Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субсидия на возмещение затрат налогообложение

НДС при получении субсидий: шпаргалка для бухгалтера

Чтобы определиться с НДС при получении некоторых субсидий, нужно хорошо понимать, на какие цели, когда она получена и учитывает ли ее сумма НДС. От этого зависит порядок налогообложения НДС полученных сумм. Вкратце разберем три возможных варианта.

Виды субсидий

Субсидии из бюджетов РФ могут получать юрлица и ИП. В общем случае их можно получить на такие цели:

  • на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг);
  • на возмещение недополученных доходов.

В свою очередь, субсидии на приобретение товаров (работ, услуг) могут быть получены:

  • до момента приобретения товаров, работ, услуг — на осуществление предстоящих затрат;
  • после приобретения товаров, работ, услуг — на возмещение уже понесенных затрат.

При получении субсидии по товарам (работам, услугам) оформляются документы, в которых прописываются условия ее использования. То есть бюджетными деньгами может быть оплачена стоимость с учетом или без учета НДС. В зависимости от этого решается вопрос о том, можно ли принять входной налог к вычету.

Рассмотрим варианты налогообложения НДС.

Субсидия на предстоящую покупку

Субсидия получена на финансовое обеспечение предстоящих затрат, то есть до приобретения товаров, работ, услуг.

Сумму полученной субсидии в налоговую базу по НДС включать не нужно. Ведь она еще не связана с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Если среди условий о предоставлении субсидии есть оговорка о том, что затраты на приобретение товаров (работ, услуг) финансируются с учетом налога, предъявленного поставщиками, суммы НДС по товарам (работам, услугам), которые будут оплачены за счет такой субсидии, к вычету не принимаются.

Если субсидия получена на финансирование предстоящих расходов на приобретение товаров (работ, услуг) с учетом НДС, в налоговую базу сумму субсидии не включают и будущий входной НДС по совершенным покупкам к вычету не ставят.

Субсидия после покупки

Субсидия получена после приобретения товаров (работ, услуг) на возмещение понесенных расходов с учетом НДС.

Ее сумму в налоговую базу по НДС также не включают, так как и она не связана с оплатой реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Но вот НДС, который был принят к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), нужно будет восстановить.

Если субсидия получена на возмещение понесенных расходов на приобретение товаров (работ, услуг) и включает НДС, в налоговую базу сумму субсидии не включают, а НДС-вычет восстанавливают.

Есть исключение. Оно касается целевой субсидии по Постановлению Правительства от 2 июля 2020 г. № 976, связанной с профилактикой коронавируса.

Если фирма выполняет условия для предоставления целевой субсидии по Постановлению № 976 и приобрела товары (работы, услуги) для профилактики коронавируса до ее получения, то принятый к вычету НДС разрешено не восстанавливать.

Субсидия на возмещение недополученных доходов

С субсидией на возмещение недополученных доходов ситуация другая. Полученная сумма подлежит включению в налоговую базу по НДС в общем порядке. Она является суммой, связанной с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

НДС, предъявленный по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанной субсидии, принимается к вычету на общих основаниях.

Субсидия на возмещение недополученных доходов включается в налоговую базу по НДС, а входной НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за ее счет, принимается к вычету.

Имеется исключение. Не нужно включать в налоговую базу НДС сумму субсидии на возмещение выпадающих доходов в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот для отдельных категорий потребителей.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

НДС при получении субсидий — облагаются ли субсидии НДС в 2021 году?

Здесь и далее по тексту под «товарами» будем иметь в виду также работы, услуги, основные средства, нематериальные активы, имущественные права.

Читайте так же:
Как узнать оплату земельного налога

Если государственная помощь предназначена для возмещения расходов, то здесь возможны два варианта: средства получены до закупки товара, или позднее.

Субсидия до покупки

Поступившие средства не нужно облагать НДС, так как возмещение затрат — это не доход. Также подобную выплату нельзя отнести и к другим объектам, облагаемым НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Когда товар будет приобретен, бизнесмен не имеет права взять к вычету НДС, входящий в его стоимость. Если оплата за счет бюджета частично «покрывает» сумму закупки, то нельзя взять к вычету часть налога, которая соответствует доле государственной помощи в общей сумме затрат на товар, с учетом НДС (п. 2.1 ст. 170 НК РФ).

Пример 1

Компания получила 240 тыс. руб. на приобретение партии товара. Общая сумма сделки — 960 тыс. руб., в т. ч. НДС — 160 тыс. руб. Компания должна исключить из декларации по НДС часть вычета по товару в сумме:

НДС = 160 х (240 / 960) = 160×25% = 40 тыс. руб.

Если выдана нецелевая субсидия, не «привязанная» к конкретному товару, то налогоплательщик должен отдельно учитывать закупки, которые финансируются за свой счет и за счет бюджета.

Если бизнесмен не разделит учет и будет брать к вычету налог по всем закупкам, то он обязан в 4 квартале года, когда была получена субсидия, провести восстановление части НДС.

Доля определяется от суммы налога, взятого к вычету, начиная с квартала получения субсидии. Процент равен отношению суммы, полученной из бюджета, ко всем затратам налогоплательщика на закуп, производство и реализацию товаров, начиная с указанного квартала (пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 2

Компания во 2 кв. 2020 г. получила 600 тыс. руб. Затраты бизнеса за 2-4 кв. 2020 г. — 12 000 тыс. руб., в т. ч. НДС — 2 000 тыс. руб. Сумма НДС, которую нужно восстановить в 4 кв. 2020 г., равна:

НДСв = 2 000 х (600 / 12 000) = 2 000×5% = 100 тыс. руб.

Субсидия после покупки

  1. В случае, когда государство компенсирует затраты частично — восстановить в той доле, которая соответствует доле субсидии в общих затратах на товар. Здесь подход такой же, как при субсидировании до закупки.
  2. Если получена нецелевая субсидия на компенсацию уже произведенных затрат — восстановить часть налога, взятого к вычету в прошедшем году. Процент следует определять, как долю субсидии в общей сумме затрат бизнесмена на закуп, изготовление и продажу товаров за прошедший год (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 3

В 3 кв. 2020 г. бизнесмен получил нецелевую субсидию на покрытие прошлых затрат в сумме 720 тыс. руб. Затраты компании за 2019 г. — 18 000 руб., в т. ч. НДС — 3 000 руб. Сумма НДС, которую нужно восстановить в 3 кв. 2020 г., равна:

НДСв = 3 000 х (720 / 18 000) = 3 000×4% = 120 тыс. руб.

Когда можно рассчитывать НДС при субсидировании затрат на общих основаниях

Если в соглашении или другом документе о получении субсидии указано, что она предоставляется для финансирования затрат без учета НДС, то бизнесмен имеет право учитывать налог на общих основаниях.

В данном случае можно в полном объеме брать к вычету налог с суммы закупки. Если же на момент получения средств «входной» НДС уже был учтен, то восстанавливать его не нужно.

Особенности расчета НДС для «коронавирусных» субсидий

В связи с пандемией коронавируса государство предоставило субсидии компаниям малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей (постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576).

При любых закупках за счет субсидий по постановлению № 576 можно возмещать НДС без ограничений, а при последующей компенсации — восстанавливать налог не требуется (пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 1. ст. 2 закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ). В данном случае формулировки, приведенные в решении о выдаче субсидии, значения не имеют.

Читайте так же:
Получение суммы накопительной пенсии от нпф

Но есть еще одна «коронавирусная» субсидия, которая выдается на финансирование профилактических мероприятий (постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976).

Этот вид субсидии, по мнению Минфина, не подпадает под условия пп. 60 п. ст. 251 НК РФ, так как относится к другой категории налогоплательщиков (письмо от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Поэтому тем, кто получает средства из бюджета по постановлению № 976, лучше не брать к вычету НДС с затрат, возмещенных за счет государства. В противном случае весьма вероятны претензии налоговиков при проверке.

Компенсация недополученных доходов

Если бизнесмен получил субсидию, которая компенсирует недополученные доходы, то в общем случае эти суммы нужно облагать НДС. Такие выплаты относятся к поступлениям, связанным с оплатой за реализованные товары (пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Исключение — ситуация, когда средства из бюджета выплачены в связи с тем, что бизнесмен продает товары по ценам, регулируемым государством. В этом случае нужно платить НДС, исходя из выручки от покупателей. Дополнительные поступления из бюджета в налоговую базу не входят (п. 2 ст. 154 НК РФ).

По всем товарам, купленным за счет «доходных» субсидий, налогоплательщик может брать НДС к вычету без каких-либо ограничений.

Вывод

Если субсидия получена для компенсации затрат, то она не облагается НДС. В общем случае НДС по затратам, возмещенным из бюджета нельзя взять к вычету.

Исключение — ситуация, когда в документах прямо указано, что выплата из бюджета не предназначена для компенсации НДС. Также можно без ограничений брать к вычету налог по затратам, профинансированным за счет одной из «коронавирусных» выплат.

Субсидию, которая возмещает недополученные доходы, нужно включить в базу по НДС. Исключение — случай, когда снижение доходов связано с продажей товаров по регулируемым ценам. Брать налог к вычету при получении подобных субсидий можно на общих основаниях.

Учесть все нюансы расчета НДС при субсидировании может быть непросто. Чтобы избежать ошибок и проблем с налоговиками — обратитесь к нам за консультацией.

Субсидия на возмещение затрат налогообложение

Письмо Минфина России от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953

Комментарий

Правительство РФ в 2020 году издало два постановления по оказанию государственной помощи в виде субсидий организациям в связи с распространением коронавирусной инфекции. Это постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (далее – постановление № 576) и постановление Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 (далее – постановление № 976).

Категории получателей и цели, на которые выдается субсидия на основании указанных постановлений, разные. Так, цель предоставления субсидии по постановлению № 576 – частично компенсировать организациям и предпринимателям в апреле и мае 2020 года затраты, связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса. К таким затратам относятся затраты на оплату труда, приобретение сырья, материалов и др. Согласно постановлению эта субсидия предоставляется налогоплательщикам, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Подробнее см. здесь.

Субсидия по постановлению № 976 предоставляется организациям и предпринимателям на профилактику борьбы с коронавирусом – на проведение мероприятий по дезинфекции помещений, измерению температуры у работников и т.д. Среди получателей субсидии также субъекты малого и среднего предпринимательства, ведущие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции. Но есть и другие категории (подробнее см. здесь).

После принятия постановления № 576 в п. 1 ст. 251 НК РФ внесли пп. 60, который установил следующее. При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и ведут деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения указанной инфекции, перечень отраслей утвержден Правительством РФ.

Читайте так же:
Невыплаченная пенсия после смерти пенсионера

Формулировка этой нормы не позволяет сделать однозначный вывод о том, что является квалифицирующим признаком для исключения доходов:

  • субсидия, предоставленная в связи с коронавирусом пострадавшим субъектам МСП;
  • субъекты МСП, работающие в пострадавших отраслях и получающие субсидии от государства.

Смысл, который закладывался в эту норму, разъяснил Минфин России в письме № 03-03-06/1/76953.

Финансовое ведомство указало, что пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ распространяется на субсидию, предназначенную для налогоплательщиков, включенных по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов МСП и ведущих деятельность в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики. Другими словами, эта норма дает право не включать в доходы только субсидию, полученную в соответствии с постановлением № 576. При этом в соответствии с п. 48.26 ст. 270 НК РФ указанные налогоплательщики не учитывают для целей налогообложения прибыли расходы, осуществленные за счет этой субсидии.

Также Минфин России подчеркнул, что норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется в отношении субсидии, полученной на основании постановления № 976. Для этой выплаты аналогичных норм Налоговый кодекс не содержит. Это означает, что субсидия, полученная на профилактику борьбы с коронавирусом, подлежит включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли на основании ст. 250 НК РФ. Соответственно, расходы, произведенные за счет этой субсидии, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Субсидия, полученная на профилактику коронавируса, включается в состав внереализационных доходов в особом порядке, установленном п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Субсидия, полученная до момента осуществления расходов, включается в доходы по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет субсидии. Субсидия, полученная после осуществления расходов (на компенсацию ранее произведенных расходов), включается в состав доходов единовременно в полной сумме на дату ее зачисления на расчетный счет организации.

Плательщики, применяющие УСН, учитывают для целей налогообложения доходы в порядке, установленном для плательщиков налога на прибыль. Следовательно, субсидию, полученную по постановлению № 576, указанные налогоплательщики в доходы не включают. Субсидия, полученная по постановлению № 976, подлежит включению в составе внереализационных доходов. При этом эту субсидию следует включать в доходы пропорционально произведенным расходам (ст. 346.17 НК РФ). Этот порядок должны применять как налогоплательщики с объектом «доходы, уменьшенные на расходы», так и налогоплательщики с объектом «доходы».

Порядок признания расходов при УСН установлен п. 2 ст. 346.17 НК РФ. Эта статья не содержит норм, запрещающих признавать расходы, осуществленные за счет субсидии, полученной по постановлению № 576. Однако поскольку сумма субсидии в доходы для целей налогообложения не включается, то и расходы, произведенные за счет этой субсидии, не должны учитываться в расходах. При этом расходы, произведенные за счет субсидии по постановлению № 976, подлежат включению в состав расходов при УСН.

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

Учет НДС при получении субсидий и инвестиций упорядочился

Есть немало налогоплательщиков, которые играют существенную роль в экономике своего региона или всей страны и благодаря этому в значительной степени функционируют за счет бюджетной помощи в виде субсидий и бюджетных инвестиций. В то же время они остаются плательщиками НДС, но, очевидно, в общем порядке уплачивать его не должны.

Отдельные правила для них установлены в гл. 21 НК РФ. Данные правила в силу Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ в очередной раз изменяются (с 01.01.2019), причем благоприятным для налогоплательщиков образом: уточняются некоторые положения, до сих пор бывшие неясными.

О вычетах НДС, если субсидии получены и расходуются

В пункте 2.1 ст. 170 НК РФ разъясняется, что делать налогоплательщику с вычетами НДС при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ. Установлено, что по приобретенному таким образом имуществу суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Читайте так же:
Порядок начисления пенсии в украине

Данная норма до сих пор была изложена недостаточно корректно. Ее можно было трактовать таким образом, что налогоплательщик вообще лишается вычетов по НДС, если получил субсидию или бюджетные инвестиции.

Теперь в п. 2.1 ст. 170 НК РФ прямо обозначено, что вычет налога не предоставляется только в отношении тех товаров (работ, услуг), которые были приобретены именно за счет субсидий и инвестиций соответственно их доле в общей сумме товаров (работ, услуг). Указанная доля (обозначим ее как Д) определяется по следующей формуле:

Суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций,
израсходованных на приобретение товаров (работ, услуг)

Общая стоимость товаров
(работ, услуг)

Расчет производится с учетом сумм налога, предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе таких товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание: уточнено, что в случае предоставления субсидии на уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, уплаченная за счет таких субсидий и (или) бюджетных инвестиций сумма налога вычету не подлежит.

В действовавшей до сих пор редакции п. 2.1 ст. 170 НК РФ было установлено условие, согласно которому суммы НДС, не подлежащие вычету в соответствии с данной нормой, можно принять в расходах, но только если затраты на приобретение учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при этом ведется раздельный учет.

Теперь в любом случае данные суммы должны учитываться единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ независимо от того, как учитываются затраты на приобретение товаров (работ, услуг).

Что касается раздельного учета: он будет необходим, только если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), на приобретение которых предоставляются указанные субсидии и (или) бюджетные инвестиции. Тогда налогоплательщик обязан вести раздельный учет затрат, осуществляемых за счет бюджетных средств, и затрат, осуществляемых за счет других источников.

Действовавшая до сих пор редакция предусматривала, что при отсутствии раздельного учета нельзя учитывать суммы налога в расходах. Теперь же последствие иное – придется восстановить суммы НДС. На это указано отдельно в новом пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Восстановленные суммы следует учесть единовременно в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

Обратите внимание: положения п. 2.1 и пп. 7 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции применяются в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджета, начиная с 01.01.2019 (п. 7 ст. 9 Федерального закона № 424-ФЗ).

Суммы НДС, принятые к вычету в календарном году за налоговые периоды начиная с налогового периода, в котором получены субсидии и (или) бюджетные инвестиции, надо восстанавливать в последнем налоговом периоде указанного календарного года в соответствующей доле. Эта доля определяется так:

Суммы субсидий и (или)
бюджетных инвестиций

Общая величина
совокупных расходов

Имеются в виду совокупные расходы на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, осуществленных в течение названных налоговых периодов.

Расчет производится с учетом сумм налога, предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Обратите внимание: положительная разница между суммой субсидий и (или) бюджетных инвестиций и суммой расходов при расчете доли в текущем календарном году не учитывается и прибавляется к сумме субсидий и (или) бюджетных инвестиций для целей расчета доли в следующем календарном году.

И еще одно существенное дополнение в п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Эта норма не применяется, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. То есть таким способом финансируются только непосредственно расходы на приобретение товаров (работ, услуг), а НДС по ним налогоплательщик уплачивает поставщику за собственный счет. Но тогда этот НДС налогоплательщик сможет принять к вычету в общем порядке.

Читайте так же:
Доверенность на получение пенсии мужа

Принятый к вычету НДС надо восстановить

Вновь подвергнулся корректировке пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. В нем тоже говорится о том, что делать с НДС по приобретению при получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций, но в отношении затрат, которые были осуществлены еще до получения этих средств (то есть налог уже был правомерно принят к вычету).

Теперь уточнено, что речь идет именно о ранее произведенных затратах, которые возмещаются за счет субсидий и инвестиций. Суммы налога по таким затратам надо восстановить.

До сих пор указывалось, что это надо сделать независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Новая редакция аналогично положениям п. 2.1 ст. 170 НК РФ разрешает данную норму не применять, если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога и (или) сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При частичном возмещении ранее произведенных затрат по-прежнему восстановлению подлежит сумма налога, принятая к вычету, в соответствующей доле. Но уточнен порядок расчета этой доли – она должна определяться так:

Суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций,
за счет которых были возмещены затраты на приобретение товаров (работ, услуг)

Общая стоимость товаров
(работ, услуг)

Обратите внимание: в случае получения субсидии на возмещение затрат по уплате сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, восстановлению подлежит сумма налога, ранее принятая к вычету, в размере полученной субсидии.

Если при предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций не определены конкретные товары (работы, услуги), на возмещение затрат по которым предоставляются указанные бюджетные средства, восстанавливается сумма НДС, принятая к вычету в течение календарного года, предшествовавшего году получения средств, в соответствующей доле.

Эта доля определяется так:

Суммы субсидий и (или) бюджетных инвестиций,
полученных на возмещение затрат

Общая величина
совокупных расходов

Имеются в виду совокупные расходы на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), в том числе объектов ОС и НМА, имущественных прав, осуществленных в течение календарного года, предшествовавшего году получения указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Расчет производится с учетом сумм налога, предъявленных налогоплательщику и фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

К сведению: положения пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в новой редакции применяются в отношении приобретения за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджета начиная с 01.01.2019 (п. 8 ст. 9 Федерального закона № 424-ФЗ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию