Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Структура федеральной налоговой службы россии

Налоговые органы в Российской Федерации

Налоговые органы являются контролирующими органами государственной власти. Они следят за неукоснительным исполнением действующего налогового законодательства.

В их компетенции находится надзор за правильным подсчетом, полной и вовремя произведенной уплатой в бюджет обязательных платежей.

Определение ИФНС

Согласно Постановлению Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004 г. в качестве органа исполнительной власти в области надзора за исполнением законодательства об обязательных сборах выступает Федеральная налоговая служба.

Подразделение ФНС – Инспекция ФНС. ИФНС – это исполнительный орган на определенной территории.

Определение принадлежности конкретного лица к территориальной инспекции выполняется следующими способами:

  1. С помощью идентификационного кода налогоплательщика. Номер подразделения службы – это первые четыре цифры ИНН.
  2. На официальной странице ФНС. В специальном поле необходимо ввести адрес физического лица по месту проживания, адрес регистрации юридического лица либо ИП, и система выдаст реквизиты ИФНС.

В результате реорганизации налоговых органов может измениться код ИФНС. Узнать налоговую по адресу прописке можно на сайте ФНС РФ. Получить информацию можно по известному, ранее присвоенному, коду.

Структура налоговых органов

Структура и понятие о ФНС РФ определены Постановлением Правительства «Об утверждении положения о ФНС». Подробная схема размещена на веб-странице ФНС.

Кратко она выглядит следующим образом:

  1. Высший налоговый орган в РФ – ФНС, подчиняется Министерству финансов.
  2. Пять межрегиональных инспекций.
  3. Управления налоговой службы по субъектам.

Во главе ФНС стоит руководитель. Предложение о назначении на пост исходит от Минфина РФ. Утверждение на пост и освобождение от должности выполняет Правительство страны. На начальника возлагается персональная ответственность по выполнению порученных ФНС задач и функций.

Управление налоговой службы страны по субъектам включает территориальные инспекции.

Офис ФНС России располагается в Москве по адресу: ул. Неглинная, 23.

Обратиться в госналогслужбу можно различными способами:

  • по телефону;
  • письмом по почте России;
  • с помощью онлайн-сервисов;
  • через отделения по месту жительства.

Вся справочная информация содержится на официальной странице службы в интернете. Для консультаций по общим вопросам открыта единая горячая телефонная линия. Центральный аппарат круглосуточно доступен по телефону доверия +74959130070.

Форма одежды всех налоговых сотрудников содержит отличительный нарукавный знак с гербом. В качестве герба используется эмблема Министерства налогов и сборов. Внешне она схожа с гербом России. Отличие состоит в том, что правой лапой орел держит ключ, а левой – керикион Гермеса.

Функции налоговой службы

Для достижения поставленных законом задач, ФНС выполняет функции:

  • по обеспечению строгого исполнения законодательства, выработке порядка управления налоговым производством;
  • по участию в разработке законопроектов и других официальных документов в сфере налогообложения;
  • по оказанию услуг, объяснению прав и обязанностей налогоплательщикам;
  • по осведомлению плательщиков налогов о произошедших законодательных изменениях.

К другим функциям относятся:

  • проведение проверок финансовой деятельности организации в области налогового учета;
  • посредством кредитных организаций возвращение ранее уплаченного превышающего норму налога;
  • работа по анализу статистики в сфере налогообложения, разработка рекомендательных поправок с целью совершенствования налоговой системы;
  • помощь в определении стоимости и продаже изъятого имущества.

Цели и задачи ИФНС

Главной целью ИФНС является регулирование налоговых отношений, надзор за соблюдением закона в сфере обязательных платежей.

В ст. 6 Федерального закона № 943-I определены основные задачи налоговых органов РФ:

  • надзор за следованием законодательству в конкретной сфере;
  • соответствие установленным нормам выплат, полноты и совершения в надлежащее время уплаты обязательных платежей.

Межрегиональные и межрайонные инспекции

Межрегиональные и межрайонные инспекции появились в ходе реформирования.

В зоне ответственности межрайонной инспекции лежат:

  • административные районы;
  • крупнейшие плательщики.

Данные о крупнейших плательщиках содержатся в Едином государственном реестре. Межрегиональные подразделения функционируют в рамках конкретной территории.

Права и обязанности налоговой службы

В ст. 31 НК прописаны права налоговой службы.

Основные, закрепленные кодексом, полномочия:

  1. Затребовать от плательщика всю необходимую документацию.
  2. Выполнять проверки.
  3. Проводить изъятие документов при законных обстоятельствах.
  4. С целью получения пояснений вызывать налогоплательщиков.
  5. Ограничивать право собственности либо иное вещное право, временно прекращать операции по счетам налогоплательщиков.
  6. Исчислять налоговые суммы, подлежащие направлению в бюджет.
  7. Заниматься принудительным взиманием недоимок и штрафов.
  8. В зоне действия своих полномочий направлять иски в суды.

Обязанности ФНС даны в ст. 32 НК. К первостепенным относятся:

  • исполнение законодательства;
  • ведение учета плательщиков;
  • предоставление бесплатной информации налогоплательщикам в сфере налогообложения;
  • обеспечение сохранности налоговой тайны;
  • отправление налогоплательщикам документации по оплате налогов, о результатах проверки и принятых решениях;
  • предоставление по запросу справочной информации, выполнение сверки расчетов.

В своей деятельности сотрудники службы обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина и действующим законодательством.

Заключение

Налоговые органы являются единой системой, объединившей различные структуры ФНС. Они относятся к федеральным органам, выполняющим важнейшие задачи и обеспечивающим пополнение государственного бюджета.

Состав, структура, функции, права и обязанности налоговых органов

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику. Структура налоговых органов представлена на схеме.

Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.

Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:

· за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

· за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

· за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

· за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;

· за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.

· ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

· государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

· представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

ФНС России находится в ведении Минфина России.

ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России.

ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему.

Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:

· для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;

· для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;

· для проведения налоговых проверок.

На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:

1. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;

2. разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;

3. производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;

4. электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;

5. производство и реализация продукции металлургической промышленности;

6. оказание транспортных услуг;

7. оказание услуг связи.

Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:

Читайте так же:
Муж платит на ребенка мало алиментов

· осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;

· обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

· Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.

· Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:

· инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;

· инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.

Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:

· • требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля; порядок истребования документов рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);

· проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ (проверки могут быть камеральными и выездными);

· приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков в порядке, предусмотренном НК РФ (операции по счетам приостанавливаются чаще всего в случае непредставления налоговых деклараций в срок, установленный законом, или в качестве одной из мер, обеспечивающих поступление налогов в бюджеты всех уровней; в случае непредставления декларации в установленный срок операции по счету приостанавливаются до момента ее представления; арест на имущество налагается в случаях, предусмотренных налоговым законодательством);

· производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений (выемка документов проводится, когда имеется достаточно оснований полагать, что документы будут сокрыты, изменены или уничтожены);

· осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества (осмотр помещения производится в рамках выездной налоговой проверки);

· определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основе имеющейся информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках (суммы налогов определяются расчетным путем в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налого-

· обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги);

· взыскивать в бесспорном порядке с юридических лиц недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ (штрафные санкции взыскиваются только в судебном порядке; с индивидуальных предпринимателей и физических лиц все виды недоимок взыскиваются только в судебном порядке; с юридических лиц — в бесспорном или судебном порядке);

· требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков (это требование реализуется в порядке контроля налогоплательщиков, осуществляющих уплату налогов, а также банков, которые, выступая в роли налоговых агентов, перечисляют денежные средства в соответствующий бюджет);

· привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (порядок привлечения для контроля рассмотрен при описании форм и методов налогового контроля);

· вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (свидетель имеет право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных законодательством; при этом обязательно составляется протокол опроса свидетеля);

· заявлять ходатайства об аннулировании или приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности (данное право реализуется в случае грубых нарушений налогового законодательства, которые можно квалифицировать как преступления, а также неуплаты (неполной) уплаты налогов);

· предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по вопросам, связанным с налогообложением (для налогоплательщиков — физических лиц — суд общей юрисдикции, для юридических лиц — арбитражный суд).

Обязанности налоговых органов в соответствии со ст. 32 НКРФ:

· соблюдать законодательство о налогах и сборах — главная обязанность налоговых органов и их должностных лиц (законодательством предусмотрено, что при нарушении закона налоговыми органами налогоплательщик имеет право взыскать убытки, причиненные их неправомерными действиями);

· осуществлять контроль соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов (порядок осуществления налогового контроля строго регламентирован НК РФ и иными законодательными и нормативными актами);

· вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, включающий в себя своевременную постановку на налоговый учет, присвоение ИНН, КПП, своевременное снятие с учета налогоплательщика и т.д.;

· проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства и других законодательных и нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (следует иметь в виду, что налоговый орган обязан ответить на запрос налогоплательщика в течение 30 дней);

· осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов (налоговые органы обязаны принять решение об их зачете или возврате в течение 30 дней);

· соблюдать налоговую тайну (понятие «налоговая тайна» возникает с момента постановки налогоплательщика на налоговый учет и заключается в том, что налоговый орган обязан хранить и не разглашать информацию о налогоплательщике — его учредителях, месте жительства, местонахождении, его оборотов по реализации и т.д.).

Таможенные органы. Основной обязанностью таможенных органов является контроль уплаты налогов при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Кроме того, они выполняют ряд функций налоговых органов.

Таможенные органы взимают налоги в соответствии с таможенным законодательством и другими федеральными законами, а также с учетом положений НК РФ. При этом Таможенный и Налоговый кодексы Российской Федерации существенно различаются, в том числе в отношении сфер взимания налогов (таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы), полномочий, процедур делопроизводства, принятия решений и т.д.

Однако должностные лица таможенных органов исполняют все обязанности должностных лиц налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.

СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассмотрены элементы механизма налогового контроля , дан краткий обзор истории развития налоговых органов России, дана характеристика функциям и задачам Федеральной налоговой службы РФ и правам налоговых органов . В работе сделан вывод, что организация качественной и результативной работы налоговых органов необходима для обеспечения возможности максимального полного и своевременного исполнения налогоплательщиками своих фискальных обязательств для обеспечения формирования бюджета государства в необходимом объеме.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

COMPOSITION AND STRUCTURE OF THE RUSSIAN TAX AUTHORITIES, THEIR FUNCTIONS AND POWERS IN THE FIELD OF ADMINISTRATION

The article considers the elements of the tax control mechanism, gives a brief overview of the history of the development of the tax authorities of Russia, describes the functions and tasks of the Federal tax service of the Russian Federation and the rights of tax authorities . The paper concludes that the organization of high-quality and effective work of tax authorities is necessary to ensure the possibility of maximum full and timely fulfillment by taxpayers of their fiscal obligations to ensure the formation of the state budget in the required amount.

Текст научной работы на тему «СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ»

СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИИ, ИХ ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ В СФЕРЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

Читайте так же:
Удерживается ли подоходный налог с материальной

Аннотация. В статье рассмотрены элементы механизма налогового контроля, дан краткий обзор истории развития налоговых органов России, дана характеристика функциям и задачам Федеральной налоговой службы РФ и правам налоговых органов. В работе сделан вывод, что организация качественной и результативной работы налоговых органов необходима для обеспечения возможности максимального полного и своевременного исполнения налогоплательщиками своих фискальных обязательств для обеспечения формирования бюджета государства в необходимом объеме.

Ключевые слова: федеральная налоговая служба, налоговый контроль, механизм налогового контроля, функции федеральной налоговой службы, права налоговых органов.

Одним из элементов экономической безопасности страны выступает налоговая безопасность, которая реализуется через действенный механизм налогообложения и систему налогового контроля, за реализацию которых отвечают налоговые органы страны.

Обязанность уплаты налогов и сборов закреплена в Конституции РФ, в соответствии со ст. 57 которой каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. Определение налога данное в Налоговом Кодексе базируется на следующих сущностных признаках налога:

— уплате в целях финансового обеспечения деятельности государства.

В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в об-

ласти налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:

— с федеральными органами исполнительной власти;

— с органами исполнительной власти субъектов РФ;

— с органами местного самоуправления;

— с государственными внебюджетными фондами

— посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Система налогового контроля состоит из следующих элементов механизма налогового контроля:

1. Уполномоченные органы, ответственные за администрирование налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном уровне — налоговые органы, органы внутренних дел, таможенные органы, Счетная палата РФ и Минфин РФ.

2. Субъект налогового контроля, которым могут быть как контролирующие органы, так и налогоплательщики.

3. Объект налогового контроля, которым может быть финансово-хозяйственная деятельность физических и юридических

лиц, так или иначе затрагивающая вопросы налогообложения.

4. Предмет налогового контроля, в свою очередь, которым выступают денежные документы, бухгалтерские отчеты, планы, декларации и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней.

Налоговые органы можно определить, как систему централизованного характера по контролю за исчислением и уплатой налогов и сборов, которой присуща целостность.

Работа налоговых органов страны организована в соответствии с Федеральным законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 г. № 943-1.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах».

В 1990 году создана государственная налоговая инспекция в составе Министерства финансов. В 1991 году Государственная налоговая служба учреждена как самостоятельное ведомство. В 1998 год: Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. 19 марта 2004 года в ходе административной реформы по оптимизации функций органов исполнительной власти МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу;

% и cu pq u u 1 о 1993 год: Создан Государственный реестр предприятий, Начата разработка программы информатизадииГосударственнойналоговой службы Российской Федерации и ее территориальных органов как составной части: федеральной программы информатизацииРоссии. На налоговые органы возложены функции контроля за применением контрольно-кассовых машин.

о R Ù 1996 год: Введена в действие упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

4 о Я 1997 год: Создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России. Разработана концепция создания АПС «Налог-2».

я и с j о PL, 1998 год: Госналогслужба России преобразована в Министерств о Российской Федерации по налогам и сборам (Указ Президента Российской Федерации от 23 декабря 1998 года № 1635).

S о о 1999 год: Введена в действие I часть Налогового кодекса Российской Федерации. устанавливающая основные принципы налогообложения,

Q е 0J Ч 04 Я а О

2001 год: Введена в действие]! часть Налогового кодекса Российской Федерации (глава 21 «Налог на добавленную стоимость». Глава 22 ((Акцизы», Глава23 «Налог на доходы физических лиц»,Глава 24 ((Единый социальный налог(взнос)». 19 марта 2004 года МНС преобразовано в Федеральная налоговая служба РФ

Рис. 1. История деятельности ФНС в период с 1993 г. по настоящее время

Структура налоговых органов, сформированная в стране, включает следующие структуры, показанные на рисунке 2.

1 ФНС по субъектам РФ,

m о -► Межрегиональные инспекции ФНС.

Инспекции ФНС по районам.

hi о Инспекции ФНС по районам в городах.

a Ь Инспекции ФНС по городам без районного деления,

О Инспекции ФНС межрайонного уровня,

Рис. 2. Структура налоговых органов страны

Во главе ФНС находится руководитель, который назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.

Структура Федеральной налоговой службы имеет следующий вид:

Руководство и Центральный аппарат ФНС России; межрегиональные инспекции ФНС России:

— по федеральным округам (8 округов);

— по крупнейшим налогоплательщикам (№1-9);

— по ценообразованию для целей налогообложения;

— по централизованной обработке данных;

— по камеральному контролю Функции Федеральной налоговой службы

(ФНС) приведены на рисунке 3.

контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и ссорах

контроль н надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов н сборов

контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей

* контроль и надзор за производством и оооротомтаоачной продукции

контроль и надзор за соолюдением треоовании к контрольно-кассовой технике (онлайн кассам), порядком и условиями ее регистрации и применения

контроль и надзор за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей

контроль и надзор за проведением лотереи, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей

Рис. 3. Функции ФНС

Права деятельности налоговых органов, оговоренные ст. 7 Федерального закона

Организация качественной, действенной и результативной работы налоговых органов страны необходима для того, чтобы обеспечить возможность максимального полного и результативного исполнения налогоплательщиками своих обязательств для того, чтобы обеспечить пополнение бюджета государства в необходимом объеме. Основной источник доходов бюджетов всех уровней (как консолидированного, так и федерального) являются именно налоги с физических и юридических лиц.

В современных условиях нестабильной экономической обстановки в России, влияния санкционных ограничений и политической нестабильности укрепление финансовой системы, бюджетной и, в частности, налоговой составляющих не вы-

РФ от 21.03.1991 г. № 943-, систематизированы далее по тексту на рисунке 4.

зывают сомнений. Стабильность налоговой системы России, организация качественного и результативного налогового контроля дают возможность укрепить налоговую безопасность, что является одним из рычагов укрепления национальной безопасности в общем.

Итак, за администрирование налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном уровне в Российской Федерации несут ответственность налоговые органы страны, прежде всего, ФНС РФ и территориальные налоговые органы. Важно достижение баланса администрирования налоговых отношений в системе управления налоговыми процессами на государственном и региональном уровнях, в целом деятельно-

В случаи и порядке. которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, производить е органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки документов. связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также обязательных платежей, не являющихся налогами

Контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.

О существ лять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок. а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Обследовать с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации три осуществлении своих полномочий производственные. складские, торговые и иные помещения организаций и граждан.

Требовать от руководителей и других должностных лип проверяемых организации, а также от граждан устранения выявленных нарушении законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации нарушений законодательства Российской Федерации. регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указ энных требований.

Читайте так же:
Будет ли налог на теплицы

В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов. плательщиков страховых взносов и налоговых агентов в банках и налагать греет на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов, птательпшков страховых взносов и натоговых агентов.

Выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушении в порядке, установленном НЕ РФ.

Взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном НК РФ.

Рис. 4. Права налоговых органов

сти налоговых органов страны всех уров- реализуемыми нормативно-правовыми до-ней иерархий. Деятельность налоговых кументами, прежде всего, это НК РФ и органов Российской Федерации организо- Федеральный закон от 21.03.1991 г. вана в соответствии с разработанными и № 943-1.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Электронная правовая база «Консультант-Плюс». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

2. Сайдулаев Д.Д., Курбанов С.А. Налоговый контроль: сущность, предмет и формы // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11-3 (76). — С. 280-286.

3. Сайдулаев Д.Д., Агаева И.Х. Сущность налогового контроля и основные принципы его осуществления // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — № 11-2. — С. 64-67.

COMPOSITION AND STRUCTURE OF THE RUSSIAN TAX AUTHORITIES, THEIR FUNCTIONS AND POWERS IN THE FIELD OF ADMINISTRATION

D.D. Saidulaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The article considers the elements of the tax control mechanism, gives a brief overview of the history of the development of the tax authorities of Russia, describes the functions and tasks of the Federal tax service of the Russian Federation and the rights of tax authorities. The paper concludes that the organization of high-quality and effective work of tax authorities is necessary to ensure the possibility of maximum full and timely fulfillment by taxpayers of their fiscal obligations to ensure the formation of the state budget in the required amount.

Keywords: Federal tax service, tax control, mechanism of tax control, functions of the Federal tax service, rights of tax authorities.

Как устроена и как работает обычная городская налоговая инспекция. Полномочия инспекторов

Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.

Структура налоговой инспекции

На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

В структуру ФНС входят:

  • руководство ФНС;
  • структурные подразделения;
  • межрегиональные инспекции;
  • управление ФНС по регионам.

На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

✅ Функции и задачи

Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.

Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.

Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).

К целям работы налоговой инспекции относят:

  • проведение налоговых проверок;
  • учет за своевременной оплатой, начисление пени и штрафов на просроченные обязательства;
  • контроль за денежными поступлениями, правильностью их исчисления;
  • регистрация налоговых резидентов;
  • контроль за производством табачной продукции и за применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности.

Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.

Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов;
  • прием и ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетностей, их камеральная проверка;
  • выездная проверка деятельности юрлиц;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), предпринимателей (ЕГРИП), реестра налогооблагаемых объектов;
  • принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов;
  • контроль за счетами налогоплательщиков, состоянием взаиморасчетов;
  • утверждение налоговых уведомлений и форм требований об уплате налога;
  • составление отчетности о работе инспекции;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков;
  • разработка предложений по совершенствованию работы налоговой службы.

Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:

  • порядок исчисления налогов и сборов;
  • права и обязанности;
  • порядок заполнения налоговой отчетности;
  • полномочия налоговых органов.

В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.

Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.

👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов; и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.
Читайте так же:
Сколько налог на жилой дом

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», а также ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений

Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.

Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.

В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:

  1. Руководство инспекцией: начальник и его заместители.
  2. Отдел планирования налоговых проверок.
  3. Отдел выездных проверок юрлиц.
  4. Отдел камеральных проверок юрлиц.
  5. Отдел по работе с налогоплательщиками.
  6. Подразделение по учету отчетности и анализу.
  7. Отдел проверки корректности удержания НДФЛ у физлиц и администрирования страховых взносов.
  8. Отдел досудебного урегулирования судебных споров.
  9. Отдел по взысканию недоимки в принудительном порядке.
  10. Юридический отдел.
  11. Отдел обеспечения процедуры банкротства.
  12. Отдел по организации учета налогоплательщиков.
  13. Отдел безопасности (оперативного контроля). .
  14. Отдел информационного обеспечения и информационной безопасности, по внедрению АИС «Налог».
  15. Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.
  16. Аналитическо-контрольный отдел.
  17. Отдел расчетов с бюджетом.

Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.

Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.

Отделы камеральных и выездных проверок

Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.

Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.

В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие. Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.

В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:

    ;
  • налоговых деклараций;
  • подтверждающих корректность начисления налогов документов.

Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.

Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.

По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.

Отдел по удержанию НДФЛ

Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.

Отдел прочих налогов

Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр. Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков. В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.

Состав и структура налоговых органов Российской Федерации

Управление системой налоговых органов в нашей стране возглавляет Минфин России, к которому отошла часть функций ранее действовавшего Министерства но налогам и сборам РФ.

Итак, Минфин России утверждает:

  • – порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков;
  • – формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций.

Оперативное управление системой налоговых органов в России в настоящее время осуществляет ФНС России, которая находится в ведении Минфина России. ФНС России – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Кроме того, ФНС России осуществляет государственную регистрацию налогоплательщиков, а также обеспечивает представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Однако ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, утвержденных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также оказание платных услуг.

В целом структура налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и состоит из трех звеньев. Федеральное звено представлено ФНС России, второе звено включает управления ФИС по республикам в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу, наконец, основной элемент этой системы – налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах.

ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ

Для целей повышения эффективности налогового контроля среди налогоплательщиков стали выделять отдельные категории. Одним из основных критериев был определен уровень финансово-экономических показателей их деятельности, по которому определяют крупнейших, крупных и традиционных налогоплательщиков. Для каждой категории налогоплательщиков разрабатываются специальные методики осуществления налоговых проверок. Соответственно, особенностью реформирования структуры налоговых органов на современном этапе стало создание межрегиональных (на федеральном уровне) и межрайонных (на уровне субъектов РФ) инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Каждый налоговый орган признается самостоятельным юридическим лицом и в то же время находится в иерархической вертикальной подчиненности, входит в единую централизованную систему. Вертикальная подотчетность обусловливает порядок обмена информацией, порядок взаимодействия в осуществлении налогового администрирования, в том числе налогового контроля.

Управления ФНС России по субъектам РФ (УФНС России) в процессе своей деятельности взаимодействуют с соответствующими территориальными органами государственной власти. Они информируют ФНС России о соблюдении налогового законодательства на территории субъекта и о выполнении других функциональных обязанностей управления.

УФНС России является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.

Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Читайте так же:
Тверской бульвар 18 стр 1 пенсионный

Управление осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции но районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Управление с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

  • – запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений но вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • – привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;
  • – давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
  • – осуществлять контроль за деятельностью нижестоящих налоговых органов;
  • – применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ;
  • – отменять решения нижестоящих налоговых органов или приостанавливать их действие в случае несоответствия законодательству Российской Федерации.

Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам представляет собой территориальный орган ФНС России, входит в единую централизованную систему налоговых органов, находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольна, имеет следующие полномочия:

  • 1) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов крупнейшими налогоплательщиками;
  • 2) ведет в установленном порядке:
    • – учет крупнейших налогоплательщиков, подлежащих постановке на учет в Межрегиональной инспекции;
    • – учет (по каждому крупнейшему налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени налоговых санкций;
    • – мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;
    • – организацию и проведение мероприятий налогового контроля в отношении крупнейших налогоплательщиков;
    • – анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных источников, характеризующих деятельность крупнейших налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений но выявлению, пресечению и предупреждению данных схем; другие полномочия.

    Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных также является территориальным органом ФНС России. Ее предназначение состоит в обеспечении автоматизированного контроля и надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведении в установленном порядке федеральных информационных ресурсов и информационном обеспечении деятельности ФНС России, в том числе реестров лицензий, разрешений, свидетельств и других информационных ресурсов. Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке информации уполномочена предоставлять в установленном порядке информацию органам государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщикам, обеспечивает обмен информацией в электронном виде с органами государственной власти в соответствии с межведомственными соглашениями.

    Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу наряду с общими функциями осуществляет взаимодействие с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе; проводит проверки эффективности работы управлений ФПС России по субъектам РФ по обеспечению правильности исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательств, а также выездные (повторные выездные) налоговые проверки, назначаемые ФНС России; осуществляет анализ схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению таких схем.

    Налоговая система любого государства создается в целях обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения таких задач, стоящих перед государством, как поддержание внешней и внутренней безопасности страны, государственное управление, развитие экономики, проведение социальной политики и др. Налоговая система – система экономико-правовых отношений, реализующихся в совокупности налогов, уплачиваемых и взимаемых в государстве; правах и обязанностях (компетенциях) государственных органов власти и управления в области налогов; действиях совокупности уполномоченных (специализированных) органов в налоговой сфере.

    Структурными элементами налоговой системы выступают:

    • 1) совокупность взимаемых государством с организаций и физических лиц (налогоплательщиков) различных видов налогов, сборов, пошлин как форм проявления объективных налоговых отношений;
    • 2) компетенции (права и обязанности) государственных органов (законодательных и исполнительных) в сфере налоговых отношений. В процессе деятельности законодательных и исполнительных органов власти вырабатываются принципы, формы и методы построения налогов, механизм исчисления налоговых платежей. Распределение компетенции в налоговых отношениях по уровням власти в федеративном государстве нередко называют налоговым федерализмом;
    • 3) совокупность налоговых органов, которые организуют и осуществляют работу по контролю за правильностью исчисления налогов и за полнотой и своевременностью их уплаты, а также привлекают к ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Классификация налогов – это их группировка по тем или иным наиболее существенным признакам, обусловленная целями обобщения и сопоставления. Классификация налогов позволяет глубже понять внутреннее содержание системы налогов, выявив сходства и различия в разнообразии налогов, сборов, и свести их к небольшому числу групп. В настоящее время существует много классификационных критериев налогов. Наиболее распространенной научной классификацией налогов является выделение прямых и косвенных налогов. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество, учитывающие платежеспособность налогоплательщиков, их бремя лежит обычно на самом налогоплательщике. Косвенные налоги – это налоги на оборот (на расходы и на потребление). Косвенные налоги входят в цену (тариф), соответственно бремя их уплаты перекладывается с налогоплательщика на покупателя товаров (т.е. с налогоплательщика на носителя налога). Косвенными налогами не облагаются сбережения. Вторая классификационная группировка налогов является результатом группировки налогов исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по установлению налогов и управлению налоговыми платежами. В налоговом законодательстве РФ представлено именно такое деление: федеральные налоги, региональные налоги, местные налоги.

    Налоговая система является важнейшим структурным элементом рыночной экономики. Ее формирование происходит на стыке взаимодействия рыночных и государственно-административных механизмов. На становление и развитие налоговой системы оказывают влияние различные факторы, как объективные (исторические, экономическая эволюция, социальные явления), так и относительно субъективные (политические явления, войны, природные катаклизмы), как внешние, так и внутренние. Поэтому налоговые системы разных стран имеют существенные различия.

    Одной из составляющих процесса формирования эффективной налоговой системы является установление принципов построения налоговой системы. В их основе лежат научные принципы налогообложения, а также основные принципы построения государства (конституция страны). В российской практике организационные принципы построения налоговой системы декларируются в ст. 3 НК.

    Преобладание фискальной направленности в налогообложении в России было обусловлено тем, что создание налоговой системы в первые этапы ее развития проходило в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. При сохранении первостепенного значения фискальной функции налогов учитывается и возможность практической реализации объективно присущей налогам регулирующей функции, полноценного использования налогов как инструмента экономического регулирования.

    Задача налогового администрирования в условиях развития рыночных отношений состоит и в оперативном реагировании на различные изменения в экономических и налоговых отношениях. Недопоступление налоговых платежей в бюджетную систему может сигнализировать о том, что:

    • 1) действующие нормы налогового законодательства перестали отвечать потребностям экономического развития (отдельных отраслей, видов деятельности, операций и т.д.), и их следует проанализировать и возможно изменить;
    • 2) применяемые методы контроля налоговых органов неэффективны в отношении вновь возникающих схем минимизации налоговых платежей и не способны перекрывать уход налогоплательщиков от уплаты налогов;
    • 3) усилились международные интеграционные процессы, и возникла необходимость координации действий не только отечественных, но и зарубежных налоговых органов с учетом особенностей национальных налоговых законодательств, а также международных правил избежания двойного налогообложения.

    Современная налоговая система России по своей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой практике налоговым системам.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию