Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тематическая налоговая проверка по ндс

Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Марина Крицкая

Подход к сбору налогов усовершенствовался, а программные комплексы ФНС стали мощнее. Иногда вопросы возникают даже к «белым» компаниям с «идеальным» досье на своих контрагентов. Почему так происходит и как бизнесу действовать в таких случаях?

Налоговые органы доработали регламент по проверке деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС». Это мера связана с желанием пресечь лазейки недобросовестных оптимизаторов, которые до сих пор ищут способы, как обойти систему.

Оптимизаторы привлекают красноречивыми лозунгами, предлагая якобы «самые надежные цепочки», «самых проверенных ”белых“ контрагентов» и др. Кто-то до сих пор продолжает пользоваться подобными незаконными предложениями. В ответ налоговые органы предпринимают контрмеры и пытаются прикрыть эту деятельность.

Но есть и такие налогоплательщики, которые никогда не использовали «серые» схемы и тоже получают требования от налоговиков. Почему к ним возникает подозрение?

Чтобы это понять, нужно для начала разобраться, как осуществляется налоговый контроль с помощью программного комплекса, как нужно действовать и формировать правовую позицию, отвечая на требования налоговиков.

На этот и другие вопросы на конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ответила Кира Гин, управляющий партнер «Гин и партнеры».

Что изменилось в автоматизированной системе налогового контроля

Программные комплексы, которыми пользуются налоговые органы, были доработаны и усовершенствованы.

Так, например, появился отдельный модуль «Операции особого контроля». Конечно, в первую очередь он рассчитан на выявление тех, кто напрямую использует схемы по оптимизации, хотя может коснуться и бизнеса, не прибегающего к ухищрениям, но так или иначе работающего с контрагентами, которые используют эти схемы. Причем они могут использоваться контрагентами второго и даже третьего звена.

Налоговые органы ищут выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии в получении необоснованной налоговой выгоды. Поэтому в процессе анализа подозрение в выгодоприобретательстве может возникнуть и к «белой» компании, которая в принципе не использует никакие схемы.

Ранее в системе были возможны какие-то претензии только по разрывам (данные, отраженные в декларации по НДС у контрагента, не отражены в вашей декларации) и проверкам НДС (данные, отраженные в декларации у контрагента, не совпадают с вашими данными). Если налоговая выявляет разрыв или несоответствие, вы получаете требование о предоставлении документов. Налоговая начинает выяснять, кто является выгодоприобретателем в этой цепочке.

Сейчас под особый контроль налоговых органов попадают несколько операций:

  • расхождения по журналам;
  • нарушение контрольных соотношений;
  • сомнительные начисления;
  • несопоставляемые операции (дробления счетов-фактур на разные периоды, использование счетов-фактур до 2015 года и т.д.).

Сейчас, благодаря внедрению модуля «Операции особого контроля», те, кто еще три года назад воспользовался супернадежной оптимизацией, будут отмониторены. У налоговых органов появится повод разобраться в схемах и попытаться определить выгодоприобретателя, чтобы предъявить ему претензии.

Налоговый контроль стал многоступенчатым процессом. В нем задействованы все налоговые органы, начиная с МИФНС по камеральному контролю и заканчивая самой ФНС. В контроле участвуют и федеральные налоговые органы, и управления субъектов.

Как выявляются «технические» компании

Сейчас компании могут получать требования с приложением поручения из дальней региональной инспекции в связи с проверкой юрлица, о сотрудничестве с которым они плохо помнят.

Это значит, что налоговая инспекция, где стоит на учете такой контрагент, выяснила, что на самом деле это «техническая» организация. Налоговики выявили разрыв, и им нужно отработать всю цепочку деловых контактов. Именно поэтому они отсылают поручения об истребовании документов по всем организациям, которые находятся в «дереве связей» с «технической» компанией. Такой подход позволяет выйти на выгодоприобретателя.

Вся работа по новому регламенту направлена на сбор информации и формирование доказательной базы. Это помогает прояснить факты и обстоятельства, на основании которых впоследствии предъявляются претензии по ст. 54.1 НК РФ (получение необоснованной налоговой выгоды).

Какая информация собирается по «техническим» компаниям

В системе отражаются результаты и протоколы допросов директоров, передача информации в правоохранительные органы, аннулирование электронной подписи, внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности и пр. Цель заключается в том, чтобы предъявить налогоплательщику собранную информацию.

Бремя доказывания невиновности лежит на налогоплательщиках, поэтому им нужно позаботиться о том, чтобы включиться в работу с налоговыми органами как можно раньше, чтобы купировать претензии в самом начале.

«Сущностные» компании: кто к ним относится

В новом регламенте проверок появилось понятие «сущностных» компаний.

Еще недавно компании условно делились на «зеленые», «желтые» и «красные», и все стремились быть «зелеными». Именно эти «зеленые» компании будут считаться сущностными, и они будут первыми подозреваемыми в получении необоснованной выгоды.

В автоматизированную систему теперь попадет любая информация, которая помогает установить связи между контрагентами и их роли в цепочке.

Система баллов: как собирается информация по выгодоприобретателю

В системе есть огромный раздел для заполнения информации. Введена система баллов, которые присваиваются компании на основе анализа около 30 показателей. Эти показатели включают в себя информацию об имуществе, штате и др.

За каждый сущностный критерий присваиваются баллы. Чем больше баллов, тем «сущностнее» компания и тем больше рисков, что она является выгодоприобретателем.

Снижение рисков на каждом этапе работы с НДС: правильная подготовка декларации, исключение ошибок и расхождений в счетах-фактурах, быстрый ответ на требования ФНС.

Есть в регламенте такой критерий, как платежеспособность выгодоприобретателя. Платежеспособность выявляется через анализ соотношения суммы уплаченных налогов с суммой «схемных» вычетов, которые обнаружил налоговый орган. Когда возникает большой разрыв, но при этом выставлена мизерная сумма уплаченных налогов, появляются подозрения.

Быстрая смена контрагента становится невозможной

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Читайте так же:
Подача заявления на перерасчет пенсии

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Ликвидация как повод для проверки

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.

Представьте ситуацию: три года назад ваш контрагент вел бизнес по букве закона, но сейчас он ликвидирован, и вы неожиданно получаете требования по этой компании — налоговые органы подозревают, что имели место какие-то схемы и путем ликвидации ваш контрагент замел следы.

Направление требований

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Вызов на комиссию

Эта мера необходима для того, чтобы лично убедиться, насколько верны подозрения, что вы являетесь выгодоприобретателем. В то же время Налоговый кодекс не предусматривает каких-либо комиссий. Но есть допросы, которые могут проводиться в рамках выездных или камеральных проверок.

Сейчас зачастую налогоплательщиков вызывают даже не в те отделения инспекций, где они стоят на учете. И связано это с тем, что отработкой разрывов могут заниматься любые инспекции, в том числе те, на учете в которых стоит «разрывник».

С одной стороны, такой подход выглядит странно, есть соблазн игнорировать такие требования налоговых органов. С другой стороны, чем раньше вы включитесь в процесс взаимодействия с налоговыми органами, предоставляя доказательства и защищая себя на стадии подозрений, тем меньше шансов, что к вам будут предъявлены претензии в рамках выездных проверок.

Направление информационных сообщений

Сообщения ставят в известность о выявлении схем, в них налогоплательщику предлагается подать уточненную декларацию и доплатить в бюджет.

В отдельных случаях налогоплательщику лучше письменно обозначить свою позицию и предоставить налоговой имеющиеся доказательства.

Как избежать проблем при налоговых проверках

Для начала нужно забыть об услугах оптимизаторов. Все обещания, которые они дают, не имеют никаких оснований и не работают в современных условиях. Скорее оптимизаторы становятся серьезным источником проблем.

Не игнорируйте требования налоговых органов. На них нужно отвечать в любом случае. Если вы считаете, что оно незаконны, то предоставьте мотивированный отказ или документы, обеспечивающие вам защиту.

Проявляйте проактивность. Получение требования — это сигнал о том, что вами уже заинтересовались как участником какой-то цепочки, поэтому у вас пытаются раздобыть информацию и доказательства для предъявления претензии по ст. 54.1 НК РФ. Поэтому не ждите выездных проверок, а начинайте действовать уже в момент получения требований.

Какие ошибки совершают налогоплательщики

1. Считают, что отвечать на требования — это забота главного бухгалтера.

Это не так. Главный бухгалтер не следит за налоговой практикой так тщательно, как налоговые юристы. Они не занимаются оценкой законности или незаконности требований и формированием доказательств, так как это не входит в их компетенции. Поэтому они не смогут понять, что может играть в вашу пользу, а что сыграет против вас.

2. Чтобы не ссориться с налоговой, вы готовы предоставить все документы по максимуму.

Сейчас всё предоставляется по электронным каналам связи и хранится в налоговых органах. Срок привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям — 10 лет. Вы должны понимать, что те документы, которые получит налоговая, получат и правоохранительные органы.

3. Идете на допрос или комиссию без юриста.

4. Надеетесь, что вас спасет «идеальный» пакет документов по контрагенту.

Все знают, что проверка контрагента начинается со сбора ключевой информации о нем. Это действительно важный этап, который нельзя игнорировать. Но в целом нужно понимать, что волшебного списка документов, которых будет достаточно налоговой, нет и не будет.

Но чем «сущностнее» выглядит контрагент, тем меньше риск возникновения претензий к вам.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Тематические налоговые проверки и чем они опасны для бизнеса

Налоговые инспекции начали по-новому «мотивировать» налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС и платить другие налоги. Новое орудие в арсенале налоговой — тематические налоговые проверки. Сейчас вы узнаете, как они работают.

Инспекция часто рассылает уведомления о явке, где говорится, что директор компании обязан явиться в инспекцию. В 8 из 10 случаев инспектор заявит директору на встрече, что один или несколько контрагентов компании — недобросовестные. А раз контрагенты компании недобросовестные, значит, компания использует их для неуплаты налогов. Значит, должна доплатить налоги.

Недобросовестный контрагент — компания, у которой массовый директор и учредитель, массовый адрес, нет штатной численности и материальных ресурсов, которая сдает нулевую отчетность или отчетность с высокой долей налоговых вычетов, движение денежных средств носит транзитный характер, далее деньги уходят на ИП или компании на УСН и т.д. Короче говоря, недобросовестная компания — это то же, что и компания-однодневка.

При этом, претензия у инспекции возникает и тогда, когда недобросовестный контрагент является не прямым поставщиком налогоплательщика, а контрагентом 2 или 3-го звена, то есть прямых отношений с проблемной компанией может и не быть. В этом случае, по данным инспекции, налогоплательщик является выгодоприобретателем, и по сложившейся практике он (то есть вы, уважаемый бизнесмен) будете отвечать за недобросовестную компанию в цепочке поставщиков.

Читайте так же:
Заплатить земельный налог физическое лицо

Пример, как это бывает

В Москве есть ООО «Ромашка». Добросовестная компания — налоги и страховые взносы исправно платит, никакой массовости, имеет штат сотрудников и материальные ресурсы для выполнения договорных обязательств.

Год назад «Ромашка» работала с компанией «Василёк» — была крупная сделка. А вот «Василёк» имеет признаки недобросовестности (курсивом выше). Казалось бы, надо задавать вопросы руководству «Василька». Почему же ФНС обращает внимание на «Ромашку»?

Потому, что «Василёк» уже прекратил деятельность или ФНС решила, что с бенефициаров «Василька» нечего взять. Мы писали об этом подробно в статье о том, как ФНС отбирает компании, в отношении которых можно провести налоговую проверку. Спойлер — если инспекция понимает, что с бенефициаров компании есть что взыскать, то выездная проверка будет. Если взыскать нечего, то инспекция займётся более «перспективной» с точки зрения взыскания компанией.

Возвращаемся к нашему примеру.

Итак, из-за якобы — якобы! — недобросовестности «Василька» у ФНС появились вопросы к директору «Ромашки». На самом деле цепочка контрагентов может быть длиннее, и включать контрагентов и третьего и четвёртого звена. «Ромашка» — «Василёк» — «Лютик» — «Подорожник» и т.д. Если подозрительным оказался «Подорожник», и при этом с «Подорожника», «Лютика» и «Василька» нечего взять (отсутствует недвижимость, основные средства, длительные госконтракты и т.д.) то ФНС вызовет директора «Ромашки» и предложит ему уплатить.

Здесь действует принцип: возьмем с того, с кого есть что взять.

Но ведь налогоплательщик не отвечает за действия своих контрагентов!

Более того, ФНС сама подтверждает это. В Письме ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды» указано, что невозможно возлагать негативные последствия на налогоплательщика за недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев в цепочке перечисления денежных средств.

Иными словами, налогоплательщик не может отвечать за действия контрагентов второго и последующих звеньев.

И даже несмотря на то, что это подтверждает сама ФНС, инспекторы требуют от директоров фирм-налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС по договорам со спорными контрагентами. По логике проверяющих и как это видит система АСК НДС-2, налогоплательщик является выгодоприобретателем «схемы» и именно ему будут предъявлены налоговые претензии.

И конечно, возражения директора о том, что у него нет договоров с спорным контрагентом, что он не должен и не мог проявить в отношении проблемной компании меры должной осмотрительности, что пусть отвечает посредник, заключивший договор со спорным контрагентом, не действуют.

От директора требуют отказаться от вычетов по НДС, то есть доплатить налог. Какими методами это делается?

Вот тут-то мы и подходим к тематическим налоговым проверкам.

Что такое тематическая налоговая проверка? В Налоговом кодексе такого термина нет. Но он есть в Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.). В этом письме ФНС рекомендует налоговым органам в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок).

То есть тематическая налоговая проверка — это разновидность выездной налоговой проверки. Она часто проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее 3-х лет (например, 1,5 года).

Это своего рода сокращённая выездная налоговая проверка. Только вот её последствия такие же тяжёлые для компании, как и проведение «полноценной» выездной проверки.

Инспекции грозят директорам фирм-налогоплательщиков проведением тематических налоговых проверок ставя ультиматум: или отказывайтесь от вычетов по НДС по спорным контрагентам или мы назначаем в отношении вас тематическую выездную проверку.

Что значит для бизнеса проведение тематической выездной проверки на практике?

Во-первых — и это самое главное — в 90 % случаев после выездной налоговой проверки (а тематическая проверка — это разновидность выездной) компания разоряется из-за непомерно высоких доначислений.

Во-вторых, согласовать полноценную выездную налоговую проверку не так просто. И охватить выездной налоговой проверкой все компании невозможно. А вот light-вариант — тематическая проверка проводится быстрее и с меньшими трудозатратами со стороны инспекторов.

В-третьих, тематическую налоговую проверку возможно провести даже тогда, когда истекли сроки на камеральную проверку, а факты нарушений стали известны немного позднее.

В-четвертых, количество выездных налоговых проверок уменьшается, а доначисления по камеральным проверкам растут. Это и достигается как раз работой системы АСК НДС-2 и боязнью некоторых налогоплательщиков попасть под тематическую выездную налоговую проверку.

Большинство налогоплательщиков, чтобы не допустить тематическую проверку добровольно доплачивают суммы налогов, о которых просит налоговый орган.

При чём тут управление ФНС?

Тематическая налоговая проверка может быть инициирована вашей инспекцией, где вы стоите на учете. Но есть и другой вариант инициирования проверки.

Если контрагенты находятся в разных регионах, и инспекция какого-либо региона заподозрила, что эти контрагенты создали схему, то одна из инспекций сначала передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги. Далее УФНС направляет информацию в районную инспекцию для проведения «разъяснительной» работы с налогоплательщиком.

Разумеется, раз сигнал о недобросовестности пришёл «сверху» то районные инспекции будут лезть из кожи вон, чтобы подтвердить, что компании действительно недобросовестны. «Ведь начальство не может ошибаться».

А значит, надо расшибиться в лепёшку, но доказать недобросовестность и доначислить налоги. Иначе руководство инспекции распишется в своей некомпетентности и беззубости.

Что сами сотрудники ФНС говорят об этой ситуации?

Как поясняют инспекторы на местах,

«ни у кого даже и в мыслях нет дать ответ в УФНС России, что у проверяемого налогоплательщика все законно. Проще либо принудить налогоплательщика к уплате, либо организовать в отношении него тематическую налоговую проверку, доначислить налоги и отчитаться в ФНС о положительных результатах».

Какие выводы следуют из этого?

Вызов руководства компании в инспекцию в 8 из 10 случаев означает, что у инспектора есть информация, что компания связана с недобросовестными контрагентами. А значит, инспектор «предложит» доплатить налоги, либо есть риск попасть под тематическую выездную налоговую проверку. Надо быть готовым к этому, идя в инспекцию.

Читайте так же:
Как оплатить пенсионной картой сбербанка

Директор должен быть готовым обосновать работу с любым своим контрагентом. Обосновать деловую цель в использовании посредников и доказать их легальность работы, проявив должную осмотрительность. Иначе претензии налоговой не «отбить».

Подпишитесь на рассылку на этой странице. Никакого спама. 1-2 важных письма в неделю.

Любое столкновение бизнеса с налоговой, следственным комитетом или полицией — это риск остаться без бизнеса. И оказаться за решёткой.
  • 99,64% — процент обвинительных приговоров по уголовным делам против предпринимателей.
  • В 90% случаев после проверок бизнес разоряется из-за непосильных доначислений.
  • 17 000 000 рублей — среднее доначисление налогов по результатам выездной проверки по России. В Москве эта цифра в разы выше.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

Обратитесь к нам, в адвокатскую коллегию «Налоговые адвокаты».

— Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии «Налоговые адвокаты»;

Определение ВС РФ по делу № А40-203647/2015: двойного взыскания налогов больше не будет

Недоимка по налогам и сборам: что это такое, как она выявляется, каковы порядок и сроки взыскания, когда она будет списана

Анализ и образец акта выездной налоговой проверки

Разрушаем главный миф о взаимозависимости компаний

Срок проведения выездной налоговой проверки

Статья 51 Конституции на допросе в ФНС — спасение или ловушка?

Напишите нам письмо

Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.

Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.

Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).

Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.

Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.

Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.

Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.

Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.

Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.

Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Тематическая налоговая проверка: что за зверь

Заставить налогоплательщика уплатить налог — главная задача фискальных органов. И если налогоплательщик по собственной воле этого не делает, то задача налоговиков сделать это силой.

Основная сила ФНС сейчас сконцентрирована в АСК НДС-2 и выездных налоговых проверках (ВНП). Через эти два инструмента мотивирование компаний отказаться о вычетов по НДС и уплачивать другие положенные налоги происходит максимально эффективно: с выносом имущества, с блокировкой счетов, с субсидиарной ответственностью и прочими неприятностями.

И если компания генерит оборот от 1 млрд. руб., то шансов избежать ВНП у нее мало. Налоговая инспекция такие компании рассматривает под лупой и до того, как придет с решением о проведении проверки, уже все нашла и вместе с выдачей решения лишь озвучивает свою царскую волю. в цифрах, конечно же.

Однако, у ВНП есть одна неприятная деталь — для налоговой инспекции (читай — для бюджета страны) такое удовольствие дорогое. Поэтому если уж стрелять, то максимально метко и чтобы шансов отстоять свои интересы в суде у компании не было.

Чтобы удешевить процесс проверки компании, у налоговой инспекции сравнительно недавно появилось оружие под названием тематическая налоговая проверка (ТНП).

Посмотрим поближе на этого зверя:

Понятие тематической налоговой проверки в полной мере раскрывается в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.).

ТНП— это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности компании, то есть отдельного вида налога (НДС, прибыль, зарплатные налоги). То есть ТНП — это разновидность выездной налоговой проверки, только сокращенная.

Результаты такой проверки оформляются также как выездные, проводится она только по одному налогу, охватывает период времени менее трех лет и имеет такие же последствия для налогоплательщика, как и выездные.

Нынче хорошо получается у инспекторов шантажировать именно этими проверками тех руководителей, которые отказываются снимать вычеты по НДС по спорным контрагентам.

Право инспекции на проведение налоговой проверки закреплено в пункте 2 статьи 31 Налогового Кодекса РФ. Статьи 82, 89 и 89.1 Налогового кодекса РФ регламентируют порядок, процедуры и сроки проведения проверки.

Срок проведения ТНП не превышает 2 месяца. Однако срок ее может быть увеличен по решению руководителя инспекции.

Читайте так же:
Какие документы для расчета пенсии

ТНП могут назначить из-за наличия недобросовестных контрагентов второго и последующих звеньев и для этого иметь выручку 1 млрд. и больше уже не надо. Достаточно половины этой суммы, чтобы попасть в сферу интересов налоговиков.

Полностью проверить всю цепочку контрагентов компания вряд ли сможет, поэтому, чтобы защитить себя от налоговой проверки надо заручиться доказательствами добросовестности своих прямых поставщиков: убедиться в том, что руководитель компании поставщика не откажется от того факта, что он таковым является, у него есть склад, магазин, офис, сотрудники (хотя бы 5) и другие средства, позволяющие удостовериться в том, что компания имеет все необходимые ресурсы для того, чтобы товары продать, услуги оказать, работы выполнить.

Тематическая налоговая проверка по НДС

На сегодняшний день наиболее эффективной формой налогового контроля признаются налоговые проверки. Целью налогового контроля является проверка «чистоты» и сроков уплаты налогов и сборов. Такой контроль осуществляется посредством сравнения данных в декларации, поданной налогоплательщиком, с фактическими данными, которые выявляются налоговыми инспекторами. Теперь налоговики начали по-новому «мотивировать» налогоплательщиков отказываться от вычетов по НДС и уплачивать другие налоги.

С этой целью ФНС России все чаще применяет выездные налоговые проверки для детального и глубоко изучения данных о деятельности российских компаний, для выявления возможных нарушений налогоплательщиками по уплате налогов и сборов. Выездные налоговые проверки требуют больших временных и денежных затрат. Поэтому ФНС России был разработан так называемый новый вид выездных налоговых проверок по НДС, которые получили определение «тематических налоговых проверок». В данной статье рассмотрено понятие, законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок.

Понятие тематической налоговой проверки

Согласно действующего налогового законодательства РФ налоговые проверки делятся на два вида: камеральная (когда компания представляет в налоговый орган документы с подробным отчетом о своей финансово-хозяйственной деятельности) и выездная (когда налоговый орган осуществляет самостоятельный выезд в офис компании с проверкой). Однако, выездные налоговые проверки требуют больших временных и денежных затрат. Поэтому ФНС России был разработан так называемый новый вид выездных налоговых проверок по НДС, которые получили определение «тематических налоговых проверок». Налоговый кодекс РФ термина «тематической налоговой проверки» не содержит. Понятие тематической налоговой проверки раскрывается в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (п. 1.3.3.). Так, тематическая налоговая проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности компании, то есть отдельного вида налога (например, проверка правильности исчисления и уплаты НДС). В указанном письме ФНС дает рекомендации территориальным налоговым инспекциям всех регионов страны в ряде случаев ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок, но по отдельным видам налогов – тематических налоговых проверок. Таким образом, тематическая налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, только более сокращенная.

Проводятся тематические налоговые проверки по мере необходимости, которую самостоятельно определяет руководитель налоговой инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете и осуществляется либо как элемент комплексной налоговой проверки, либо в качестве отдельной проверки по конкретным установленным фактам нарушения налогового законодательства. Результаты тематической налоговой проверки оформляются также как и выездные, либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если на основе тематической проверки необходимо провести комплексную налоговую проверку налогоплательщика, должно быть принято дополнительное решение о проведении более широкого круга комплексно проверяемых вопросов.

Как мы уже отмечали ранее, тематическая проверка проводится только по одному налогу и охватывает период времени менее трех лет (например, 1,5 года). Тематические налоговые проверки имеют такие же последствия для налогоплательщика, как и выездные. Налоговики часто грозят руководителям компаний проведением тематических налоговых проверок, если те добровольно не откажутся от вычетов пор НДС по спорным контрагентам. Мы уже отмечали, что тематическая налоговая проверка инициируется территориальной налоговой инспекцией, где компания состоит на налоговом учете. Однако тематическая налоговая проверка может быть инициирована и иным способом. К примеру, если контрагенты налогоплательщика находятся в разных регионах, и налоговая инспекция какого-либо из регионов заподозрила, что эти контрагенты умышленно создали схему ухода от уплаты налогов, то одна из территориальным инспекций передаёт эту информацию в Управление ФНС своего региона, а та пересылает эту информацию в УФНС того региона, где расположен налогоплательщик, с которого можно взыскать налоги.

Законодательное регламентирование, сроки и порядок проведения тематических налоговых проверок

Право налоговых органов на проведение налоговых проверок закреплено в пункте 2 статьи 31 Налогового Кодекса РФ. Статья 82 Налогового кодекса РФ содержит определение термина «налоговая проверка», а также права и обязанности налоговых органов по осуществлению налогового контроля. Права и обязанности налоговых органов и порядок проведения выездных налоговых проверок закреплены в статьях 89 и 89.1 Налогового кодекса РФ, а также регулируются Регламентом ФНС России по планированию и подготовке выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 05.10.2009г. № ММ-8-2/41дсп@, Регламентом проведения выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России от 05.09.2008г. № ММ-4-2/34дсп@. Налоговым кодексом РФ регламентируется и сроки проведения налоговых проверок. В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса РФ ФНС России установила основания и порядок продления срока проведения налоговой проверки до четырех месяцев, а также перечислила исключительные основания для продления срока проведения выездной налоговой проверки до шести месяцев. Также порядок проведения налоговых проверок регламентируется Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки».

Читайте так же:
Расчет пенсии рожденных до 1967

Понятие «тематическая налоговая проверка» закреплено в Письме ФНС России № АС-4-2/13622 от 25 июля 2013 года «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок». В указанном письме высший налоговый орган рекомендует территориальным налоговым инспекциям ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по всем видам налогов и сборам, то есть проводить комплексные выездные налоговые проверки. При этом проведение тематических выездных налоговых проверок (то есть по отдельным налогам) ФНС России рекомендует осуществлять в исключительных случаях. Результатом такой проверки может быть требование налогового органа к компании налогоплательщику отказаться от вычета по НДС, связанного со спорными контрагентами, что, по мнению ФНС, позволит предотвратить неуплату налога в связи с нарушениями налогового законодательства РФ. Срок проведения тематической налоговой проверки по НДС не может превышать двух месяцев. При тематической налоговой проверке, в отличие от комплексной выездной проверки, исследуется не вся деятельность компании, а какой-то отдельный налог (например, налог на прибыль). При этом срок проведения тематической налоговой проверки при необходимости может быть увеличен по решению руководителя налогового органа, например, при необходимости проведения контрольных мероприятий и иных видов проверок, как при выездных проверках. Период проверки организации по отдельным налогам также равен трем годам. Чтобы данный вид налогового контроля прошел для проверяемой компании максимально безболезненно, желательно знать некоторые особенности его проведения. Приведем несколько юридических особенностей:

  • проверить могут только последние три года деятельности компании;
  • основанием для допуска налогового инспектора к проведению налоговой проверки является только решение руководителя налогового органа, осуществляющего проверку;
  • не допускается повторная проверка начисления одного и того же налога;
  • срок проведения проверки не может превышать двух месяцев (в крайних случаях он продлевается еще на один месяц).

Тематическая налоговая проверка грозит налогоплательщику тогда, когда сроки на камеральную проверку истекли, но подозрения у налоговиков на нарушения налогоплательщиком налогового законодательства все же есть. Как и любой другой тип налогового контроля, тематическая проверка грозит налогоплательщику доначислением.

Роль работы отдела предпроверочного и контрольно-аналитического анализа в подготовке к проведению тематической налоговой проверки

Развитие работы отделов предпроверочного и контрольно-аналитического анализа в ФНС России в подготовке к проведению налоговых проверок является в настоящее время не столько потребностью, сколько настоятельной необходимостью. Это связано с принятием 30 мая 2007 года ФНС России «Концепции планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы, в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. В статье: «Как снизить риски включения компании в план выездной налоговой проверки» рассказывалось о системе управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Программа АСК НДС-2 позволяет выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывалось статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?». Налоговиков будут привлекать те компании, у которых занижены показатели налоговой нагрузки и рентабельности. С помощью программы АСК НДС-2 налоговики выявят, на каких этапах и по каким операциям компания занизила налог. В цепочках контрагентов по таким сделкам налоговики выявляют налоговый разрыв, а значит, будет найден тот, кто из этой цепочки не заплатил НДС.

Так при разрывах по НДС в декларациях налоговики будут назначать тематические налоговые проверки. Также налоговики сообщают, что со второго квартала 2018 года тематические проверки приобретут массовый характер. А это значит, что теперь налоговики никому ничего прощать не будут. Тематическую проверку могут назначить из-за недобросовестных контрагентов второго и последующих звеньев. Полностью проверить всю цепочку контрагентов компания вряд ли сможет, поэтому, чтобы защитить себя от налоговой проверки вполне достаточно заручиться доказательствами добросовестности своих прямых поставщиков. Для этого необходимо запросить у них документы, подтверждающие отражение и оплату ими НДС по сделке в бюджет. И даже если Вашу компанию захотят проверить, у Вас будет больше шансов оспорить выводы налоговых инспекторов. Если по данным АСК НДС прямой контрагент (поставщик) задекларировал сделку, шансов добиться отказа налоговому органу в иске намного больше (см. Решение Арбитражного суда Белгородской области от 13 декабря 2017 года по делу № А08-10984/2017).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию