Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
29 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Риски проведения выездных налоговых проверок

Как оценить риск налоговой проверки: 12 критериев

Как оценить риск налоговой проверки: 12 критериев

Разбираем 12 критериев риска налоговых проверок. Показываем, как провести анализ критериев в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны следить за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах. Формой такого контроля является выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика, право на проведение которой закреплено в пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ.

Основным документом для проведения выездных налоговых проверок служит Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

При планировании выездных проверок налоговики руководствуются значениями общедоступных критериев, которые автоматически отображаются у них в программе. Всего критериев 12. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям риска, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Чтобы не привлекать к своей компании повышенное внимание налоговых органов, бухгалтеру или руководителю целесообразно самостоятельно контролировать данные критерии.

Не хотите читать? Смотрите видео на 15 минут.
На вебинаре Ольга Славнина, ведущий специалист линии консультаций, рассказала, как самостоятельно оценить риск налоговой проверки по 12 критериям.

12 критериев оценки налоговых рисков

Критерий № 1 . Налоговая нагрузка у налогоплательщика является более низкой, чем средний уровень налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в выбранной отрасли (в выбранном виде экономической деятельности).

Расчет налоговой нагрузки, начиная с 2006 года, по основным видам экономической деятельности, изложен в приложении N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Налоговая нагрузка вычисляется как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) и оборота (выручки) организаций (по данным Росстата).

Критерий № 2 . В течение 2-х и более лет организация в своей бухгалтерской и налоговой отчетности отражает убыток.

Критерий № 3. Доля вычетов по налогу на добавленную стоимость превышает или равна 89% за период 12 месяцев. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН).

В целом для Российской Федерации на конец 2019 года обновленные показатели на текущую дату представлены в таблице:

Рис.1

Рис. 1 (нажмите, чтобы увеличить)

Актуальные данные для Свердловской области:

Рис.2

Рис. 2 (нажмите, чтобы увеличить)

Критерий № 4. Рост расходов опережает рост доходов. Критерий важен для организаций, применяющих общую систему налогообложения (ОСН) .

Критерий №5. Заработная плата работника выбранной организации ниже, чем ее средний уровень по аналогичному виду деятельности в регионе.

Критерий № 6. Неоднократное (более 1 раза) приближение к крайнему значению таких показателей, как выручка, численность сотрудников, остаточная стоимость ОС, которые дают право применять специальный режим (УСН). Во внимание берется приближение на 5 % и менее.

Критерий № 7. Предприниматель за год в книге учета доходов и расходов отражает суммы расходов, максимально приближенные к сумме доходов.

Критерий №8. Построение бизнеса на базе заключения хозяйственных договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Критерий №9. Игнорирование требований налоговых органов: непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и/или непредставление налоговому органу запрашиваемых документов и т. д.

Читайте так же:
Справка для получения субсидии бланк

Критерий №10. Многократное снятие с учета в одном налоговом органе и постановка на учет в других налоговых органах налогоплательщиком в связи с изменением места нахождения (частое перемещение между налоговыми органами).

Критерий №11. Уровень рентабельности продаж и активов (по данным бухгалтерской отчетности) отличается более чем на 10 % от уровня рентабельности продаж и активов аналогичных предприятий той же сферы деятельности (по данным статистики).

Критерий №12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с повышенным налоговым риском.

При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с взаимоотношениями с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

отсутствие прямых личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства компании (уполномоченных должностных лиц);

отсутствие информации о фактическом адресе нахождения контрагента, а также о нахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;

отсутствие информации о контрагенте в открытых источниках (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.);

отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Наличие данных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного или «однодневки», а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Оценка рисков в программе 1С

В программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 вы можете самостоятельно проанализировать и оценить вероятность налоговой проверки. Программа берет усредненные данные по 12 показателям в вашей отрасли (например, средняя з/п) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей компаниями.

Для этих целей предназначен отчет «Оценка риска налоговой проверки», который расположен на закладке «Отчеты». С помощью отчета проводится анализ по двенадцати критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным, которые содержатся в базе и по данным созданной ранее регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год.

Найти отчет можно в меню ОтчетыАнализ учетаОценка риска налоговой проверки.

Рис.3

Рис. 3 (нажмите, чтобы увеличить)

Выберем период для оценки риска проверки, организацию (если в информационной базе ведется учет по нескольким организациям) и нажмем кнопку «Выполнить проверку».

Для получения подробной информации по каждому пункту, раскроем его по знаку «плюс».

Отчет можно распечатать по кнопке «Печать».

Рис.4

Рис. 4 (нажмите, чтобы увеличить)

Проблемные критерии помечены красными восклицательными знаками. Например, для нашей организации это третий критерий – есть значительные вычеты по НДС:

Рис.5

Рис. 5 (нажмите, чтобы увеличить)

Развернув пункт, мы видим, что превышена безопасная доля вычета НДС (89%), значит, есть основание для дополнительной проверки. Также в данном примере возникли вопросы по критерию №11 – рентабельность ниже предельной по отрасли:

Рис.6

Рис. 6 (нажмите, чтобы увеличить)

А вот с зарплатой (критерий №5) все в порядке:

Рис.7

Рис. 7 (нажмите, чтобы увеличить)

Часть критериев проанализировать по данным программы бывает невозможно – в таком случае они помечены оранжевыми кружками с вопросительными знаками и содержат пояснение.

Читайте так же:
Проверить ограничения на счете в налоговой

Рис.8

Рис. 8 (нажмите, чтобы увеличить)

Если вы еще не работали с этим отчетом, рекомендуем с ним познакомиться и проанализировать показатели вашей организации. Данные для анализа будут учитываться по итогам ранее созданной отчетности. Обращаем внимание, что данная оценка является приблизительной и не является гарантом исключения проверок.

«Успешной работы в программах 1С.
Пусть налоговые проверки обходят вас стороной!
»

Славнина Ольга, ведущий специалист линии консультаций
ООО «Центр сопровождения», автор статьи.

Риск выездной налоговой проверки

Их ровно 12. Как месяцев в году или стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая, к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на неё и как самостоятельно можно оценить риски.

Налоговая не скрывает, по каким критериям оценивает ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков она выпустила Приказ от N ММ-3-06/333@, в котором указаны эти критерии:

  • Вы платите меньше налогов, чем в среднем платят компании с видами деятельности, как у вас. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так: сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним (его можно найти на сайте налоговой). Если ниже среднего — вы в зоне риска.
  • По балансу у вас убытки больше двух лет подряд.
  • Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.
  • Расходы по отчётности растут быстрее, чем доходы.
  • Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку. Также основание для выездной проверки могут быть жалобы граждан о выплате серых зарплат.
  • Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн рублей, а вы применяете УСН. Порог применения — 150 млн рублей. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юридических лиц 25% от общей доли.
  • Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?
  • Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. То есть ввод дополнительных «прокладок» — компаний, которые выступают агентами, комиссионерами, посредниками.
  • Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на её запросы, когда она просит предоставить пояснения.
  • Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведёт к смене налоговой инспекции. К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой, и следить за такой компанией труднее.
  • Уровень рентабельности по отчётности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для этого вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.
  • Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски.
Читайте так же:
Налог на авто по фамилии

Последний пункт сам по себе неясен, поэтому мы хотим рассказать, что это за риски.

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей. То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы.

Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и прочее. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

С каждым годом налоговая проверяет всё меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес.

Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведётся непрерывно, поэтому налоговая знает, к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчётности проходят постоянно. Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берётся, почему применяется пониженный тариф и так далее.

На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у неё есть.

При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Ещё — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, непосвящённым во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики». Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас.

Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума, насколько это зависит от нас. Но если проверка всё-таки пришла, то от штрафов, скорее всего, не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы эти штрафы свести к минимуму.

Как оценить риск выездной проверки?

В последнее время планирование выездных налоговых проверок строится не на тотальном контроле, а на риск-ориентированном подходе. Этот принцип заложен в Концепции планирования, которая утверждена приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Для проведения выездного контроля отбираются налогоплательщики по общедоступным критериям риска. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Читайте так же:
Пример акта камеральной налоговой проверки

Критерии приведены в п. 4 Концепции, среди них следующие:

1. налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду деятельности). Среднеотраслевые показатели приведены в приложении № 3 к Приказу ММ-3-06/333@:

  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 году
  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2018 году
  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году
  • Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2006-2016

2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;

3. отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период;

4. опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров, работ или услуг;

5. среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду деятельности в субъекте РФ;

6. неоднократное приближение к предельному значению показателей, дающих право на специальные налоговые режимы;

7. отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год;

8. заключение договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без разумных экономических или иных причин (деловой цели);

9. непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, пояснений, а также наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.;

10. неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами);

11. значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности. Среднеотраслевые показатели приведены в приложении № 4 к Приказу ММ-3-06/333@:

  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2019 году
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2018 году
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2017 году
  • Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг и рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в 2006-2016 годах

12. ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Регулярно проверяя свою финансово-хозяйственную деятельности по этим критериям, налогоплательщик может своевременно оценить налоговые риски и самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства. Для этого служит пояснительная записка к уточненной налоговой декларации, которая приведена в приложении № 5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Для самостоятельной проверки в программе «1С:Бухгалтерия 8» предусмотрен отчет «Оценка риска налоговой проверки». Проверка на соответствие этим критериям осуществляется по данным учета и регламентированной отчетности в информационной базе. Отчет можно сформировать за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев, год. О том, как провести проверку, см. подробнее.

Особенности проведения выездных налоговых проверок

Выездные проверки – серьезное испытание для малых предприятий. Даже при идеальном порядке в бухгалтерской отчетности они способны занять немало времени и потрепать нервы предпринимателю.

Читайте так же:
Какой налог на вклады физических лиц

Высокий налоговый риск и периодичность проверок

Соответствие компании только одному критерию налоговых рисков не является основанием для включения ее в план выездных налоговых проверок, о чем говорит официальное заявление К. Новоселова, занимающего пост заместителя главы Контрольного управления ФНС России. Он напомнил, что критерии рисков для налогоплательщиков перечислены в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. План утверждает приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Что влияет на периодичность выездов

Основные критерии для оценки рисков следующие:

  1. Налоговая нагрузка. Показатель ниже среднестатистического по субъектам хозяйствования в аналогичной отрасли – достаточно веский повод для выяснения причин, повлекших такое снижение. Налоговые органы могут устроить проверку, чтобы понять, что послужило основанием для низкой налоговой нагрузки. Это может быть вызвано объективными причинами: например, бизнес только стартовал, характерные для этого периода инвестиционные расходы вкупе с отсутствующей или слишком малой выручкой дают снижение. В противном случае можно заподозрить нелегальные схемы по снижению налога.
  2. Высокий показатель вычета НДС за период – безопасный размер вычета по регионам можно узнать в статье на Контур.НДС+.

Как отмечает К. Новоселов, организация, соответствующая одному критерию налогового риска, необязательно подвергнется выездной проверке. Оценка ведется комплексно по всем приведенным факторам, со всесторонним изучением его деятельности.

Как оценить вероятность налоговой проверки

Просчитать вероятность попадания в план выездных проверок можно самостоятельно. Привлекают внимание налоговой ситуации:

  • несколько периодов подряд в отчетности отражены убытки
  • большие суммы налоговых вычетов в отчетах
  • кривая роста расходов превышает кривую роста доходов
  • зарплата сотрудника организации ниже среднестатистической по региону
  • показываемое на протяжении долгого времени предельное значение показателей, дающих право на налоговый специальный режим
  • основная деятельность налогоплательщика базируется на взаимодействии с перекупщиками (посредниками)

Еще один настораживающий налоговую фактор – многократно производимое снятие/постановка на учет из-за частой смены местоположения.

Рекомендации ФНС по оценке вероятности выездной проверки

Применяемая налоговыми органами Концепция основана на открытом подходе к отбору налогоплательщиков для проведения налогового контроля. Выборка кандидатов на выездную проверку проводится инспекторами на основании критериев оценки риска совершения налоговых нарушений. Те организации и ИП, которые попадают под описанные критерии, имеют высокую предрасположенность к включению в план выездов налоговиков.

В Концепцию внесены значения:

Данные, поступающие с ежегодным обновлением от ФНС, помогут налогоплательщику сориентироваться и сравнить собственные показатели со среднестатистическими. Уточняя налоговые обязательства добровольно, организация снижает риск быть включенной в план выездов налоговых инспекторов.

Повторные выездные налоговые проверки

Повторная (проводимая по тем же налогам и за один и тот же период вне зависимости от даты последней аналогичной проверки) налоговая проверка с выездом инспектора – явление вполне законное. Однако, может быть проверен период не превышающий 3 лет (п. 10 ст. 89 НК РФ). При этом проводиться она может как ИФНС, проверявшей плательщика ранее, так и вышестоящей контролирующей налоговой организацией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию