Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Светское государство понятие и признаки

Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры

Наши юристы подготовили развернутую информацию на тему «Светское государство: понятие, признаки, типы и примеры» Собрали исчерпывающие материалы чтобы разъяснить всю суть вопроса. Если остались дополнительные вопросы, Вы можете задать их нашему консультанту.

Определение и основа светского государства

Светское государство – организация политической жизни страны, для которой характерно отсутствие официальной религии. При этом существующие религиозные организации, сообщества функционируют секуляторно. Это говорит о том, что государственный аппарат не включает в себя церковь, не выделяет никаких финансов на ее развитие.

Также есть еще одно понятие светскости. В этом случае церковь и сама страна между собой разделены, сферы их деятельности не обобщены.

Общее представление об основных типах государственно-церковных отношений

Вопросы религии являются одними из самых сложных проблем, стоящих перед современными государствами. Религиозные вопросы, наряду с национальными и этническими, – это вопросы об идентичности нации, о духовно-нравственной жизни общества, которые не могут быть безразличны для государства.

Всем известным примеры из мировой истории, как религия может сплачивать и разъединять народы и нации. Поэтому практически любое государство уделяет вопросам государственно-церковных взаимоотношений особое место, как правило, закрепляя их основы на конституционном уровне.

В настоящее время выделяются 3 основные модели взаимодействия государства и религиозных объединений:

  • 1 модель «светское государство» – государство отделено от церкви;
  • 2 модель «теократическое государство» – государственная и церковная власть едины, глава государства выступает и как глава религиозной конфессии;
  • 3 модель «клерикальное государство» – в государстве имеется, как правило, одна религия, имеющая государственный статус, которая наделяется огромными привилегиями, становясь влиятельной политической силой.

Между тем, такая классификация несколько схематична, поскольку с позиций точного основания деления все государства можно разделить только на два вида: светские и не светские.

Клерикализм в современном значении больше характеризует политическое направление, которое использует религию и церковь для усиления своего воздействия на общество.

Поэтому в современной типологии клерикальные государства относят к полу-светским и в целом рассматривают как разновидность светских государств, хотя не все авторы соглашаются с такой точкой зрения.

В русском языке слово «светский» означает нецерковный, мирской, гражданский. Синонимом «светского государства» является «секулярное государство».

В настоящее время во всем мире насчитывается около 200 государств, при этом более половины из них официально являются светскими, и их количество в последние 250 лет увеличивается.

Есть и обратная тенденция – из светского государства оно может превратиться в религиозное, хотя такие примеры единичны и как правило, представляют собой исключение из общих правил. Например, Иран до Исламской революции 1979 г. был секуляризованным имперским государством, замененным затем на Исламскую Республику.

Светское государство по праву связывается с демократическим государством, поскольку в нем религия является частным делом каждого человека и за индивидом сохраняется свобода выбора в данном вопросе.

Иногда можно встретить утверждение, что светское государство – это атеистическое государство. Однако это ошибочное утверждение. Светское государство не поддерживает ни религию, ни безбожие (атеизм), сохраняя нейтралитет в данном вопросе.

Определение и сущность светского государства

Светская держава – это форма государства, общественные отношения в котором регулируются исключительно на основе гражданских, но не церковных норм. Все решения органов управления в такой стране не обладают религиозным обоснованием.

В государстве подобного типа не существует официальной религии и ни одно вероисповедание не может являться предпочтительным. Церковь и органы управления разделены и не вмешиваются во внутренние дела друг друга.

Читайте так же:
Перепланировка нежилого помещения в нежилом здании законодательство

Законы такой державы частично, а в некоторых случаях полностью отвечают религиозным канонам. Само понятие светскости не является противоречивым по отношению к догмам церкви, однако считается свободным от них.

В светском обществе любой человек может рассчитывать на то, что он вправе жить, не обращаясь ни к одному из вероисповеданий. При этом приверженцы любой религии равны перед буквой закона.

Но предполагается сотрудничество церкви и государства в решении важных общественных задач. Формы подобного взаимовыгодного сосуществования многообразны. Многие священнослужители удостоены наград за активное участие в работе на благо Отечества.

Определение и сущность светского государства

Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

Светское государство: понятие и характеристика. Религиозные объединения

Светским государством признается такое государство, в котором государство и религия, а точнее государство и религиозные объединения отделены друг от друга, а следовательно, не вмешиваются в дела друг друга.

Конституция РФ (ч. 1 ст. 14) не только провозглашает Россию светским государством, но и раскрывает суть этой характеристики: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». А далее в ч. 2 той же ст. 14 говорится: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Давая такую характеристику Россий­скому государству, Конституция (ст. 14) раскрывает ее в следую­щих положениях:

    1. никакая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной;
    2. религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Эти конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Касаясь взаимоотношений государства и религиозных объединений, этот закон устанавливает, что государство:

      • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
      • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственной власти и органов местного самоуправления;
      • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;
      • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

      В свою очередь, и религиозные объединения в соответствии с конституционными принципами создаются и осуществляют свою деятельность независимо от государства — в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирают, назначают и заменяют свой персонал согласно своим собственным установлениям, но при этом условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором (контрактом).

      По закону религиозные объединения:

        1. не выполняют функций органов государственной власти и органов местного самоуправления;
        2. не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (что не означает, что священнослужители не могут избираться в представительные органы государственной власти и местного самоуправления);
        3. не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь (что не означает, что священнослужители не имеют права как граждане индивидуально участвовать в деятельности политических партий и движений).

        Создание религиозных объединений запрещается в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

        Законодательное отделение государства от религиозных объединений не исключает, а предполагает их сотрудничество при решении общих задач и, прежде всего, на ниве воспитания высоконравственного человека.

        И формы такого сотрудничества весьма многообразны. Это и совместные выступления против войн, насилия, преступности, за духовное возрождение России и россиян. Государство часто оказывает помощь церкви при реставрации древних и строительстве новых храмов. Церковь, в свою очередь, помогает правоохранительным органам в работе с «трудными» подростками, с теми, кто отбывает наказание за совершенные преступления. Многие священнослужители за свою активную плодотворную деятельность на благо Отечества удостоены государственных наград.

        В противовес светскому государству, установившемуся в боль­шинстве развитых стран (США, Франция и др.), существуют го­сударства, в которых одна из религий признается государствен­ной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израи­ле, лютеранская церковь в скандинавских странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и Среднего Востока). Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (ФРГ, Япония, Италия), все же одна из религий обладает некото­рыми привилегиями. Такое положение сложилось в этих странах исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благо­творном воздействии религии на политику и общественную мо­раль. Впрочем, во всех указанных государствах, кроме исламских, гарантируется свобода вероисповедания и наряду с государствен­ной существуют другие конфессии.

        В России основными конфессиями являются православие и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм и др.). Они совсем недавно обрели необходи­мые права для своей деятельности, поскольку тоталитарное госу­дарство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование религиозных служителей. Ныне общепризнано, что церковь иг­рает незаменимую роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправле­нию культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные дея­тели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла решение не участвовать в государственной и политической жизни, и с ее стороны нет ни­каких претензий на статус государственной. Мусульмане также в основном не претендуют на такой статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государ­ства.

        Закрепление светского государства отнюдь не означает умале­ние или ущемление свободы вероисповедания. Статья 28 Кон­ституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропаган­дой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений. Более того, нравствен­ный долг требует, чтобы государство оказывало им содействие в их деятельности.

        Следует отметить, что содержащаяся в ст. 14 Конституции РФ характеристика светского государства не упоминает об отделении государственной школы от религии. Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в редакции от 6 июля 2006 г.) (ст. 5) установлено, что религиозные организа­ции вправе в соответствии со своими уставами и законодательст­вом РФ создавать образовательные учрежде­ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных обра­зовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного само­управления предоставляет религиозной организации возмож­ность обучать детей религии вне рамок образовательной про­граммы.

        Светский характер государства означает, что официальные ли­ца государства, хотя и вправе исповедовать любую религию, не должны предоставлять каких-либо привилегий той или иной конфессии, допускать ее влияние на принятие государственных решений. В связи с этим в Федеральном законе «О государствен­ной гражданской службе РФ» (в редакции от 2 февраля 2006 г.) установлено, что государственные служащие не имеют права использовать должностные полномочия в инте­ресах религиозных объединений, публично выражать отношение к ним, если это не входит в их обязанности (п. 3 ст. 17). Подоб­ные ограничения вполне объяснимы для страны с религиозным плюрализмом, каковой является Россия, а также многонацио­нальным составом государственного аппарата, что требует от го­сударства соблюдения строгого нейтралитета по отношению к конфессиям.

        Какое государство считается светским

        Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В литературе можно найти как минимум три мнения о том, какое государство считается светским.

        Одни рассматривают понятие с позиции мировоззренческого нейтралитета и утверждают, что власть не отдаёт предпочтение никакому из вероисповеданий.

        Светское государство

        Другие указывают на отделение религии от политических и правовых институтов. Третьи отождествляют светское государство с атеистическим (это каким?). Однако ни одна точка зрения не раскрывает термин полностью.

        В этой статье вы узнаете, что же такое светское государство.

        Светское государство — это .

        Чтобы понять, что означает «светскость», надо обратиться к типологии государств из общей теории права.

        Наука выделяет три типа государств:

          Теократическое.

        В переводе с древнегреческого языка словосочетание «θεoς κρατος» означает «власть Бога». То есть, в теократическом государстве власть полностью принадлежит религиозному институту или представителю.

        Современным примером теократии может служить Ватикан, которым управляет Папа Римский. Глава страны избирается пожизненно Коллегией кардиналов.

        С латинского языка слово «clericalis» переводится как «церковный». Клерикальным называют государство, в котором церковь формально хоть и не входит в государственный аппарат, но оказывает решающее влияние на жизнь общества.

        Религиозные обоснования затрагивают, в частности, следующие сферы:

        1. политическую;
        2. правовую;
        3. образовательную.

        В клерикальной стране одна религия признаётся государственной (официальной) и получает преференции от властей. Пример – Великобритания, где англиканская церковь выступает влиятельной политической силой.

        Церковь

        Светское государство – это страна, в которой нет признаков теократии или клерикализма. Религиозные институты отделены от государственного аппарата, не служат обоснованием для правовых норм и не оказывают влияния на выбор гражданами мировоззрения.

        Однако в светском государстве могут присутствовать следующие явления:

          какого-либо вероисповедания;
        1. финансирование церкви из бюджета;
        2. наличие частных религиозных образовательных учреждений;
        3. большое количество верующих;
        4. широкое строительство храмов.

        То есть, светскость – это не отвержение и не игнорирование религии. А, скорее, партнёрские отношения между государством и церковью. Партнёры взаимодействуют, но не мешают друг другу.

        Основные признаки светского государства

        Перечисленные в таблице признаки соответствуют идеальной модели светского государства. На практике часто наблюдаются отступления и переходные состояния.

        Например, учёные-политологи спорят о том, к какому типу государства относить Израиль: клерикальному или светскому.

        Израиль

        В этой стране нет официальной религии. Однако иудаизм, который исповедуют почти 77% населения, оказывает огромное влияние на политику, право и образование.

        ПризнакЧто означает
        Свобода выбораГраждане сами решают, во что им верить, и верить ли вообще.
        Равноправие всех конфессийПредставители всех вероисповеданий и атеисты пользуются равными возможностями в политике и гражданской жизни. А если власти и устанавливают преференции (это что?) для какой-либо церкви, то не должны ущемлять права меньшинств.
        Непредвзятое отношение государства к религиозным организациямВласти стараются не вмешиваться в деятельность церквей и сект. Ограничительные меры затрагивают лишь те организации, которые нарушают действующее законодательство или создают угрозу для жизни и здоровья людей.
        Отсутствие религиозного санкционированияДля принятия законов не требуется одобрение духовных лидеров. Хотя правовые нормы могут отражать ценности, которые соответствуют мировоззрению большинства верующих (пример – ст. 5.60 КоАП «Клевета»)
        Недопустимость наделения религиозных организаций политической властьюВ государственном аппарате отсутствуют структуры, которые отвечают за распространение определённого мировоззрения в стране и нравственное воспитание граждан. Не стоит путать этот признак с финансированием культурно-просветительской деятельности церкви.
        Светскость государственной службыПри занятии должностей религиозная принадлежность кандидата не учитывается.
        Светскость образованияВ государственных школах нет обязательного изучения религии. Дети получают лишь базовые знания из курса истории.

        Россия – это светское государство?

        В статье 14 Конституции прямо указано, что Российская Федерация – это светское государство.

        А далее утверждение раскрывается в других положениях основного закона:

        1. отсутствие обязательной религии;
        2. равенство религиозных объединений перед законом;
        3. свобода вероисповедания;
        4. свобода мысли и слова;
        5. право гражданина заменить военную службу на альтернативную гражданскую в случае, если несение первой противоречит его вере.

        Однако одного закрепления принципов в Конституции недостаточно. Чтобы определить «светскость» государства, нужно посмотреть, как они реализуются на практике.

        Конституция

        И тут учёные-политологи отмечают следующие расхождения России с идеальной моделью светского государства:

        1. Государственная символика.
          В российском гербе присутствует два символа православия: двуглавый орёл и изображение Георгия Победоносца. Первый символизирует принятие Россией наследия христианской державы – Византийской Империи. А Георгий Победоносец – святой великомученик Русской Православной Церкви (РПЦ).
        2. Статус РПЦ.
          В преамбуле (это что?) федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 года указано, что Федеральное Собрание признаёт особую роль православия в российской истории. В то же время, эта религия не названа официальной.
        3. Усиление влияния РПЦ на общественную жизнь.
          С середины 2000-х годов в СМИ стали появляться новости об интеграции РПЦ с Кремлём и усилении религиозной пропаганды. Журналисты писали, что в государстве развернулось строительство новых храмов, а церковь стала проникать в образование.

        Однако сегодня реальное влияние православия на общественную жизнь далеко от стандартов клерикального государства. Причина в отсутствии поддержки со стороны населения.

        Так, согласно данным Европейского социального опроса (ESS) 2018 года 49% граждан РФ в возрасте 16-29 лет не верят в Бога. А большая часть старшего поколения хоть и относят себя к православной конфессии, но не участвуют активно в приходской жизни.

        Карикатура

        Таким образом, Россию можно скорее расценивать как светское государство. Хоть и с рядом отступлений.

        Заключение

        Итак, светское государство – это государство, в котором религиозные организации выступают институтами гражданского общества (это что такое?), а не политическими структурами.

        Граждане свободно выбирают мировоззрение и не подвергаются дискриминации по признаку вероисповедания. Светскость не означает отказ от религиозности. Это компромисс и грамотное разделение сфер влияния.

        Автор статьи: Белоусова Наталья

        Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

        Эта статья относится к рубрикам:

        Комментарии и отзывы (2)

        Малое число прихожан вовсе не свидетельствует о том, что государство светское, здесь важнее взаимоотношения церкви с государством.

        Мы видим, что религиозные деятели всё чаще присутствуют на официальных государственных мероприятиях, например, на послании президента федеральному собранию, сидели главы религиозных конфессий, так же есть такой телевизионный канал Спас, который занимается открытой пропагандой православия.

        Институты власти должны быть свободны от любых предрассудков и руководствоваться логикой и здравым смыслом при принятии решений. В свою очередь, лучше чтоб религиозные учреждения занимались духовным развитием своих прихожан и были свободны от политики.

        Светское государство — характеристика, признаки и черты

        Светское государство признаки

        Светское государство — это понятие, характеризующее особую организацию политической жизни общества, при которой никакая религия не может устанавливаться в качестве официальной или же государственной, а религиозные объединения существуют секулярно — они отделены от государственного аппарата и не финансируются за счёт его средств. Существует и иное понятие светской державы как конституционно-правовой характеристики страны, характеризующейся отделением церкви от государства и разграничением сфер их деятельности.

        Принципы светской державы

        Светское государство это

        Светский характер державы выражается в отсутствии установленных государственной властью официальных институтов, посредством которых духовенство могло бы оказывать воздействие на управление делами государства, специальных должностей в государственных органах, предназначенных для замещения священнослужителями.

        Секулярное устройство политической жизни общества, в свою очередь, не возлагает на религиозные объединения государственных функций. Отношения в такой политической организации общества базируются на принципах разделения сфер деятельности религиозных объединений и государственной власти при условии соблюдения духовенством законности.

        Отношения между государственной властью и сектами, деноминациями и церквями строятся на принципах уважения их независимости, а также взаимной самостоятельности в своей области. Кроме того, духовенство и религиозные объединения на процессуальном уровне в такой державе ограничены в участии в политической деятельности. Из этого вытекает принцип запрета на создание партий по религиозному принципу. Политические акторы тоже не должны иметь права вести политическую пропаганду, оперируя религиозными постулатами.

        Основные признаки

        В форме списка приведем краткий перечень признаков светского государства, характерных для такого устройства политической жизни общества. К ним относятся:

        • равенство сект, конфессий, деноминаций перед законом;
        • отсутствие государственной религии и недопустимость ее установления;
        • отсутствие финансирования религиозных объединений и организаций за счет средств гос. бюджета;
        • провозглашение свободы совести и вероисповедания;
        • секуляризация образования;
        • отделение государства от церкви.

        Светское государство

        Кратко о светскости современной России

        В статье 14 Конституции РФ закреплено, что Россия является светским государством. Следовательно, в РФ никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или же государственной, а религиозные объединения отделены от самого государства и равны перед российским законом.

        Следует сделать оговорку, что светскость державы не означает становление его как правового и демократического государства. Подтверждением тому служит светскость Советской России, на деле вылившаяся в репрессии против духовенства и преследования верующих.

        Права человека в секулярном государстве

        Одним из наиболее существенных принципов светской страны является провозглашение и гарантия права на свободное мировоззрение. Это право вбирает в себя некоторые виды прав и свобод. К ним относятся:

        Что такое светское государство

        • абсолютная свобода мыслей и убеждений, право на выражение собственного мнения по вопросам религиозного характера, включая право придерживаться личного мнения;
        • право на протекцию со стороны государственного аппарата от дискриминации по признаку отношения к религии или мировоззренческим взглядам;
        • право на сохранение автономной национальной культуры, включающую в себя религиозные воззрения.

        Альтернативные модели государственного устройства

        Наряду со светской моделью устройства общества существуют и иные, альтернативные модели государственного устройства — теократия и клерикализм. Рассмотрим их подробнее:

        • Теократия. При такой модели политической и духовной организации общества государственная власть принадлежит духовенству. Единственный пример теократии сегодня — Ватикан.
        • Клерикализм. Форма политической организации общества, при которой церковь не слита с государственной властью, однако оказывает определяющее влияние на гос. политику через институты, установленные в законодательстве. В странах с таким устройством школьная программа включает в себя обязательное изучение религиозных догматов. В современном мире существуют такие клерикальные державы — Иран, Швеция, Норвегия и Дания.

        Таким образом, светская держава — это особый, отличный от других тип общественного устройства. Именно такое устройство позволяет отделить церковь от гос. власти.

        голоса
        Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию