости, следует установить, что размер пособий в такой ситуации должен выплачиваться в максимальном размере, предусмотренном действующим законодательством[xiii].

Такое предложение видится вполне обоснованным и позволяющим гражданам, не имеющим возможности осуществлять трудовую (предпринимательскую) деятельность, а, следовательно, лишённых возможности реализовать свои, гарантированные Конституцией РФ права на труд (ст. 37), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34) и достойный уровень жизни (ст. 7), получать хоть какую-то компенсацию за вынужденную безработицу от государства.

Кроме того, возможность признания граждан безработными на основании заявления и документов, поданных им дистанционно, должна быть закреплена законодательно. Отсутствие в действующей редакции Постановления Правительства РФ такого порядка, как показала практика, является его существенным недостатком, нуждающимся в скорейшем исправлении[xiv].

Особую актуальность данный вопрос в настоящее время приобретает в связи с тем, что в последнее время в России наблюдается регулярный прирост заболевших коронавирусом, что вполне может привести к возобновлению, введённых весной 2020 года ограничений.

[i] Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"//"Российская газета", N 66, 27.03.2020.

[ii] Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"//URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения – 02 апреля 2020 г.).

Читайте так же:
Трудовой стаж 10 лет какая пенсия

[iii] См., например, Указ губернатора Нижегородской области от 30 марта 2020 года № 43 «О внесении изменений в Указ губернатора Нижегородской области от 13 марта 2020 года № 27»//URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/5200202003300004?index=1&rangeSize=1 (дата обращения 02 апреля 2020 г.).

[v] Под термином «самозанятые» в настоящей статье понимаются граждане и индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 N 422-ФЗ// "Российская газета", N 270, 30.11.2018.

[vi] Сказанное подтверждается опросом, проведённым по заказу СК «Росгосстрах Жизнь» и банка «Открытие», согласно которому более 60% россиян не имеют никаких сбережений, а большинство тех, кто все-таки имеет накопления, истратят их в случае потери работы максимум за полгода//URL: https://www.rbc.ru/economics/31/03/2020/5e7dd7c59a7947c7f63c1e66 (дата обращения 04 апреля 2020 г.).

[vii] Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"// "Российская газета", N 297, 31.12.2006.

Постановление Правительства РФ от 18.03.2020 N 294 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина"// "Российская газета", N 61, 23.03.2020.

Постановление Правительства РФ от 01.04.2020 N 402 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше"// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.04.2020

[viii] Ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"// "Российская газета", N 84, 06.05.1996.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 N 1167-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фазыловой Разиды Николаевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации".

[ix] Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 (ред. от 26.03.2019) "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан")// "Собрание законодательства РФ", 17.09.2012, N 38, ст. 5103.

[x] Подобного рода информация, например, размещена на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга//URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kom_zan/news/185788/ (дата обращения – 04 апреля 2020 г.).

[xi] Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"// "Российская газета", N 250, 24.12.1994.

[xii] Вопросы, связанные с введением режима чрезвычайного положения урегулированы Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"//"Российская газета", N 105, 02.06.2001.

[xiii] Размеры пособий в настоящий момент предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 N 346 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год"//"Российская газета", N 71, 02.04.2020.

Конституционное право на труд и защиту от безработицы

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7, предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39). В силу указанных положений Конституции Российской Федерации правовые основания обеспечения социальной защиты от безработицы, круг лиц, на которых она распространяется, условия и порядок ее предоставления закрепляются законом, в том числе исходя из имеющихся у государства материально-финансовых средств и иных возможностей.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по правовому регулированию этой сферы общественных отношений, определил в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон) такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости.

Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Исходя из положений ч. 2 ст. 6 Закона, это правовое регулирование в полной мере распространяется как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан, в том числе признанных беженцами в Российской Федерации.

Законом определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Часть 2 статьи 3 Закона предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина после предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации – паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Таким образом, гарантии конституционного права на труд и социальную защиту от безработицы нашли свою конкретизацию в Законе Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и реализовываются органами службы занятости населения.

Реализация прав безработных граждан

с 1 октября 2021 г МЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ И ПЕРЕРЕГИСТРАЦИИ БЕЗРАБОТНОГО ГРАЖДАНИНА

Инструкция

по оказанию услуги «Содействие гражданам в поиске подходящей работы» (в части явки для установления статуса безработного)

Шаг 1. После подачи заявления о содействии в поиске подходящей работы на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» https://trudvsem.ru/ по решению Центра занятости населения необходимо посетить МФЦ
в указанные в уведомлении дату и время для получения направлений на работу не позднее
11 дней с даты подачи заявления.

Шаг 2. Сотрудником центра занятости населения Вам будет направлено на указанную Вами электронную почту уведомление о явке с информацией о дате, времени, наименовании
и адресе МФЦ, а также ПИН-кодом Вашей записи в МФЦ.

Шаг 3. В назначенное время Вам необходимо явиться в указанный в уведомлении МФЦ. Полученный ПИН-код нужно ввести в поле «Предварительная запись» на терминале
для выдачи талонов и получить талон. Затем останется дождаться, когда на информационном табло появится номер выданного талона.

Читайте так же:
Стаж для начисления муниципальной пенсии

ВНИМАНИЕ. В МФЦ следует прийти за 15 минут до назначенного времени.

При себе необходимо иметь следующие документы:

2) трудовая книжка

— если трудовая книжка ведется в электронном виде;

— если гражданин относится к категории впервые ищущих работу);

3) номер заявления на Портале «Работа в России»;

4) справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

5) реквизиты расчетного счета для получения пособия по безработице;

6) уведомление, полученное от ЦЗН, содержащее ПИН-код Вашей записи в МФЦ в бумажном или электронном виде;

7) документ, подтверждающий Вашу категорию:

Дети-сироты, дети, оставшиеся
без попечения родителей, и лица из их числа

Решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки
и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве

Документ, подтверждающий факт установления инвалидности

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

Лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Справка об освобождении

Граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)

Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Удостоверение беженца/ удостоверение вынужденного переселенца

Граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей

Справка военного комиссариата

Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов

Свидетельства о рождении ребенка (детей)

Свидетельство о смерти мужа/жены

Документ, подтверждающий факт установления инвалидности ребенку

Удостоверение многодетной семьи

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф

Удостоверение лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий
и катастроф

Граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации

Документ об образовании

Дополнительно Вами могут быть предоставлены следующие документы:

Документ об образовании — для учета при подборе вакансии

Свидетельство о рождении ребенка/детей — для учета при подборе вакансии

Свидетельство о браке/разводе — для информирования о семейном положении или в случае изменения Вашей фамилии

Свидетельство о перемене имени — в случае изменения Вашей фамилии, имени, отчества

Свидетельство об усыновлении (удочерении) — для учета при подборе вакансии

Договор гражданско-правового характера + акт о его прекращении — в случае если Вы на последнем месте работы были трудоустроены по договору гражданско-правового
характера

Справка о постановке на учет в ранние сроки беременности — для учета при подборе вакансии

Шаг 4. После получения от Вас документов сотрудник МФЦ распечатает и выдаст Вам
на руки направление на подходящую работу или уведомление об отсутствии варианта подходящей работы на дату Вашей явки, лист учета посещений гражданина для подбора подходящей работы и выписку/расписку в 2 двух экземплярах.

1. проверить правильность заполнения выписки/расписки и подписать ее, если данные внесены верно;

2. принять решение о принятии направления на работу или об отказе от данного направления и подтвердить это решение своей подписью на листе учета посещений гражданина
для подбора подходящей работы;

3. отдать сотруднику МФЦ подписанные 2 экземпляра выписки/расписки и лист учета посещений гражданина для подбора подходящей работы.

Шаг 5. Сотрудник МФЦ выдаст Вам на руки один экземпляр расписки/выписки
и соответствующее уведомление в зависимости от принятого Вами решения:

о выдаче гражданину направления на работу;

об отказе гражданина от варианта подходящей работы;

об отказе гражданина от двух вариантов подходящей работы Заявителем решения.

Факт выдачи Вам выписки/расписки подтверждает получение от Вас сотрудником МФЦ документов и дальнейшую их передачу в Центр занятости населения

Шаг 6. Результат предоставления услуги будет направлен Вам сотрудником Центра занятости населения на Вашу электронную почту в форме уведомления на следующий после явки рабочий день.

Инструкция

по оказанию услуги «Содействие гражданам в поиске подходящей работы» (в части явки для перерегистрации в качестве безработного)

Шаг 1. Сотрудником центра занятости населения Вам будет направлено на указанную Вами электронную почту уведомление о явке с информацией о дате, времени, наименовании
и адресе МФЦ, а также ПИН-кодом Вашей записи в МФЦ.

Шаг 2. В назначенное время Вам необходимо явиться в указанный в уведомлении МФЦ. Полученный ПИН-код нужно ввести в поле «Предварительная запись» на терминале для выдачи талонов и получить талон. Затем останется дождаться, когда на информационном табло появится номер выданного талона.

ВНИМАНИЕ. В МФЦ следует прийти за 15 минут до назначенного времени.

При себе необходимо иметь следующие документы:

2) трудовая книжка

— если трудовая книжка ведется в электронном виде;

— если гражданин относится к категории впервые ищущих работу;

— если у гражданина имеется документ, подтверждающий наличие работы и заработка);

3) номер заявления на Портале «Работа в России»;

4) направление на работу с отметкой работодателя, в случае если оно было выдано
на предыдущей явке;

5) уведомление, полученное от ЦЗН, содержащее ПИН-код Вашей записи в МФЦ;

6) документ, подтверждающий категорию граждан, испытывающих трудности в поиске
работы:

Дети-сироты, дети, оставшиеся
без попечения родителей, и лица из их числа

Решения, заключения и разрешения, выдаваемые органами опеки
и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации об опеке и попечительстве

Документ, подтверждающий факт установления инвалидности

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА)

Лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Справка об освобождении

Граждане предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно)

Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица

Удостоверение беженца/ удостоверение вынужденного переселенца

Граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей

Справка военного комиссариата

Одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов

Свидетельства о рождении ребенка (детей)

Свидетельство о смерти мужа/жены

Документ, подтверждающий факт установления инвалидности ребенку

Удостоверение многодетной семьи

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф

Удостоверение лица, подвергшегося воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий
и катастроф

Граждане в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие среднее профессиональное образование или высшее образование и ищущие работу в течение года с даты выдачи им документа об образовании и о квалификации

Документ об образовании

Дополнительно Вами могут быть предоставлены следующие документы:

Документ об образовании — для учета при подборе вакансии

Свидетельство о рождении ребенка/детей — для учета при подборе вакансии

Читайте так же:
Налоги от выручки сколько процентов

Свидетельство о браке/разводе — для информирования о семейном положении или в случае изменения Вашей фамилии

Свидетельство о перемене имени — в случае изменения Вашей фамилии, имени, отчества

Свидетельство об усыновлении (удочерении) — для учета при подборе вакансии

Договор гражданско-правового характера + акт о его прекращении — в случае если Вы на последнем месте работы были трудоустроены по договору гражданско-правового
характера

Справка о постановке на учет в ранние сроки беременности — для учета при подборе вакансии

Документ, подтверждающий факт трудоустройства (копию трудовой книжки, приказ о приеме на работу, справку с места работы, договор и т.д.) — в случае если Вы
самостоятельно трудоустроились и пришли на перерегистрацию, чтобы сообщить
об этом

Шаг 3. После получения от Вас документов сотрудник МФЦ распечатает и выдаст Вам
на руки направление на подходящую работу или уведомление об отсутствии варианта подходящей работы на дату Вашей явки, лист учета посещений гражданина для подбора подходящей работы и выписку/расписку в 2 двух экземплярах.

1. проверить правильность заполнения выписки/расписки и подписать ее, если данные внесены верно;

2. принять решение о принятии направления на работу или об отказе от данного направления и подтвердить это решение своей подписью на листе учета посещений гражданина
для подбора подходящей работы;

3. отдать сотруднику МФЦ подписанные 2 экземпляра выписки/расписки и лист учета посещений гражданина для подбора подходящей работы.

Шаг 4. Сотрудник МФЦ выдаст Вам на руки один экземпляр расписки/выписки
и соответствующее уведомление в зависимости от принятого Вами решения:

о выдаче гражданину направления на работу;

об отказе гражданина от варианта подходящей работы;

об отказе гражданина от двух вариантов подходящей работы Заявителем решения.

Факт выдачи Вам выписки/расписки подтверждает получение от Вас сотрудником МФЦ документов и дальнейшую их передачу в Центр занятости населения.

Шаг 5. Результат предоставления услуги будет направлен Вам сотрудником Центра занятости населения на Вашу электронную почту в форме уведомления на следующий после явки рабочий день.

КС представил сборник о реализации права на защиту от безработицы

Конституционный Суд РФ опубликовал сборник по реализации права на защиту от безработицы, в который вошли шесть постановлений – начиная с октября 2009 г. по июль 2020 г.

Так, документ включает Постановление от 22 октября 2009 г. № 15-П/2009, в котором Суд ранее выявил, что возможность досрочного выхода на пенсию предоставлялась только тем безработным лицам, которые были уволены из организаций. Граждане, работодателями которых являлись индивидуальные предприниматели, при прочих равных условиях были лишены такой возможности. Соответственно, получение пенсии до достижения установленного законом возраста в качестве меры социальной защиты от безработицы зависело от того, у какого работодателя трудился гражданин непосредственно перед увольнением. Такое законодательное регулирование, отметил КС, необоснованно снижает уровень социальной защиты безработных граждан, работодателями которых являлись предприниматели, по сравнению с гражданами, уволенными из организаций.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян согласилась, что установление критериев, по которым происходит ранжирование мер соцподдержки в зависимости от статуса работодателя, является неоправданным. «Работники, числящиеся у ИП, не имеют никаких льгот в части налоговых отчислений, а также отчислений в фонды. Одновременно с этим ставить работников, занятых у ИП, при увольнении в худшее положение по сравнению с работниками организаций считаю необоснованным. Работники вне зависимости от формы деятельности работодателей должны быть поставлены в равные условия в части не только пособий по безработице, но и начисления пенсионных выплат», – полагает она.

В Постановлении от 25 мая 2010 г. № 11-П/2010 Конституционный Суд отметил, что при регулировании отношений в сфере занятости населения федеральный законодатель вправе руководствоваться для отнесения граждан к категории занятых таким критерием, как наличие у них статуса участника хозяйственного общества, не учитывая факт получения ими дохода в виде части прибыли от деятельности этой организации, а также размер их фактического дохода при решении вопроса о возможности признания безработными и выплате соответствующего пособия.

Иное правовое регулирование, допускающее признание участников ООО безработными и, как следствие, наделение их правом получения пособия по безработице, подчеркивается в постановлении, приводило бы к предоставлению таким гражданам неоправданных материальных преимуществ по сравнению с участниками других хозобществ с достаточным для их достойного существования доходом, а также с лицами, потерявшими оплачиваемую работу и лишенными дополнительного источника средств к существованию.

Как следует из Постановления от 23 апреля 2012 г. № 10-П/2012, ранее федеральный законодатель создал препятствия для признания в установленном порядке безработными потерявших работу и заработок членов ТСЖ. Это обстоятельство, в свою очередь, необоснованно лишало таких лиц права на получение гарантий соцподдержки (включая пособие по безработице).

В сборник также вошло Постановление от 6 октября 2015 г. № 24-П/2015, согласно которому содействие в подборе подходящей работы бывшим ИП и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения и получения дополнительного профобразования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы.

Дело в том, разъяснил КС, что от этого показателя не зависят ни допустимость предлагаемой таким лицам оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры соцвыплат. Кроме того, отсутствие сведений о размере среднего заработка по последнему месту работы не может препятствовать предоставлению иных мер господдержки в области содействия занятости и защиты от безработицы таким лицам.

Нарине Айрапетян считает, что размер пособий, стипендий и иных мер господдержки предпринимателя, прекратившего деятельность, совершенно справедливо не должен зависеть от размера его дохода по последнему месту работы. «К примеру, ранее ИП уплачивал ЕНВД, поэтому фиксированные налоги, зависящие от выбранных показателей, очевидно не соответствовали реальному объему заработка. В отсутствие обязанности вести строгую отчетность отследить реальный заработок не представляется возможным, одновременно с чем и отсутствует объективная необходимость в этом», – убеждена она.

В свою очередь, в Постановлении от 11 октября 2016 г. № 19-П/2016 Суд пояснил, что граждане, которые имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), но были вынуждены уволиться в связи со службой в армии, при обеспечении пособием по безработице не могут ставиться в худшее положение по сравнению с теми, кто имел оплачиваемую работу той же продолжительности и в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, уволился по иным основаниям, также не связанным с их виновными действиями.

Читайте так же:
Соседская музыка на даче мешает что делать

Наконец, в Постановлении от 8 октября 2019 г. № 31-П/2019 Суд пояснил, что содействие в подборе работы бывшим ИП и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва, не требует от органов службы занятости обязательного установления наличия у работника определенного уровня образования и (или) квалификации, поскольку от этого не зависит допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей.

Соответственно, непредставление относящимися к указанным категориям гражданами, зарегистрированными в качестве ищущих работу, документов об образовании и (или) о квалификации не препятствует не только надлежащему осуществлению органами службы занятости содействия таким гражданам в подборе подходящей работы, но и предоставлению им полагающихся мер соцподдержки в период безработицы. В таких случаях орган занятости не вправе уклониться от принятия в отношении указанных лиц правоприменительного решения, ссылаясь лишь на отсутствие документов, удостоверяющих их квалификацию, необходимость предоставления которых предусмотрена п. 2 ст. 3 Закона о занятости населения.

По мнению адвоката МКА «СЕД ЛЕКС», старшего партнера «Альтависта» Валерии Аршиновой, данный сборник представляет собой список теоретических принципов организации занятости населения, не имеющий практического значения. «Пандемия, начавшаяся весной, выявила проблемы, связанные с трудоустройством граждан и постановкой на учет в качестве безработных. Основная – копеечные пособия (минимальный размер – 1500 руб. в месяц (!)). Только в режиме повышенной готовности размер пособий был увеличен, но и на эти деньги выжить практически невозможно. Кроме того, у государства зачастую отсутствует реальная работа, соответствующая компетенциям и уровню образования людей, потерявших работу. Поэтому громкие постулаты Конституции и указания Конституционного Суда остаются, к сожалению, только “на бумаге”», – резюмировала она.

Реализация прав безработных граждан

В соответствии со ст. 28 Закона «О занятости населения в Российской Федерации», государство предоставляет следующие гарантии социальной поддержки безработных:

  • — выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
  • — выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
  • — возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • — возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Основной формой материальной поддержки безработных в период поиска подходящей работы является пособие по безработице — гарантированные государством периодические выплаты за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

Размеры пособия по безработице дифференцируются в зависимости от стажа работы граждан, признанных безработными, за последние 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Минимально необходимый стаж работы — 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). Если нет минимального стажа работы, пособие устанавливается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям и имеющим минимально необходимый стаж работы, устанавливается, согласно ст. 30 Закона о занятости, в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующих размерах:

  • — в первые три месяца безработицы — в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  • — в следующие четыре месяца — в размере 60 процентов;
  • — в дальнейшем — в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, и не ниже 20 процентов величины указанного прожиточного минимума. При этом размер пособия по безработице не должен быть ниже 100 рублей.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пособие по безработице, установленное в размере не выше 100 рублей, увеличивается на величину районного коэффициента.

При наличии лиц, находящихся на содержании безработного, размер пособия увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не менее чем 50 рублей на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера пособия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), средняя заработная плата для начисления пособия по безработице рассчитывается с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в таких районах и местностях. Корнийчук Г.А. Прием и увольнение работников. Новые правила в ТК РФ. // Под ред. Корнийчука Г.А. — ООО «Новая правовая культура». М., 2010г. — 98 с.

Тем гражданам, которые подверглись воздействию радиации вследствие чернобыльской, других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в размере от 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке (но не ниже 50 рублей), до 40 процентов этого минимума (но не ниже 200 рублей) в зависимости от зоны проживания.

Сегодня наряду с Законом о занятости действует ряд иных законов, которые предусматривают особенности, касающиеся выплаты пособия по безработице отдельным категориям граждан. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. другими ФЗ РФ) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1991, Российская газета Ф.в. № 4823 от 30.12.2010 г.

Так, для обеспечения социальной защиты работников конверсируемых организаций, высвобожденных в связи с проведением конверсии, период получения пособия по безработице на основании решений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления может продлеваться на срок более двух лет.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах Государственной службы занятости в статусе безработного: детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Читайте так же:
Накопительная часть пенсии как поступить

Из пособия по безработице производятся все виды удержания в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.

Условия и сроки выплаты пособия по безработице. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Для граждан, которые впервые ищут работу (ранее не работали), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев (Власов В.И., Крапивин О.М. Регулирование занятости граждан в Российской Федерации // Гражданин и право. — 2012 г. — с. 46).

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. Тем гражданам, которые были уволены из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата и признаны в установленном порядке безработными, но не были трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата с учетом выходного пособия, пособие по безработице выплачивается, начиная с первого дня по истечении указанного периода.

В случае непредставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы, безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке, но не ниже 100 рублей.

Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Тем гражданам, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста, продолжительность периода выплаты пособия по безработице, согласно ст. 32 Закона о занятости, увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Законодательством предусмотрены случаи, когда выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена либо его размер сокращен органами службы занятости.

Так, выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

  • — признания гражданина занятым;
  • — прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
  • — длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
  • — переезда безработного в другую местность;
  • — попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
  • — осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
  • — назначения в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

  • — отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
  • — отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
  • — явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Факт опьянения устанавливается работниками органа по вопросам занятости и подтверждается составленным ими актом (с указанием даты, места и времени его составления). При необходимости факт состояния опьянения может быть установлен путем проведения медицинского освидетельствования и подтвержден соответствующим заключением;
  • — увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
  • — нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
  • — самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты этого пособия и не засчитывается в общий трудовой стаж.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

  • — отпуска по беременности и родам;
  • — выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
  • — призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:

  • — неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • — отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию