Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самостоятельные критерии оценки риска налоговой проверки

О критериях самостоятельной оценки рисков

Налоговые доходы являются основой формирования бюджетов всех уровней, на своевременность и полноту поступления которых непосредственное влияние оказывает налоговое администрирование.
Одним из направлений налогового администрирования является контрольная работа, проводимая налоговыми органами.

В настоящее время контрольная работа базируется на инструментах риск — анализа и точечном отборе объектов для выездных проверок на основе обработки информации о налогоплательщиках и результатов камеральных проверок их отчетности. Имеющиеся сведения и получаемая информация позволяют налоговым органам всесторонне исследовать деятельность проверяемого налогоплательщика и выявлять несоответствия в представляемой в налоговые органы отчетности.

Уже с 2007 года действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»), дающая возможность любому налогоплательщику самостоятельно провести оценку вероятности назначения в отношении него выездной налоговой проверки на основе общедоступных критериев оценки риска.

На сегодняшний день существует 12 критериев оценки таких рисков, в том числе:
1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности.
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности с контрагентами- перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. «Миграция» между налоговыми органами.
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Проведение самостоятельной оценки позволяет налогоплательщику своевременно исправить допущенные ошибки при исчислении налогов, уточнить свои налоговые обязательства и тем самым максимально уменьшить вероятность того, что в отношении его будет назначена выездная налоговая проверка.

Также в помощь налогоплательщикам на сайте Федеральной налоговой службы России (www.nalog.ru) размещен электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», который позволяет оценить будущего партнера, своевременно выявив проблемного контрагента. Сервис включает в себя несколько блоков информации, с помощью которых можно бесплатно и без предварительной регистрации установить данные о регистрации компании, не входят ли в состав должностных лиц дисквалифицированные лица, не является ли адрес компании массовым, не идет ли в отношении партнера процедура исключения его из Единого реестра юридических лиц, как недействующего, находится ли компания в стадии банкротства, ликвидации или реорганизации.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Налоговая назвала 12 поводов для проверки бизнесмена

Налоговики рассказали, как составляют план выездных проверок: бизнесменов проверяют по 12 критериям. В первую очередь в план попадают предприниматели, которые за год заплатили меньше налогов, чем в среднем по отрасли. Это основной показатель — уровень налоговой нагрузки. Чем больше показателей не выполняет бизнесмен, тем выше вероятность того, что к нему придут с проверкой.

В статье рассказываем, как оценить свой бизнес по критериям налоговой. А еще делимся опытом бизнесмена, который ни разу за пять лет не попал в план проверок — рассказываем, как ему это удалось.

  • Автор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ivan Might

На форумах и в соцсетях иногда пишут, что налоговикам запрещено проверять бизнесменов первые три года после регистрации. Это миф. По закону они могут прийти на следующий день после регистрации. Но это бессмысленно, поэтому не приходят.

На самом деле налоговики не имеют права приходить к бизнесмену с проверкой чаще двух раз в год (п. 5 ст. 89 НК РФ). А по одному и тому же поводу могут прийти только раз в течение года. Например, если вас проверили по НДС, то в этом же году могут

На сайте Росстата скачайте информацию о размере зарплат по регионам и сравните со своими показателями

На сайте Росстата скачайте информацию о размере зарплат по регионам и сравните со своими показателями

Игнорирование запросов инспектора

Для всех организаций и ИП

К бизнесмену придут с проверкой, если он игнорирует налоговую: в течение пяти дней не отвечает на запросы, не подает документы, которые требуют налоговики, или отказывается пояснять нестыковки и ошибки в декларации, которые выявил инспектор.

Читайте так же:
Документ подтверждающий отсутствие задолженности по налогам

Миграция между налоговыми инспекциями

Для всех организаций и ИП

Если бизнесмен чаще одного раза меняет адрес фирмы так, что переходит в другую налоговую, это подозрительно. Возможно, бизнесмен старается избежать внимания налоговой и уклониться от проверок.

Работа через цепочку посредников

Для всех организаций и ИП

Если бизнес работает по цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, через новую фирму сразу проходят крупные суммы денег, а все участники сделки связаны между собой, это подозрительно. Вероятно, это фирма-однодневка, которая помогает уклоняться от уплаты налогов и отмывать деньги. Такими фирмами заинтересуются не только налоговики, но и правоохранительные органы.

Список признаков, по которым выявляют потенциальных преступников, перечислили в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 N 53.

Деятельность с высоким налоговым риском

Для всех организаций и ИП

Если налоговая узнает, что предприниматель сотрудничал с фирмой-однодневкой, заподозрит в преступлении и его. Неважно, знал ли предприниматель о незаконной деятельности партнера или случайно связался с преступником.

Чтобы избежать проблем, проверяйте новых партнеров. Вероятно, вы столкнулись с фирмой-однодневкой, если (п. 12 приложения №2 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@):

  • — руководитель фирмы не хочет общаться с вами лично, даже когда подписываете договор;
  • — руководитель отказывается показывать устав или другой учредительный документ, который подтверждает, что он руководит фирмой;
  • — руководитель отказывается показывать паспорт или загранпаспорт — не хочет подтверждать свою личность;
  • — у фирмы нет адреса: неизвестно, где она находится, где ее производство и склады;
  • — фирма никому не известна, в интернете и СМИ о ней ничего нет. Тем более это подозрительно, если другие аналогичные компании активно себя рекламируют в интернете, на телевидении и баннерах;
  • — фирма не зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц;
  • — сотрудник фирмы отказывается показать стандартные для бизнеса документы: свидетельства, лицензии, документы на имущество.

Это основные признаки фирмы-однодневки, но не все. Если сомневаетесь, проверьте партнера по базам налоговой.

Ссылки на базы налоговой в конце страницы под реестром юрлиц

Ссылки на базы налоговой в конце страницы под реестром юрлиц

Бизнесменам, которые случайно связались с фирмой-однодневкой, хотят в этом признаться и избежать проверки, налоговики рекомендуют убрать сомнительные операции из расчета суммы налога и подать уточненную декларацию с пояснительной запиской. В этом случае проверку можно избежать.

Если налоговики подозревают бизнесмена в других нарушениях, местная налоговая передаст информацию о нем в федеральную налоговую. ФНС решит, отправлять к бизнесмену проверяющих или нет.

Показатели на спецрежимах близки к предельным

Для организаций и ИП на спецрежимах

Для спецрежимов государство ввело предельные показатели. Если бизнесмен приближается к предельному показателю на 1–5% несколько раз за год, это подозрительно. Возможно, он искусственно их занижает, чтобы не лишиться права работать на спецрежиме.

Предельные показатели перечислены в Налоговом кодексе.

  • — годовой доход не более 150 млн рублей;
  • — количество работников не более 150 человек;
  • — остаток основных средств не более 150 млн рублей;
  • — доля участия других организаций не более 25%.
  • — площадь торгового зала или зала обслуживания посетителей не более 150 м²;
  • — общая площадь спальных помещений в гостинице или отеле не более 500 м²;
  • — количество работников не более 100 человек.

Для ЕСХН (ст. 346.3 НК РФ): доходы от сельскохозяйственной деятельности должны быть не менее 70% всех доходов.

Налоговый вычет по НДС выше 89%

Для организаций и ИП на общей системе налогообложения

Если бизнесмен уменьшает налоги с помощью налогового вычета больше чем на 89%, налоговая заподозрит его в махинациях.

Налоговый вычет — это сумма, которая уменьшает налог. В основном это НДС из счетов-фактур поставщиков товаров и услуг, которые бизнесмен купил.

Уровень рентабельности организации на 10% ниже нормы

Для организаций на общей системе налогообложения

Если рентабельность продаж и активов ниже на 10% и больше, чем по отрасли, бизнесмена могут заподозрить в уклонении от уплаты налога на прибыль.

Рентабельность показывает, насколько эффективно бизнесмен использует ресурсы: деньги, товары, основные средства. По результатам года налоговики рассчитывают показатели рентабельности по видам деятельности.

Предположим, владелец кофейни зарабатывает только продажами кофе, чая и выпечки. За год он получил прибыль 300 000 ₽, закупил товаров на 4 000 000 ₽, его активы на конец года составляют 3 000 000 ₽.

Читайте так же:
Перерасчет пенсии при достижении 60 лет

Рентабельность продаж общепита из документа налоговой — 7,0%, рентабельность активов — 3,3%. Показатель кофейни выше, чем по отрасли. Вряд ли налоговики заинтересуются кофейней.

Расходы организации растут быстрее доходов

Для организаций на общей системе налогообложения

Если в каждом квартале расходы растут быстрее доходов, это подозрительно. Возможно, бизнесмен занижает доходы или завышает расходы, чтобы не платить налог на прибыль.

Расходы ИП близки к доходам

Для ИП на общей системе налогообложения

Бывает, предприниматель по результатам года выходит в ноль — расходы равны доходам. В этом случае платить налог на доходы физических лиц не с чего. Налоговая может заподозрить, что бизнесмен подгоняет расходы под доходы, чтобы не платить налог.

Также бизнесмена заподозрят в махинациях, если налоговый вычет на доходы физических лиц окажется выше 83% от суммы доходов.

Что говорят бизнесмены

Мы поговорили с бизнесменом из Питера, который производит мебель. Он руководит ООО на общей системе налогообложения. Это самый сложный налоговый режим из всех: бизнесмен платит НДС, налог на прибыль, транспортный налог и налог на имущество. Он поделился опытом, как ему удается избегать выездных проверок.

За пять лет к бизнесмену ни разу не пришли с налоговой проверкой. Это заслуга бухгалтера на аутсорсе — он проверяет показатели фирмы по всем 12 критериям. В течение года он следит, чтобы налоговая нагрузка была не ниже, чем по отрасли, контролирует доходы, расходы, начисление НДС и сумму налоговых вычетов по нему. Фирма не связывается с сомнительными схемами и подозрительными компаниями — дотошно проверяет каждого поставщика. А в конце года, прежде чем подать декларацию, бухгалтер еще раз прогоняет показатели фирмы по всем критериям налоговой. Это работает: бизнесмен не нарушает закон, и налоговики его не тревожат.

Бизнесмен рассказал, что помимо 12 критериев есть еще один, на который ориентируются налоговики — минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Они наверняка придут с проверкой к тем, кто платит своим работникам зарплату ниже минимального уровня. Для Питера с 1 мая 2018 года МЗП равна 17 000 ₽, но бизнесмен предпочитает платить на тысячу-две больше, чтобы наверняка. Этим негласным правилом руководствуются как налоговики, так и бизнесмены.

Мы не можем гарантировать, что вы не попадете в план проверок, даже если у вас все показатели в норме. Но опыт бизнесмена, с которым мы разговаривали, показывает, что ни разу не попасть в план проверок возможно.

Подытожим

Налоговики составляют план проверок не наобум, а только после того, как проанализируют годовую отчетность. Потенциальных нарушителей отбирают по 12 критериям. В первую очередь займутся теми, кого заподозрят в преступной деятельности, отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. Затем заинтересуются бизнесменами, у которых зашкаливают один-два показателя. Бизнесмены, у которых все показатели в норме, вряд ли попадут в план проверок

Чтобы узнать, грозит ли вам проверка:

1. Оцените свой бизнес по критериям налоговой.

2. Если обнаружили отклонения, проверьте, все ли операции попали в отчет для налоговой и нет ли ошибок в расчетах.

3. Если ошиблись, подайте корректирующий отчет. Если ошибок нет, вы ничего не нарушили, всё законно и подтверждающие документы на месте, предоставите их налоговой в случае проверки.

4. Чтобы в дальнейшем не попасть в план проверок налоговой, старайтесь не отклоняться от нормы по тем показателям, на которые они ориентируются.

Критерии назначения выездных налоговых проверок: как не попасть на крючок ФНС

И. И. Греченко
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Как видно из официальной статистики, опубликованной на сайте ФНС России, количество выездных налоговых проверок сокращается. То есть, налоговые органы выбирают кандидатов для проверки точечно и целенаправленно. И этому предшествует длительная аналитическая работа.

Так инспекция путем анализа информации о деятельности налогоплательщика осуществляет отбор заинтересовавших ее налогоплательщиков.

И уже результатом проводимой аналитической работы является включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок. Об этом финансовое ведомство напомнило в Письме от 15.02.2017 N 03-02-07/1/8547.

Основным документом, использующимся в аналитической работе налоговых органов, является Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее — Концепция). Она определяет 12 критериев налоговых рисков, по которым осуществляется отбор.

Критерии рисков размещены на сайте ФНС и регулярно обновляются. ФНС рекомендует каждому налогоплательщику ознакомиться со сведениями, размещенными на сайте, для самостоятельной оценки рисков (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ ).

Иными словами, каждый налогоплательщик может самостоятельно определить, попадает ли его деятельность в зону с высоким налоговым риском (Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит в большинстве своем от прозрачности деятельности, а также полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

Читайте так же:
Выход на пенсию военнослужащих изменения

Остановимся подробно на каждом из обозначенных критериев:

1. У налогоплательщика низкая налоговая нагрузка. Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск включения в план выездных налоговых проверок, сравнив свою фактическую налоговую нагрузку со среднеотраслевым уровнем. Если интегральная налоговая нагрузка ниже отраслевой налоговой нагрузки, он может быть включен в план выездных налоговых проверок. Налоговая нагрузка определяется как отношение сумм уплаченных налогов к полученной выручке (см. п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@):

Обосновать низкую нагрузку можно, к примеру, снижением доходов и ростом расходов, указав конкретные обстоятельства, которые к этому привели. Нелишним будет написать, что в текущем году компания принимает меры по снижению расходов, а также в случае стабилизации спроса планирует поднимать цены на производимую продукцию (работы или услуги).

2. Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При самостоятельной оценке организацией рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию, следует исходить из того, что в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возможны убытки. Налоговые органы привлекают компании, которые ведут убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет подряд.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Данный критерий позволяет оценить деятельность налогоплательщика, который уплачивает налог на добавленную стоимость (работает с НДС). Налоговые вычеты по НДС считаются значительными, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев.Например, доля вычетов по НДС может превысить 100% в случае пополнения материальных запасов, покупки новой техники и оборудования. А значит, такое поведение является экономически оправданным, хоть и негативно отражается на величине контролируемых показателей.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Данный критерий риска подразумевает налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов. Критерием является несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности.

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Средняя заработная плата рассчитывается налоговыми органами на основании данных налоговой декларации, либо расчета авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд, поскольку ее ежеквартально сдают все налогоплательщика, в том числе на УСН и ЕНВД. На официальном сайте ФНС России размещены статистические показатели среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или по конкретному субъекту РФ.

Без внимания не останется и информация, поступающая от граждан, юридических лиц, правоохранительных или иных органов, о выплате работникам заработной платы «в конвертах» либо о нарушениях трудового законодательства, допущенных при оформлении сотрудников (п. 5 Общедоступных критериев оценки рисков). Эти и иные аналогичные сведения будут также учитываться налоговым органом при планировании выездной проверки.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Так принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (два и более раза в течение календарного года).

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Относится к налогам на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия деловой цели. Речь идет об организации деятельности на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками без видимой деловой цели, т.е. разумных экономических или иных причин (п. 8 Общедоступных критериев оценки рисков).

Если будет установлено, что основной целью сделки (операции) являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) налога, налогоплательщик лишится права на уменьшение налоговой базы или налога к уплате (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Кроме того, одним из обязательных условий реализации указанного права признается исполнение сделки (операции) надлежащим лицом: либо стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, либо лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону (пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Следовательно, чтобы определить, может ли налогоплательщик воспользоваться налоговой выгодой, налоговый орган должен установить фактического исполнителя.

Читайте так же:
Имеет ли ип право на пенсию

В то же время необходимо отметить, что возможность достижения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) сама по себе не является основанием признать налоговую выгоду необоснованной (п. 3 ст. 54.1 НК РФ).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

10. Частая смена налоговой инспекции. Правда, в план выездных проверок рискует попасть только организация, которая с момента своего создания два раза и более меняла официальный адрес (подавала по этому поводу заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Налоговые органы могут заинтересоваться деятельностью налогоплательщика, если уровень ее рентабельности (прибыльности) значительно ниже среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности (п. 11 Общедоступных критериев оценки рисков).

Необходимые для сравнения статистические данные по рентабельности приведены в Расчете рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности (Приложение N 4 к Приказу).

В соответствии с п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ значения показателей налоговой нагрузки ежегодно до 5 мая актуализируются и размещаются на официальном сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/ ).

До момента обновления можно использовать данные за последний предшествующий год, в отношении которого утверждены такие показатели. Этот вывод следует из п. 2 Приказа ФНС России от 22.09.2010 N ММВ-7-2/461@.

Риск подвергнуться выездной налоговой проверке есть у налогоплательщика – плательщика налога на прибыль, у которого согласно бухгалтерской отчетности отклонение рентабельности в сторону уменьшения от среднего показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности (по данным статистики) в среднем на 10% и выше.

Сверке подвергнутся два показателя: рентабельность активов и рентабельность продаж.

Источником информации для контролирующего органа в обоих случаях станут данные, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности:

— в Бухгалтерском балансе организации;

— в Отчете о финансовых результатах.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, то есть деятельности, в отношении которой есть основания полагать, что она направлена на получение необоснованной налоговой выгоды (п. 12 Общедоступных критериев оценки рисков), а именно:

— руководители (уполномоченные лица) покупателя и поставщика не присутствовали при обсуждении условий поставок и при подписании договоров;

— отсутствуют документы, которые подтверждают полномочия руководителя (представителя) компании-контрагента, копии документа, удостоверяющего его личность;

— нет информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;

— нет информации о контрагенте из открытых источников (например, рекламы);

— нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

— регистрация контрагента по адресу «массовой» регистрации, ликвидация юридического лица в принудительном порядке (письма Минфина России от 19.03.2010 N 03-02-07/1-118, от 16.03.2010 N 03-02-07/1-110);

— контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

— наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);

— отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку либо производство товара, выполнение работ или оказание услуг;

— отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности и рост задолженности плательщика (или его контрагента);

— выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых неочевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения;

Читайте так же:
Коэффициенты применяемые при начислении пенсии

— существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления, и т.п.

Необоснованной такая налоговая выгода признается, если для ее получения налогоплательщик (п. 3, 4 постановления Пленума ВАС РФ N 53):

— исказил действительный экономический смысл совершенной хозяйственной операции;

— специально осуществил операцию, которая не обусловлена разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера);

— отразил в учете и отчетности хозяйственную операцию, которой не было в действительности.

Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок.

Критерии налоговых рисков — когда ФНС может прийти с проверкой

Визит ФНС с внеплановой выездной налоговой проверкой — практически всегда неожиданность для предпринимателя. Внезапная налоговая проверка опасна не только тем, что она затрудняет работу фирмы — существует большой риск, что по ее итогам налоговики найдут не одно нарушение, привлекут виновных лиц к ответственности и заставят компанию сделать доначисление налогов. Можно ли спрогнозировать визит налоговых инспекторов заранее?

С Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной еще 30.05.2007 года, это сделать под силу каждому предпринимателю.

В Концепции приведены критерии самостоятельной оценки рисков — 12 положений. Перечислим их:

  1. Фирма платит меньше налогов, чем другие юрлица по данному региону, занимающиеся аналогичным видом деятельности.
  2. В бухгалтерских и налоговых документах отражены убытки за последние несколько периодов.
  3. Значительные суммы налоговых вычетов.
  4. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов от продажи товаров или оказания услуг.
  5. Уровень зарплат в данной фирме ниже, чем средний уровень зарплат в данном регионе в том же экономическом сегменте.
  6. ИП отражает сумму затрат, идентичную его сумме доходов.
  7. Многократное приближение к критериям, позволяющим применять особые налоговые режимы.
  8. Построение всей деятельности компании на сотрудничестве с фирмами-перекупщиками или посредниками.
  9. Отказ от дачи пояснений ФНС относительно выявленного несоответствия показателей деятельности.
  10. Многократное снятие налогоплательщика с налогового учета в одной ИФНС и постановка в другой ИФНС.
  11. Существенное несоответствие уровня рентабельности данной фирмы по сравнению с другими фирмами того же региона и того же экономического сектора.
  12. Функционирование юрлица с высоким уровнем налогового риска.

В Приложении № 2 к Критериям содержатся пояснения относительно каждого из 12 критериев налоговых рисков. На последнем пункте следует остановиться подробнее.

Деятельность с высоким уровнем налогового риска означает, что с большой долей вероятности данная фирма реализует «серые» схемы уклонения от налогов и получения необоснованной выгоды. Например, на это могут указывать «проблемные» контрагенты — без регистрации в ЕГРЮЛ, с отсутствием данных по директору или другому лицу, подписавшему договор, и т.д.

Каков риск налоговой проверки вашей фирмы?

Конечно, ни на одном сайте невозможно посмотреть списки фирм, деятельность которых сотрудники ФНС будут проверять в ходе выездного инспектирования. На официальном сайте Генпрокуратуры РФ можно найти планы всех других проверок, кроме налоговых.

Однако предпринимателям стоит иметь в виду — чем больше критериев исполняется, тем выше риск налоговой проверки. Кроме того, на решение налоговиков посетить именно вашу организацию могут повлиять также обращения граждан, например, о том, что работодатель выплачивает зарплату «в конверте» или иным образом нарушает действующее законодательство.

Поэтому если вы изучили критерии самостоятельной оценки налоговых рисков и понимаете, что визит ФНС не за горами, вам следует немедленно:

  1. Привести в соответствие действующему законодательству все бухгалтерские документы и отчетность. Если это необходимо, нужно провести аудит документации.
  2. Издать локальный акт, регулирующий функционирование компании на время инспектирования. В этом акте, например, нужно прописать, кто будет взаимодействовать с сотрудниками ФНС, готовить документы для Инспекции, где будут размещаться проверяющие и т.д.
  3. Сделать копии важных документов, в том числе скопировать информацию, содержащуюся на жестких дисках компьютеров.
  4. Если каких-то бумаг не хватает — запросить их копии, например, у контрагентов.
  5. Озаботиться подготовкой помещения, где будут размещаться проверяющие. , который проконтролирует работу ФНС и не допустит нарушений прав компании.

Указанные выше действия, во-первых, снизят риск возникновения налоговых споров, во-вторых, ускорят проверку деятельности организации, в—третьих, предотвратят хаос и неразбериху среди сотрудников. Поэтому изучайте критерии налоговых рисков и готовьтесь к возможным ревизиям заранее.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию