Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реестр членов товарищества собственников жилья

5 вопросов про реестр членов ТСЖ (ТСН)

ДомОнлайн

Отвечаем на популярные вопросы о реестре членов товарищества собственников жилья (недвижимости) с примерами из судебной практики.

Какие обязанности есть у ТСЖ в отношении реестра членов товарищества?

Обязанность ТСЖ вести реестр членов и в течение первого квартала направлять его копию в орган жилищного надзора установлена в ст. 138 Жилищного кодекса РФ.

Кроме того, информация о членах товарищества вносится в ГИС ЖКХ не позднее 15 дней с момента изменения этой информации (п. 1.21 Раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации в ГИС ЖКХ, утв. Приказом № 74/114/пр).

Председатели правления должны успеть до 31 марта включительно отправить в жилищную инспекцию копию такого реестра.

Реестр должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 4 ст. 143 Жилищного кодекса РФ).

Каких сведений будет достаточно для связи с членами?

Многим органам жилищного надзора хватает ФИО собственника и номера помещения с указанием адреса дома. Однако некоторые инспекции, например, в Москве, хотят видеть более подробные контактные данные. Практика судов не дает однозначного ответа.

Например, в одном деле суды встали на сторону ТСЖ (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда по делу № А37 – 2139/2017).
Там товарищество обжаловало предписание жилищной инспекции Магаданской области.
Инспекция считала, что реестр должен содержать сведения о номерах телефонов, факсов или электронной почты членов товарищества. У ТСЖ же был реестр, в котором в отношении каждого члена товарищества были указаны: фамилия, имя, отчество полностью; адрес (с указанием номера дома и квартиры); размер доли.
Суд согласился с ТСЖ в том, что эти сведения позволяют идентифицировать членов товарищества (ФИО) и осуществлять связь с ними (адрес). Он добавил:
«Осуществление связи фактически означает обеспечение возможности получения лицом каких-либо уведомлений, сообщений от иных лиц… Учитывая, что конкретный способ осуществления связи с членом товарищества нормативными актами не определён, по общему правилу такая связь может осуществляться посредством почтового отправления».

Другой пример. ТСЖ «КВАРТ-19» из Москвы не смогло избежать административной ответственности (Постановление Московского городского суда № 4а-6980/2017).
Реестр тоже содержал номера квартир, однако этого и Мосжилинспекции по ЗАО, и судам оказалось мало:
«как следует из копии реестра, помимо физических лиц, в отношении которых имеются данные о фамилии, имени и отчестве, номере квартиры, размере доли, собственником жилья в доме является юридическое лицо – ОАО «Квартал», в отношении которого ТСЖ не представлена идентифицирующая данное лицо информация, а именно адрес места нахождения Общества, информация о лице, представляющего интересы Общества, иная контактная информация, позволяющая осуществлять связь с ОАО «Квартал».

Ответственность за ненаправление копии реестра членов товарищества в ГЖИ

Часто председатели не направляют копию реестра в жилищную инспекцию в первом квартале каждого года. Основная причина нарушения – незнание председателя правления о такой обязанности. Однако незнание не освобождает от ответственности.

Административная ответственность за невыполнение обязанности по направлению копии реестра в орган жилищного надзора установлена в ст. 19.7 КоАП РФ:
«Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган, осуществляющий государственный контроль, сведений, представление которых предусмотрено законом – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от 300 до 500 рублей; на юридических лиц – от 3 000 до 5 000 рублей».

Такое нарушение очень простое в плане выявления, поэтому любимо контролирующими органами: доказывать почти ничего не надо, а из-за сравнительно небольших штрафов мало кто жалуется. К ответственности привлекают по-разному, кого к предупреждению, а кому-то назначают штраф 3000 рублей.

Например, ТСЖ «Антей» из Новосибирска признали виновным в совершении административного правонарушения по ст. 19.7 КоАП РФ и назначили штраф 3000 рублей (Постановление Новосибирского областного суда по делу № 4а-23/2019).
ТСЖ ссылалось на то, что к административной ответственности надо было привлекать председателя правления, а не само товарищество, однако суд признал законным привлечение к ответственности именно юридического лица.

Иногда можно добиться признания правонарушения малозначительным.

Например, это удалось товариществу собственников жилья «Возрождение» из Стерлитамака (Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции № 16 – 7313/2020).
Суд отменил решение о назначении штрафа 3000 рублей и прекратил производство по делу об административном правонарушении.

Кроме административной ответственности, можно получить обычное предписание органа жилищного надзора. Приятного в этом тоже мало.

Например, ТСЖ «Дом Наш» из Санкт-Петербурга не смогло признать недействительным предписание ГЖИ Санкт-Петербурга (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56 – 74339/2018).
Само товарищество было зарегистрировано 27 марта, из-за чего считало, что копию реестра в год своего создания предоставлять не надо.
Суды с такой позицией не согласились и написали:
«в законе не указано, что копия реестра предоставляется за предыдущий год или какой-либо определенный период, подразумевается, что сведения должны раскрываться (актуализироваться) к моменту представления по состоянию на 1 квартал текущего года».
Также суд отклонил довод товарищества на необходимость несения материальных затрат для составления и направления копии реестра членов ТСЖ, так как он не влияет на обязанность такого представления, равную для всех других товариществ.

Обязано ли ТСЖ знакомить желающих с реестром членов товарищества?

Право знакомиться с реестром есть как у членов ТСЖ, так и остальных собственников. Это предусмотрено в п. 2 ч. 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ. Однако на практике с этим сложно.

Люди хотят ознакомиться с реестром членов, если они планируют оспаривать решение собрания членов ТСЖ и хотят проверить наличие кворума, либо если они хотят провести свое собрание, например, по смене руководства ТСЖ. Ни то, ни другое не принесет особой радости товариществу, поэтому ознакомление может откладываться по надуманным предлогам.

Читайте так же:
Может ли суд апелляционной инстанции вынести приговор

Собственники идут жаловаться в ГЖИ, прокуратуру или идти в суд.

Например, ТСЖ «НоВа» из Новосибирска не удалось оспорить представление прокуратуры (Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции № 88а-4236/2020).
Прокуратура после проверки по жалобе потребовала предоставить возможность собственнику ознакомиться с полным реестром членов товарищества, в том числе с правом выписок, снятия фотокопий с помощью его собственных технических средств.
Товарищество считало, что представление прокуратуры противоречит Жилищному кодексу и закону о защите персональных данных. В обоснование своей позиции оно ссылалось на отзыв Управления Роскомнадзора по СФО, а также на решение суда по другому делу, где суд указал на отсутствие у собственника права копирования, фотографирования реестра членов ТСЖ.
Однако суды отказали товариществу:
«Установленный статьей 7 Федерального закона «О персональных данных» запрет операторам, получившим доступ к персональным данным, раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, не распространяется на правоотношения, связанные с ознакомлением собственника с реестром членов ТСЖ.
Статья 143.1 Жилищного кодекса РФ является нормой, устанавливающей иное правило, исключающее применение статьи 7 Закона № 152-ФЗ.
Предоставление для ознакомления реестра членов ТСЖ путем осуществления из него выписок и снятия копий не является распространением персональных данных в смысле, придаваемом ему Законом № 152-ФЗ, так как распространение предполагает совершение действий, направленных на раскрытие данных неопределенному кругу лиц (статья 3 Закона № 152-ФЗ).
Собственник, обладающий в силу закона правом на ознакомление с полным реестром членов ТСЖ, не является лицом, доведение до которого этих сведений будет являться незаконным распространением персональных данных о членах ТСЖ».

Чем полезен реестр членов ТСЖ

1. Из реестра членов видно, сколько голосов в доме принадлежит членам товарищества, нет ли оснований для ликвидации товарищества на основании решения общего собрания собственников (ч. 2 ст. 141 Жилищного кодекса РФ).

2. Реестр важен при оспаривании решений общих собраний членов товарищества. В решениях многих судов можно встретить фразу: «единственным доказательством наличия кворума при проведении общего собрания членов ТСЖ может являться реестр членов ТСЖ и бюллетени для голосования».
При этом суд часто (хотя и не всегда) обращает внимание на сведения о членстве отдельных собственников именно по той информации, которую товарищество направило в жилищную инспекцию.

3. Реестр членов и ежегодное своевременное направление его копии нужно для того, чтобы товарищество или председателя правления не оштрафовали.

К слову, пристать к ТСЖ по поводу реестра могут не только органы жилищного надзора, но и сами собственники.

Например, в Екатеринбурге собственник обратился к ТСЖ «Гагарина-33» с иском о признании ненадлежащим обеспечения председателем ТСЖ ведения реестра членов ТСЖ (апелляционное определение Свердловского областного суда № 33 – 15652/2017).
Жительница никак не могла ознакомиться с реестром членов товарищества, и ей пришлось обращаться в суд с требованиями об ознакомлении. Тот суд она выиграла, а вот признать ведение реестра ненадлежащим не удалось:
«Сам по себе факт непредставления для ознакомления реестра истцу не свидетельствует о ненадлежащем его ведении. Более того, как следует из материалов дела, решением районного суда на ответчика возложена обязанность ознакомить истца со сведениями…. На момент рассмотрения настоящего дела по существу, указанное решение исполнено.
Соглашается судебная коллегия и с выводом суда о том, что ответ Департамента государственного, жилищного и строительного надзора Свердловской области о непредоставлении ТСЖ реестра членов в Департамент не свидетельствует о ненадлежащем обеспечении ведения данного реестра, принимая во внимание, что требования к реестру, установленные ч. 4 ст. 143 Жилищного кодекса РФ соблюдены».

С образцом наиболее полного реестра членов товарищества можно ознакомиться на сайте ДомОнлайн. Там же выложены и доступны для скачивания образцы других документов, которые могут пригодиться в работе товарищества.

Реестр членов товарищества собственников жилья

Для обеспечения правильного учета и контроля за хоздеятельностью ТСЖ необходимо организовать правильный документооборот.

ЖК РФ возлагает обязанность на товарищества вести реестр членов ТСЖ. Он должен содержать информацию, позволяющую:

  • Идентифицировать членов товарищества. Для физлиц это могут быть фамилия, имя, отчество и адрес регистрации или паспортные данные, для юрлиц – наименование, ОПФ и ОГРН.
  • Осуществлять связь с членами ТСЖ. Чаще всего это могут быть: адрес регистрации, адрес фактического места проживания, номера телефонов, адрес электронной почты.
  • Обладать информацией о размере доли имущества члена товарищества в общем имуществе дома, составленной на основании достоверных сведений.

В обязательном порядке товариществом составляется и утверждается правлением учетная политика тсж. Она должны быть разработана и утверждена на протяжении 90 дней со дня госрегистрации. В ней отражаются все стороны деятельности ТСЖ в следующих разделах: общие положения, целевые поступления, коммунальные платежи, взносы собственников, не вступивших в ТСЖ, учет основных средств и материалов, текущих расходов по уставной деятельности, предпринимательская деятельность, рабочий план счетов, форма и регистры бухучета. Каждый из этих разделов несет подробную информацию со ссылками на действующее законодательство РФ.

Основными документами товарищества являются Устав, должностные инструкции, регистрационные книги и журналы учета (например, журнал тсж регистрации осмотров дома, учета заявок на оперативное устранение неисправностей и т.п.). Главным документом для налогового учета показателей деятельности и исчисления налога для ТСЖ на упрощенной системе налогообложения является Книга доходов и расходов.

В Уставе в обязательном порядке оговариваются права и обязанности товарищества и его членов. Все права членов ТСЖ установлены ст.143.1 ЖК РФ, согласно которой они имеют право получать от правления ТСЖ информацию о его деятельности в объеме, определенном Уставом, а также предъявлять претензии к качеству услуг и работ.

Читайте так же:
Понятие и предмет патентного права

Для полноценного функционирования товарищества необходимы органы управления, которыми являются правление и общее собрание членов ТСЖ как высший орган правления. Проведение собраний и перечень решаемых на них вопросов, членство в тсж, члены правления тсж (их избрание) определяются в порядке, утвержденном Уставом товарищества.

Чтобы избежать фальсификации в каждом городе составляется реестр тсж, с которым можно ознакомиться на официальных порталах городов, округов или районов города. В реестре обязательно указывается полное название товарищества и его юридический адрес.

Программа дает вам возможность вести реестр членов товарищества в целях выполнения требований редакции Жилищного кодекса РФ от 18 июля 2011 года об обязанности ведения реестра и о его содержании.

Некоторые формы программы:

Реестр членов товарищества собственников жилья

Как провести ОСС в 2021. Особенности и порядок действий

16.03.2021

Изменения в проведении общих собраний с 2021 года

Не только законодатели, но и карантинные ограничения, связанные с пандемией коронавируса, внесли коррективы в работу всех УО и сегодня мы делимся с вами информацией как можно провести ОСС законно и при этом без личного присутствия всех собственников помещений.

Основными нововведениями стали:

1. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме уже можно проводить с использованием портала госуслуг.

Соответствующие изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 16.01.2021 № 9 в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861.

2. Голосование собственников с помощью ГИС ЖКХ

Теперь у собственников есть возможность заочного голосования — с использованием системы ГИС ЖКХ (ч.3 ст.47 ЖК РФ) — в формате электронного голосования.

3. Общие собрания по коммерческим и нежилым помещениям и новые вопросы, которые необходимо согласовывать с собственниками на ОСС

С 2021 года практически все вопросы, которые касаются размещения коммерции в нежилых помещениях, придется согласовывать с собственниками.

1) Согласно пункту 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме

Соответственно, решение об использовании общего имущества, а также решение о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома.

2) Перечень вопросов, которые нужно согласовывать с собственниками с 2021 г.:

  • размещение рекламных конструкций, вывесок
  • аренда общего имущества в МКД (в первую очередь, это касается интернет — провайдеров)
  • инженерные коммуникации и многие изменения, связанные с ними (увеличение мощностей, установка кондиционеров, перенос стен и пр.)

Формы проведения ОСС:

Общее собрание собственников помещений в МКД ( ч.1 ст.44 ЖК РФ), признаётся органом управления домом. Общее собрание проводится для того, чтобы собственники помещений путем голосования принимали общее решение по злободневным вопросам содержания и управления МКД.

Общее собрание собственников жилья может быть проведено в трёх формах (ст.44.1 ЖК РФ):

    очное голосование — в присутствии собственников помещений в доме для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование;

  • по инициативе любого из собственников (ч. 2 ст. 45 ЖК РФ);
  • по инициативе правления ТСЖ (если в доме создано ТСЖ) (п. 8 ст. 148 ЖК РФ);
  • по инициативе управляющей организации (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ);
  • управляющей организацией, ТСЖ, ЖК, ЖСК, иным специализированным потребительским кооперативом по письменному обращению собственников, обладающих не менее чем 10% общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).

Пошаговая инструкция по проведению общего собрания с обственников в МКД

1. Определяем инициатора собрания;

2. Подготовка документации общего собрания

Для проведения ОСС потребуются следующие документы:

  • Реестр собственников помещений многоквартирного дома;
  • Сообщение о проведении общего собрания собственников;
  • Бланки решений собственников;
  • Листы регистрации.


3. Сообщение о проведении общего собрания.

Оповестить каждого собственника помещения в многоквартирном доме о времени и месте проведения собрания следует не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания. В зависимости от того, какой способ информирования установило общее собрание, можно повесить объявление в подъезде или другом общедоступном месте, вручить уведомление под подпись каждому собственнику или направить заказным письмом (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

4. Проведение общего собрания по выбранной форме (очная, заочная, очно-заочная).

В день проведения собрания члены инициативной группы встречают в назначенном месте и в условленное время остальных собственников помещений.

Голосовать на общем собрании собственник помещения может как лично или через представителя. Доверенность на голосование должна содержать сведения о представляемом собственнике помещения и его представителе (имя или наименование, место жительства или место нахождения, паспортные данные) и должна быть оформлена в соответствии с требованиями п. 4 и п. 5 ст. 185 ГК РФ или удостоверена нотариально.

Сведения о лицах, участвующих в очной части голосования, вносятся в регистрационные листы. Вне зависимости от участия в очной части голосования все собственники голосуют письменно, заполняя бланк решения.

Бланки решения надо направить или выдать заблаговременно, а также сообщить дату, время и место приема заполненных бланков.

Обратите внимание.

Общее собрание не может принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять ее.

Сведения о времени, дате и месте приема бланков решений, подпись собственника или его представителя. (Бланк решения без подписи считается недействительным и не принимается во внимание при подсчете голосов по результатам голосования).

Очень важно помнить, что общее собрание правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений или их представители, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов. Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании, пропорционально его доле в праве, а именно: 1 кв. м = 1 голос.

Читайте так же:
Как делится материнский капитал при разводе супругов


5. Подсчёт голосов и оформление результатов голосования

По общему правилу решения общего собрания собственников по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов собственников, участвовавших в этом собрании (ч. 1, п. 2 ч. 1.2 ст. 46 ЖК РФ).

Исключение составляют (п. п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 ч. 2 ст. 44, ч. 1, п. 1 ч. 1.2 ст. 46, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ):

    принимаемые более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, о наделении совета МКД полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в МКД и решения о создании ТСЖ в одном МКД;

Счетная комиссия обрабатывает бюллетени и подсчитывает результаты голосования. Как правильно подсчитать голоса вы можете прочитать здесь .

Состав счетной комиссии определяют собственники на общем собрании. Засчитываются только те голоса, по которым собственник выбрал в письменном решении лишь один вариант ответа. Иначе решения признаются недействительными. Если в повестке несколько вопросов – один некорректный ответ не делает недействительным все решение (ч. 6 ст. 48 ЖК РФ).

Окончательное решение общего собрания оформляют протоколом с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Требования к протоколу подробно регламентированы Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

Протокол общего собрания изготавливается в сроки, установленные общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, но не позднее чем через 10 дней после проведения собрания.

6. Сообщение о результатах собрания

Окончательное решение общего собрания собственников оформляется в виде протокола с приложением к нему всех бюллетеней для голосования. Инициатор собрания должен обнародовать решения, принятые общим собранием, а также итоги голосования. Для этого нужно разместить сообщение в помещении данного дома, которое определено решением общего собрания и доступно для всех собственников. Уведомить всех собственников необходимо не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений (ч.3 ст. 46 ЖК).

7. Направление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в надзорный орган

Порядок передачи копий протоколов общего собрания собственников помещений установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 937/пр.

Инициатор общего собрания должен предоставить оригиналы решений и протокола ОСС в свою управляющую компанию в течение 10 дней после проведения мероприятия (ч.1 ст.46 ЖК РФ).

Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖСК обязан направить подлинники решений и протоколов ОСС, в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений, в котором проводили общее собрание.

Подлинники решений, протокола нужно передать в течение пяти дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение нужно оформить таким образом, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов ГЖИ. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения информации об итогах ОСС:

Регистрация ТСЖ в налоговой

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) ни в коем случае нельзя путать с домкомом или домсоветом. В последнем случае — это сугубо добровольные общественные объединения, состоящие из активистов дома. ТСЖ — это официальный орган домоуправления, имеющий юридические полномочия, Устав и расчетный счет. Деятельность товарищества собственников жилья регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации и Налоговым кодексом, так как ТСЖ относится к юрлицу.

Пошаговая инструкция, как создать ТСЖ

1. Собрание и протокол

Выйти с предложением о создании органа управления многоквартирным домом может любой жилец. Но такое предложение должно быть документально оформлено и поддержано соседями. А это значит, необходим протокол общего собрания жильцов. Здесь инициатор должен учесть следующее:

если образованное ТСЖ будет управлять имуществом одного дома, то положительно проголосовать должны 50% собственников;

если к инициативе присоединятся соседние дома, то свое согласие должны выразить не меньше, чем две трети жителей каждого дома.

Следующая проблема, с которой может столкнуться зачинатель — собрать жильцов на общее собрание. Кто-то занят, кто-то ленив, а кому-то все равно. Для такого случая законодательно предусмотрена возможность заочного голосования. Но, как говорят, опытные товарищи, — форма удобная, но могут возникнуть вопросы при регистрации в налоговой.

Процедура организации собрания собственников помещений, сроки и необходимые для этого документы закреплены Жилищным кодексом РФ.

Когда жильцов все-таки удалось собрать, важно грамотно оформить протокол. Этот документ понадобится для регистрации ТСЖ в налоговом органе. К протоколу собрания жильцов предъявляются требования, закрепленные Приказом от 28 января 2019 г. N 44/пр «Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».

Протокол 1 Протокол 2 Протокол 3

В связи с тем, что мы говорим о создании ТСЖ, то на повестке дня должны обязательно присутствовать соответствующие вопросы по выборам:

способа управления: в данном случае — Товарищество собственников жилья;

председателя правления: выбирается один из членов правления;

ревизионной комиссии или ревизора;

уполномоченного лица для осуществления государственной регистрации ТСЖ: в большинстве случаев это председатель товарищества.

Также необходимо утвердить Устав ТСЖ и расторгнуть договор с управляющей компанией. По завершении обсуждения протокол подписывается всеми присутствовавшими на собрании и голосовавшими собственниками помещений.

2. Пакет документов

Как юридическому лицу, ТСЖ для регистрации необходимо подать соответствующий пакет документов. Он утвержден Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Читайте так же:
Задолженность уплата налогов физических лиц

Устав ТСЖ

Этот документ содержит основные положения, касающиеся управления домом, распоряжения домовым имуществом, полномочий правления и председателя. Устав принимается на общем собрании собственников. Обязательное требование — все листы должны быть пронумерованы и прошиты. Изменения могут вноситься только по решению общего собрания. Не допускается вырывание или вклеивание страниц.

Протокол

Должен быть подписан всеми участниками собрания. К протоколу прилагаются:

список всех собственников жилья многоквартирного дома,

список жильцов, присутствовавших и голосовавших на собрании,

бюллетени для голосования,

регистрационные листы участников.

Заявление

Основанием для внесения ТСЖ в реестр ФНС служит заявление о государственной регистрации. Вид заявления законодательно утвержден и имеет форму № Р11001. Документ заполняется согласно требованиям, подписывается председателем и заверяется у нотариуса.

Госпошлина

За регистрацию ТСЖ взимается пошлина. Для юридического лица в 2019 году она составила 4 000 рублей. Квитанцию или другой документ, подтверждающий оплату необходимо также предоставить в ФНС.

3. Регистрация

В настоящее время есть два способа подать заявление на регистрацию ТСЖ: бумажный и электронный. Первый вариант предусматривает личное обращение с документами в налоговый орган.Второй вариант предоставляет возможность передать документы, не отходя от домашнего компьютера. На сайте ФНС для этого существуют специальные сервисы.

Кстати, если председатель ТСЖ планирует вести все коммуникации с ФНС и другими госорганами и фондами в режиме онлайн, то ему необходимо позаботиться о получении усиленной квалифицированной электронной подписи и системе юридически значимого электронного документооборота.

Если у налогового инспектора не возникло вопросов к заявителю, то через 5 дней ТСЖ получит Свидетельство о регистрации (лист ОГРН), и товариществу будет присвоен Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Организация товарищества собственников жилья/имущества

В последнее время наблюдается стойкая тенденция строительства коттеджных посёлков, которые по сути являются некой заменой Садовых и огородных товариществ или же их разновидностью. В законе нет определения понятия Коттеджный посёлок и этот вызывает массу вопросов, не точностей и применений аналогии права взамен прмых норм. Так же многие собственники в многоквартирных домах уже не оставляют на откуп муниципальным службам и управляющим компаниям вопросы управления недвижимостью, создания новых объектов общего пользования и капитальный ремонт имеющихся.

Сейчас многие дома и коттеджные посёлки переходят на систему самоуправления. Организуются товарищества собственников жилья, товарищества собственников недвижимости, инициативные группы среди жильцов. В действительности это один из наиболее эффективных и рациональных способов управления недвижимостью и общим имуществом. Согласитесь, что наиболее заинтересованы в заботе об общем имуществе, его сохранности и улучшении его собственники. При принятии решения о самостоятельном управлении имуществом возникают вопросы: как зарегистрировать? Как провести общее собрание? Как оформить протокол общего собрания? И первый, на мой взгляд, один из самых важных вопросов: насколько возможно реализовать задуманное? Соответствует ли желание возможностям?

Если мы говорим о ТСЖ, то ответы на большинство вопросов уже содержатся в Жилищном кодексе, судебной практике и разъяснений судов по этому вопросу тоже достаточно. А если это новая или не часто используемая форма? Например, объединение нескольких домов в одно ТСЖ или ТСН в коттеджном посёлке? Процедуры вроде бы те же. Но есть и большие различия, которые кроются в мелочах.

Если мы говорим об объединении нескольких жилых домов в одно ТСЖ, то нужно учесть несколько нюансов:

Управление общим имуществом. Это основной момент, который должен быть учтён. А как понять есть ли общее имущество у двух стоящих отдельно друг от друга домов? На первый взгляд ответ очевиден: конечно же нет. Но если присмотреться и внимательно проанализировать ситуацию, вполне возможно, что ответ изменится на да.

Итак, что может и должно объединять два многоквартирных дома:

· Наличие общей границы земельных участков, по данным ЕГРН;

· Совместное использование общего имущества допускается проектной документацией этих домов;

· Обеспечение работоспособности общего имущества одного дома зависит и или достигается путем технологического подключения к общему имуществу в другом доме;

· Наличие элементов инфраструктуры, которые предназначены для использования собственниками помещений обоих домов;

Но и после проверки всех сведений и принятия решения об объединении двух многоквартирных домов в одно ТСЖ необходимо оформить протокол общего собрания собственников о создании такого ТСЖ. Решения о создании такого объединённого ТСЖ принимаются собственниками обоих домов на общих собраниях собственников в каждом многоквартирном. Решение будет считаться принятым если «за» проголосует большинство (не менее 2/3) собственников помещений каждого из домов.

Так же при оформлении протокола общего собрания собственников необходимо учитывать какие особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

После оформления протокола и разработки необходимых внутренних документов (устав ТСЖ, решение о создании ТСЖ) необходимо собрать пакет документов для регистрации ТСЖ в налоговой инспекции, в настоящее время непосредственно ехать в налоговую инспекцию нет необходимости все необходимые действия можно совершить нотариально, фактически нотариус сам за вас подаст документы в налоговую инспекцию и выдаст документы о регистрации ТСЖ.

Однако и после регистрации ТСЖ с участием двух домов, можно столкнуться с недопониманием со стороны жильцов. В судебной практике имеются случаи, когда люди доходят и до Конституционного суда РФ в попытке доказать невозможность создания одного ТСЖ на два дома. Судебная практика, как правило складывается в пользу ТСЖ. Взять, к примеру определение Конституционного суда № 708-О от 27.03.2018г. В описательной части Суд чётко даёт понять, что если дома связаны, например единым фундаментом, то создание одного ТСЖ является законным и не противоречит законодательству РФ.

Читайте так же:
Вопрос по снижению алиментов на 2 детей

Так же необходимо отметить, что в соответствии с письмом Минстроя России от 01.08.2016 N 24192-ОД/04 такое ТСЖ может быть создано собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, количество квартир в которых составляет в сумме не более чем тридцать. Однако действие пункта 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 04.06.2011) не распространяется на ТСЖ, созданные до 18.06.2011 года.

Как видно из практики применения и разъяснений государственных органов, в каждом конкретном случае нужно детально разбираться, так как каждый случай уникален и применить право по аналогии не всегда представляется возможным.

С товариществом собственников недвижимости дело обстоит немного сложнее, так как отдельно этот вид управления недвижимостью в ЖК РФ не расписан, большинство норм применяется по аналогии, да и есть свои нюансы в организации управления и управлении загородной недвижимостью.

Создание товарищества собственников недвижимости, как правило применяется для организации управления загородной недвижимостью (далее – ТСН).

Термин Товарищество собственников недвижимости никак не определяется ЖК РФ, но ст. 135 ЖК РФ указывает, что Товарищество собственников жилья это вид товарищества собственников недвижимости. Таким образом можно сделать вывод, что Товарищество собственников недвижимости это более глобальный термин и применений норм закона регулирующих деятельность ТСЖ так же можно отнести и к деятельности ТСН.

Для создания ТСН необходимо, чтобы имущество находилось в непосредственной близости друг от друга. Законодательно не определено какое количество недвижимости (домов, участков) может быть объединено в ТСЖ. Но критерий объединения остается неизменным:

· Наличие общих границ или расположение имущества в непосредственной близости друг от друга;

· Наличие общей инфраструктуры (газ, свет, вода, канализация, дороги)

· Зависимость обеспечения необходимыми ресурсами между домами (одна канализация, общая дорога, общий водопровод)

Цели создания ТСН ни чем не отличаются от целей создания ТСЖ: управление общим имуществом, создание общего имущества и улучшение общего имущества собственников.

Для правильного формирования границ ТСН важно чётко понимать что понимается под термином «Общие границы» ответ на этот вопрос даёт письмо Минстроя России от 01.08.2016 N 24192-ОД/04: под общей границей земельных участков в части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации понимается граница прилегающих земельных участков, что должно подтверждаться информацией, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.

Для регистрации ТСН требуется пакет документов аналогичный созданию ТСЖ, общее собрание проводится для всех собственников желающих объединиться (при условии, что их недвижимость входит в границы создаваемого ТСН), составляется устав и иные необходимые для регистрации документы. Документы должны быть поданы в налоговую инспекцию для регистрации ТСН.

Но если в жилом доме чётко и понятно какие имущество является общим, то для загородной недвижимости это может являться вопросом. Так как при строительстве коттеджных поселков или создании садовых товариществ дороги и коммуникации, как правило оформлены на застройщика или же переданы на баланс муниципалитета района где расположено имущество.

В контексте обозначенных вопросов следует учитывать, что отсутствие в законодательстве чёткого регулирования вопросов общего имущества в загородной недвижимости обуславливается следующими моментами: застройка загородной недвижимости изначально не предполагала наличия общего имущества у владельцев загородной недвижимости. Как правило всё что было необходимо находилось или на земельном участке (например септик, об общей канализации долгое время речи не шло), газ и электричество как правило подаются индивидуально в каждый дом и эти сети никогда не находятся в частной собственности, а принадлежат соответствующим государственным органам. Что остаётся? Вода. В большинстве случаев вопрос решался наличием колодца или скважины на участке. И лишь сравнительно недавно стали появляться коттеджные посёлки, в которых предполагается наличие всех этих сетей. Таким образом получается, что приобретение недвижимости в коттеджном посёлке не влечёт за собой автоматического возникновения доли в праве на объекты инфраструктуры (водопровод, канализация, дороги) в этом посёлке. Доля в праве на указанные объекты возникает в соответствии с Гражданским кодексом РФ, земельным кодексом РФ и иными нормативными актами. В большинстве случаев собственник приобретающий недвижимость в посёлке начинает платить взносы за содержание общего имущества и таким образом у него возникает право на долю в этом имуществе в силу закона.

В заключении хочу сказать, что 27.07.2017 был принят Федеральный закон О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 217-ФЗ. В котором определяется принадлежность имущества общего пользования в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 27.07.2017 № 217-ФЗ указанное имущество принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков. Для целей применения аналогии права это намного облегчает понимание правового режима общего имущества в коттеджном посёлке. Но это по прежнему остаётся аналогией права для коттеджных посёлков.

Как же получить это имущество на баланс ТСН? Ведь никто из собственников не хочет улучшать чужое имущество или создавать объекты общего пользования на чужой земле (что и вовсе может быть признано не законным). Ответ на этот вопрос, к сожалению не содержится в ЖК РФ, но существуют обычаи делового оборота и судебная практика. Исходя из обычаев делового оборота необходимо обратиться в муниципалитет района, сообщить им о создании ТСН и попросить передать интересующие объекты на баланс ТСН. После прохождения определенной процедуры скорее всего имущество будет передано на баланс ТСН. Судебная практика так же исходит из логики, что общее имущество собственников должно находиться в долевой собственности всех собственников и быть на балансе ТСН.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию