Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок давности по выездной налоговой проверке

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 113 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений статьи 113 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П, с учетом разъяснений, данных в постановлении Конституционного Суда РФ от 10 января 2017 г. N 1-П

Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 113 НК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 29 октября 2019 г. — Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

ГАРАНТ:

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18 января 2005 г. N 36-О, правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством, и лишать их гарантий, установленных настоящей статьей

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 1.1 статьи 113 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Проверка кассы — как проходит налоговая проверка

При расчетах с физическими лицами и другими юрлицами организации и ИП обязаны применять контрольно-кассовую технику. Освобождение от ККТ имеют только некоторые категории налогоплательщиков. Контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ о применении ККТ осуществляет ФНС (статья 7 54-ФЗ от 22.05.2003 г.).

До конца 2020 года из-за пандемии в стране действовал мораторий на проверки порядка применения ККТ, но никто не освобождал предпринимателей от ответственности за использование касс. В период запрета налоговики принимали жалобы от граждан о нарушениях законодательства.

С 1 января 2021 года проверки касс возобновились. Срок исковой давности по проверкам ККТ равен одному году со дня совершения нарушения, поэтому оштрафовать бизнес в 2021 году могут не только за текущие ошибки, но и прошлые (письмо ФНС 21.04.2021 Г. №АБ-2-20/671@).

С момента появления на рынке онлайн-касс правила работы на них многократно дополнялись и ужесточались. В них добавляли новые реквизиты и признаки в чек, меняли форматы фискальных данных, вводили коды на товары, которые должна была обрабатывать касса. Этот список можно продолжать бесконечно. В выигрыше остались только те предприниматели, которые изначально установили себе современную кассовую технику, которую разработчики перепрошивали и обновляли автоматически. Такие пользователи своевременно переходили на новые правила. Кстати, пользователям МТС Кассы мы прогружаем все обновления абсолютно бесплатно.

Сергей Музыкантов. Директор по продуктам МТС Кассы

Что проверяют налоговые инспекторы, какие контрольные мероприятия они проводят, какие наказания грозят нарушителям и как их можно избежать? Об этом в статье. Но для начала – новости.

Последние новости об изменениях законодательства по применению ККТ

В июне принят и опубликован Федеральный закон 170-ФЗ от 11.06.2021, согласно которому правила проведения проверок ККТ изменятся с 1 марта 2022 года. В соответствии с новыми положениями:

Предметом контроля и надзора за соблюдением законодательства о применении ККТ являются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в России. То есть закон строго ограничивает предмет проверки ККТ.

Контроль за соблюдением законодательства ККТ будет регулироваться не законом 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении ККТ», а законом 248-ФЗ от 31.07.2020 г. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.07.2021 г.

Отменяются плановые контрольные (надзорные) мероприятия. Налоговые органы будут проводить только внеплановые проверки ККТ, при этом компании и предприниматели об их проведении уведомляться не должны.

Проверять кассовый аппарат инспекторы смогут по месту нахождения налогоплательщика или месту установки ККТ, в том числе в жилых помещениях.

Плюс к этим изменениям власти хотят ужесточить правила применения касс на рынках (информация Минфина от 29.03.2021).

Вернемся в июль 2021 года.

Главные поводы для проверки

Есть несколько причин, по которым ФНС обратит на предпринимателя свое пристальное внимание:

Поступление сведений о нарушении правил применения ККТ. Например, вы не выдали кассовый чек или не указали в чеке обязательные реквизиты.

Работа с наличкой. Здесь в первую очередь не везет розничным магазинам и заведениям общепита.

Внезапно возникшие убытки в больших объемах.

Торговля маркированными товарами.

На чем все основано. Частота проверок

У темы проверки ККТ такая «счастливая» судьба, что там что хочешь, то и делай, ведь ни одним законом она прямо не урегулирована. Это не вид налогового контроля и не госконтроль, для которых законодательство существует.

Сегодня в отношении ККТ продолжают действовать только административные регламенты:

По осуществлению контроля за соблюдением требований к ККТ. Утвержден Приказом Минфина от 17.10.2011 №132н.

По осуществлению контроля за полнотой учета выручки в организации и у ИП. Утвержден Приказом Минфина от 17.10.2011 №133н.

Ограничений на периодичность проверок ККТ нет. Они могут проводиться как угодно часто. Поэтому, если ФНС обнаружит, что у вас есть чем поживиться, то будет приходить к вам хоть каждый день.

Способы контроля

У налоговиков есть два способа для контроля применения касс:

Выездные налоговые проверки (они же оперативные). Проводятся непосредственно в магазине (главном офисе или подразделениях).

Удаленный контроль. Собирается и оценивается информация о применении ККТ, которая проходит через оператора фискальных данных (ОФД). Если что, инспекторы составляют и отсылают предпринимателю требование об устранении нарушения.

Что и как проверяют налоговые инспекторы

Налоговой часто проводятся контрольные закупки. Инспекторы приходят под видом простых покупателей, наблюдают за вашими действиями, могут зафиксировать их на фото или видео, либо сами что-то покупают. Конкретные цели закупок:

отслеживание факта применения ККТ при оплате наличными;

проверка выдачи кассового чека и БСО (бланка строгой отчетности);

проверка правильности реквизитов чека и БСО. Это легко можно сделать через мобильное приложение ФНС «Проверка чека» или на сайте налоговой.

Порядок применения ККТ вправе проверить даже инспекция, в которой предприниматель не состоит на учете.

Читайте так же:
Пенсия по старости пенсионеру по выслуге

Представители налоговой службы проверяют соблюдение требований к кассе. В частности:

соответствует ли она техническим нормам;

есть ли регистрация кассы в личном кабинете на сайте ОФД. Подтверждением факта регистрации служит нахождение кассы в реестре ККТ;

соответствует ли фактическое место установки ККТ указанному в документах и др.

Проверяют полноту отражения и правильность учета выручки.

Во время проверки инспекторы могут потребовать справки, пояснения, документы, например:

Отчет о закрытии смен и текущем состоянии расчета. Документы за прошлые даты можно распечатать в любой момент через ЛК оператора ОФД, отчет о текущем состоянии сформировать прямо на ККТ.

Кассовую книгу, бухгалтерские регистры, оборотные ведомости, книгу учета и др. Кассовые книги должны находиться возле ККТ.

Запрашивать нужную информацию из баз операторов фискальных данных.

Иметь свободный доступ к кассам и данным на фискальном накопителе.

Привлекать специалистов для проведения экспертизы.

Взаимодействовать с органами внутренних дел.

Оперативная проверка может проводиться и в отсутствие руководителя (ИП). Даже если нарушения не обнаружены, инспекторы обязаны составить акт проверки в двух экземплярах. Если у вас есть какие-либо замечания или возражения по проведению контрольной закупки, зафиксируйте их в акте либо в отдельном документе.

На проверку КТТ отводится 5 рабочих дней со дня получения решения от начальника инспекции. На проверку полноты учета выручки – 20 дней.

Как передавать затребованные ФНС при проверке документы

В отношении применения ККТ рекомендуем освежить в памяти приказ ФНС России от 29.05.2017 №ММВ-7-20/483@ «Об утверждении случаев, порядка и сроков предоставления информации и документов в электронной форме организациям и ИП, осуществляющим расчеты, и пользователям в налоговые органы».

Если по вашу душу пришли и затребовали какие-то документы, поясняем, вы должны отдавать их только через ЛК налогоплательщика, внутри которого есть кабинет пользователя ККТ. Только так документы будут иметь юридическую значимость. Сроки ответа – в большинстве случаев 1 день, в некоторых случаях 3 дня.

Как отсчитываются сроки давности по нарушениям

При проверках, связанных с онлайн-кассой, против налогоплательщиков работают две статьи КоАП РФ:

Статья 14.5 – все нарушения, связанные с применением ККТ.

Статья 15.1 – иные нарушения в области кассовой дисциплины: неполное оприходование выручки, несоблюдение лимита остатка кассы и другие.

Многие ошибочно думают, что если они допустили нарушения давно, в прежние годы, то все уже списалось и забылось. Но это ошибочное мнение. Помните, что сроки давности (статья 4.5) отсчитываются так:

Нарушения по статье 15.1 – 2 месяца с момента совершения разового нарушения, или с момента выявления длящегося нарушения.

Нарушения по статье 14.5 – 1 год.

Но: например, вы вообще не применяете кассу с начала 2018 года, и не собираетесь ее применять. В середине 2021 года вас поймали. Тогда вас оштрафуют на весь доход за все эти годы и имеют право его отобрать в виде штрафа. Никто не будет ограничиваться давностью одного года, т. к. нарушение систематическое, злостное.

Ответственность за нарушение требований к применению ККТ

В 2021 году произошло несколько важных изменений в законодательстве о ККТ, и у налоговой появилось больше причин для штрафов. Так с какими же суммами вам придется расстаться, если инспекторы вас поймают?

За нарушение порядка применения ККТ предпринимателя ждет штраф от 1 500 до 3 000 рублей, юрлиц – до 10 000 рублей.

Изменение: С 01.02.2021 – ИП на спецрежимах обязаны указывать в чеке наименование товаров и их количество.

Штраф за неприменение онлайн-кассы или применение устаревшего аппарата: для ИП от четверти до половины суммы расчета, но не менее 10 000 рублей, для юрлиц – не менее 30 000 рублей.

При повторном нарушении и сумме расчетов более 1 млн рублей: для ИП и юрлиц – приостановление деятельности до 90 суток.

Изменение: С 01.07.2021 – ИП без наемных работников, выполняющие работы, оказывающие услуги и реализующие товар собственного производства применяют ККТ в обязательном порядке.

Если ваш вид деятельности не относится к исключениям, вам необходимо приобрести онлайн-кассу и заключить договор с ОФД.

У МТС большая линейка моделей касс, и вы сможете выбрать подходящую для вашего бизнеса.

Чтобы сэкономить на покупке, как вариант, кассу можно взять напрокат или в рассрочку.

Штраф за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям: для должностных лиц и ИП – от 1 500 до 3 000 рублей, для юрлиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Изменение: С 06.08.2021 – при регистрации ККТ (или перерегистрации) все предприниматели должны использовать фискальный накопитель с ФФД 1.2. Это новый формат фискальных документов, поддерживающий режим маркировки.

В МТС Кассах обновление пройдет автоматически и бесплатно до 6 августа 2021 года.

Штраф за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций составит от 40 000 до 50 000 рублей для организаций и в 10 раз меньше для ИП.

Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с опозданием, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП – от 1 500 до 3 000 рублей; на юрлиц – от 5 000 до 10 000 рублей.

Как избежать или смягчить наказание за ошибки в применении кассы

Безусловно, все допускают ошибки при применении ККТ. Это нормально. Важно исправиться и сдаться до того, как вас поймает налоговая, и разъяснить свое нарушение. Тогда наказание будет мягче, а в определенных случаях его не будет совсем.

Законодательство в части касс меняется достаточно часто. Поэтому лучше выбрать кассовую технику, которая обновляется автоматически.

Срок давности по выездной налоговой проверке

Полезная информация на тему: «Срок давности по выездной налоговой проверке» от профессионалов с комментариями для людей. Здесь собрана информация по тематике, позволяющая ее раскрыть со всех сторон.

Выездная налоговая проверка: сроки проведения

Для любого бухгалтера выездная налоговая проверка — это огромный стресс. И конечно же, он задается вопросом: «И сколько же это продлится?» Мы расскажем, каковы общие сроки различных процедур при проведении выездной проверки и когда возможны отклонения от них.

Процедура и сроки проведения выездной проверки

Выездную проверку (ВНП) можно разделить на два этапа.
Этап 1. Проводится сама проверка, и ее результаты оформляются актом.

Этап 2. Руководитель инспекции рассматривает материалы ВНП и ваши возражения и выносит решение.

———————————
Даже если вы представите возражения ранее отведенного для этого срока, материалы проверки все равно должны быть рассмотрены не ранее чем истекут 15 рабочих дней с даты вручения вам акта.
Если вы согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, то можете просто не приходить в ИФНС — материалы ВНП рассмотрят без вас.

При идеальном раскладе вся процедура проведения ВНП не должна превысить 4 месяцев и 35 рабочих дней. Но из любого правила есть исключения. Бывает, эта процедура длится меньше, но чаще всего, к сожалению, больше. Посмотрим, из-за чего срок проверки может быть увеличен.
———————————
Пункт 15 ст. 89 НК РФ.
Пункты 6, 8 ст. 89 НК РФ.
Пункт 1 ст. 100 НК РФ.
Пункт 5 ст. 100 НК РФ.
Пункт 6 ст. 100 НК РФ.
Пункт 1 ст. 101 НК РФ.
Пункт 9 ст. 101 НК РФ.

Приостановление проверки

Продление проверки

Предупреждаем руководителя
Нет смысла избегать общения с налоговиками по поводу выездной проверки (например, отказываться получать решение о ее назначении). Это лишь приведет к тому, что они на вполне законных основаниях смогут существенно продлить срок проведения проверки — до 1 года.

Если же ваша организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам, ее проверяют не по заданию сверху и вы не прячетесь от налоговиков, то, скорее всего, проверку вашей организации продлевать не будут.

Читайте так же:
Налог на машину в армении калькулятор

Проведение дополнительных мероприятий

Как мы уже сказали, решение по итогам ВНП принимается в течение 25 рабочих дней с момента вручения вам акта (15 рабочих дней на представление вами возражений плюс 10 дней на рассмотрение материалов проверки) (Пункты 1, 7 ст. 101 НК РФ). Правда, этот срок может быть и увеличен, но не больше чем на 1 месяц (Пункт 1 ст. 101 НК РФ). При этом вас должны ознакомить с соответствующим решением.
Чаще всего основанием для продления сроков рассмотрения материалов проверки является проведение дополнительных мероприятий (далее — допмероприятия) (Пункт 6 ст. 101 НК РФ). Их проведение мотивируется необходимостью получить дополнительные доказательства факта нарушения вами законодательства. Если срок рассмотрения материалов ВНП продлевают в связи с этим, то, помимо того что вас ознакомят с решением о продлении сроков, вам могут вручить решение о проведении допмероприятий (Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]).
На практике допмероприятия проводят, если проверяющие не успели запросить у вас какие-то документы в ходе проверки, а они им уж очень нужны.

Итак, максимальный срок от начала проверки до получения вами решения по ее результатам может составить более полутора лет:

Конечно, срок пугающий. Но не паникуйте. Не всегда сами проверяющие заинтересованы в затягивании сроков проверки. Ведь за это их ждет большой нагоняй.

Срок исковой давности по правонарушениям, связанным с уплатой налогов, начинается с налогового периода, следующего за тем, в котором не был выплачен налог

ФНС России на своем официальном сайте напомнила, что привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов можно в течение трех лет с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение.

Налоговое ведомство рассмотрело конкретный пример, в котором налогоплательщик обжаловал решение ФНС России от 30 мая 2016 года о привлечении к ответственности за неуплату налога на прибыль организаций за 2012 год на основании окончания срока исковой давности по данному правонарушению. Однако представители ФНС России пояснили, что в данном случае срок уплаты налога установлен до 28 марта 2013 года. То есть правонарушение состоялось уже в 2013 году, а значит, срок давности привлечения к ответственности начинается с 1 января 2014 года и заканчивается 31 декабря 2016 года. А следовательно, решение в отношении налогоплательщика признано правомерным.

Указанный вывод согласуется и с судебной практикой (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Напомним, что неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора), а также в размере 40%, если неуплата произошла умышленно (п. 1-2 ст. 122 НК РФ). Исчисление срока давности в данном случае начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. При этом, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) (ст. 113 НК РФ).

Следует помнить, что «соответствующий налоговый период» в целях применения ст. 113 НК РФ – это период уплаты соответствующего налога.

Верховный суд разъяснил, с какого момента исчисляется срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога

Срок давности привлечения к ответственности на основании статьи 122 НК РФ за неуплату налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором следовало уплатить налог. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд в определении от 10.02.15 № 2-КГ14-3.

Суть спора

Согласно статье 113 НК РФ, налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности на основании статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога, если со дня, следующего после окончания соответствующего налогового периода, в котором было совершено правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности прошло более трех лет. В Налоговом кодексе не уточняется, что следует считать налоговым периодом, в течение которого было совершено правонарушение. В связи с этим между налогоплательщиками и инспекциями зачастую возникают споры о том, с какого момента исчисляется срок давности привлечения к налоговой ответственности.

Аргументы налогоплательщика

С подобной проблемой столкнулась компания из Вологодской области. Инспекторы оштрафовали организацию за неуплату НДС за I квартал 2010 года. Соответствующее решение было вынесено 19 июня 2013 года.

Организация платить недоимку отказалась, заявив, что срок давности необходимо исчислять с даты истечения срока на уплату налога. Аргументы следующие. Поскольку НДС подлежал уплате до 20.04.10, то срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения истек 20.04.13. Таким образом, решение о привлечении к ответственности от 19.06.13 вынесено после истечения трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.

Решение суда

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика. Но суд кассационной инстанции и Верховный суд признали, что оспариваемое решение инспекции вынесено в пределах трехлетнего срока. Обоснование следующее.

Исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог. Соответственно, срок давности, определенный статьей 113 Налогового кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

В рассматриваемом случае налог нужно было уплатить не позднее 20 апреля 2010 г., то есть во втором квартале 2010 года. Поскольку эта обязанность не была исполнена, срок давности привлечения к ответственности исчисляется со следующего дня после окончания второго квартала, то есть с 1 июля 2010 г., и истекал 1 июля 2013 года. Следовательно, в описанном случае срок давности для привлечения к ответственности пропущен не был.

Комментарий редакции

Аналогичные разъяснения о порядке исчисления срока давности приведены также в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 и в письме ФНС России от 22.08.14 № СА-4-7/16692. При этом чиновники ФНС уточнили, что указанный способ определения срока давности не зависит от продолжительности налогового периода (года или квартала). К примеру, если будет занижена сумма налога на прибыль за 2014 год, то срок давности надо отсчитывать с 1 января 2016 года, поскольку срок уплаты налога на прибыль за 2014 год — 30 марта 2015 года (также см. «Обзорное письмо ФНС по применению первой части НК РФ: какие выводы пригодятся бухгалтеру»).

Сообщества › Mercedes G- >› Блог › Срок давности для выявления и взыскания налоговой недоимки

Зачастую, налогоплательщики получают требования налоговиков об уплате недоимки по налогам за прошлые налоговые периоды, причем в требованиях может идти речь о задолженности пяти или десятилетней давности. Насколько такие требования соответствуют закону? И так ли уж «бессрочна» налоговая недоимка или все же существуют сроки, ограничивающие налоговиков? В данной статье попытаемся найти ответы на эти вопросы, которыми не редко задаются налогоплательщики.

Читайте так же:
Какая сумма валюты не облагается налогом

Прежде всего, необходимо различать срок для выявления недоимки по налогам (т.е. период времени, в течение которого налоговики могут обнаружить эту самую недоимку), и срок для взыскания налогов (период времени, в течение которого возможно принудительное взыскание налога через суд).

С какого момента будут отсчитываться сроки судебного взыскания недоимки, выявленной инспекцией по итогам таких контрольных мероприятий? Прямого ответа на данный вопрос НК РФ в настоящее время не содержит.
Суды по этому вопросу в большинстве случаев ориентируется на позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 3147/11, где указано следующее.
Инспекция выявляет недоимку вне налоговой проверки после наступления срока уплаты налога путем сравнения суммы налога, которую налогоплательщик указал в декларации либо начисленную инспекцией самостоятельно (по отдельным налогам) с данными о фактически уплаченных суммах, поступивших из Федерального казначейства.
Как указал ВАС РФ, в данном случае недоимка считается установленной:
1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога, если до истечения этого срока налогоплательщик представил в инспекцию сведения о начисленной сумме налога;
2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации в инспекцию, если налогоплательщик подал отчетность позже установленного срока платежа.
Следовательно, все процессуальные сроки на взыскание недоимки, выявленной в результате иных мероприятий налогового контроля, должны отсчитываться с указанных моментов.

Отвечая на вопрос о «бессрочности» налоговой недоимки, можно сделать следующий вывод. Согласно действующему законодательству обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК РФ сроками взыскания налога в судебном порядке.
При нарушении сроков для взыскания недоимки и отказе суда в их восстановлении, инспекция утрачивает возможность взыскать с налогоплательщика задолженность, а недоимка должна быть признана безнадежной к взысканию на основании пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ.

Отметим, что согласно Проекта Постановления Пленума ВАС РФ «О применении Арбитражными судами РФ части первой налогового кодекса» инициировать судебное разбирательство с требованиями признать суммы, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и внести на этом основании изменения в лицевую карточку налогоплательщика, может не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик.
С уважением, налоговый юрист Елькина Н.В. оригинал: tax-support-spb.ru/iz-pra…a-nalogovoy-nedoimki.html

Продолжаю.
Про момент извещения:
ст.165.1 Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

На основании изложенного, принимая во внимание то, что реализация участниками гражданского процесса своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, а также учитывая, что ответчик неоднократно извещался о времени и месте рассмотрения дела по всем имеющимся в материалах дела адресам, о причинах неявки в судебное заседание суду не сообщил, об изменении адреса места жительства суду не сообщил, суд полагает, признать ответчика в силу положений ст.ст. 118, 167 ГПК РФ извещенным о времени и месте судебного заседания, и рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Срок налоговой давности

Зачастую, налогоплательщикам приходят требования об уплате налогов за давно прошедшие периоды либо такие налоговые долги взыскиваются через суд. Обычно, в таких ситуациях налогоплательщиков интересует существование срока давности по налогам.

Срок давности по налоговому законодательству

Применительно к налоговым отношениям под сроком давности обычно подразумевается срок, по истечению которого, налоговый орган теряет возможность взыскания долга.

При этом, в Налоговом кодексе РФ (далее – НК) понятия «срок давности по налогам» или «срок налоговой давности» не установлены. Не определен в НК и срок исковой давности — понятие, знакомое многим из Гражданского кодекса РФ. Здесь следует помнить, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется (п.3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Хотя срок налоговой давности в НК не определен, из совокупности статей 46-48, 69, 70, 89, 100 НК следует, что налоговые органы все же ограничены в сроках выявления и взыскания налоговых долгов. Так, в указанных статьях в НК определены:

  • сроки, для выявления или обнаружения долга налоговым органом, в том числе сроки проведения налоговой проверки (с момента начала проверки до момента вступления в силу решения по ее итогу) – до 2 лет 1 месяца для выездных налоговых проверок и не более 9,5 месяцев для камеральных проверок ( п.2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК). Важно помнить еще об одной особенности порядка проведения налоговых проверок — инспекция может проверить в порядке выездной налоговой проверки период не старше трех лет – п.4 ст. 89 НК. Следовательно, если налогоплательщик не был проверен в течение трех лет с момента образования налоговой недоимки, то возможность выявить и взыскать налоговый орган потеряет;
  • срок, для предъявления налогоплательщику требования о добровольной уплате долга (20 дней с момента вступления в силу решения по налоговой проверке либо три месяца со дня выявления инспекцией налогового долга в результате иных мероприятий налогового контроля – п.1 ст. 70 НК);
  • срок для исполнения налогоплательщиком требования об уплате долга в добровольном порядке (не менее восьми рабочих дней, с момента получения требования налогоплательщиком (п.4 ст. 69 НК);
  • срок на судебное взыскание добровольно не погашенного налогоплательщиком долга (шесть месяцев с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате налогового долга при взыскании долга за счет денежных средств, или два года с момента окончания срока на добровольное исполнение требования об уплате при взыскании долга за счет имущества– ст. 46-48 НК).

Пропуск инспекцией сроков взыскания налогов — является основанием для отказа судом в иске налогового органа о взыскании долга с налогоплательщика. Сумма налогового долга, во взыскании которой судом отказано, должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана по этому основанию (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК).

При этом, нарушение налоговым органом сроков, установленных НК для проведения контрольных мероприятий, а также сроков для направления требования об уплате налогов, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов (п.37, 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57) .

Следовательно, срок налоговой давности можно определить как установленный в НК период времени для выявления и взыскания налогового долга, по истечению которого, налоговый орган может потерять возможность взыскать долг.

На основании выше приведенных норм НК, в совокупности,

срок налоговой давности составляет:

  • от 2 лет 6 месяцев до 4 лет, с момента начала выездной налоговой проверки налогоплательщика — если долг выявлен в ходе выездной налоговой проверки;
  • от 1 года 5 месяцев до 2 лет 10 месяцев, с момента начала камеральной проверки декларации налогоплательщика — если долг выявлен по результатам камеральной проверки.
Читайте так же:
Срок действия справки об отсутствии налоговой

Фактическая длительность срока зависит от вида контрольного мероприятия, в ходе которого долг выявлен (камеральная, выездная налоговая проверка или иные мероприятия налогового контроля).

Также на его длительность влияет способ взыскания долга — взыскание налога за счет денежных средств либо за счет имущества налогоплательщика.

Можно порекомендовать налогоплательщикам следующее — при получении требования об уплате или судебного заявления налогового органа о взыскании налогов за давние периоды, необходимо проверить не только обоснованность начисленных в требованиях сумм, но и соблюдение налоговыми органами сроков налоговой давности. В случае если сроки выявления и взыскания налоговым органом пропущены, можно заявлять это в суде в качестве основания для отказа налоговому органу в иске о взыскании налогов.

Своевременное обращение к профессиональному налоговому юристу или адвокату поможет сформировать грамотную позицию по налоговому спору в суде либо разрешить налоговый спор в досудебном порядке.

За какой период может быть проведена налоговая проверка

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

  • повторную выездную проверку в целях контроля вышестоящего налогового органа над нижестоящим (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Читайте так же:
Какая ставка пени по налогам

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки .

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию