Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тесты налог на имущество физических лиц

ТЕМА 4.2. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Целью данной темы является изучение имущественного налогообложения физических лиц в Российской Федерации. Налог на имущество физических лиц играет важную роль в налоговой системе РФ и является вторым по значимости (после налога на доходы физических лиц) налогом с населения.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • перечислить и дать характеристику имущественных налогов, взимаемых с физических лиц;
  • сформулировать назначение налога на имущество физических лиц;
  • назвать основные элементы налога на имущество физических лиц;
  • объяснить порядок расчета налога на имущество физических лиц;
  • изложить права представительных органов муниципальных образований при установлении налога на имущество физических лиц.

Оглавление

4.2.1. Назначение налога на имущество физических лиц

В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество физических лиц (местный) и транспортный налог (региональный).

При введении в 1992 г. налога на имущество физических лиц ему отводилась весьма важная роль в налоговой системе РФ, так как он охватывает широкий круг физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества (более 20 млн человек). Налог на имущество должен выполнять не только фискальную роль, но и воздействовать на формирование структуры личной собственности граждан РФ. Изменение ставки налога, предоставление различного рода льгот позволяет регулировать имущественную дифференциацию населения.

Однако в настоящее время объем поступлений в бюджет от налогов на имущество физических лиц незначителен. Кроме того, этот налог является весьма дорогостоящим в администрировании. Так, расходы государства по организации сбора налога на имущество (в частности, по направлению физическим лицам налоговых уведомлений о его уплате) сопоставимы с размерами налога, поступающими в местные бюджеты. Основной причиной незначительности этого налога, а также существенной дифференциации его размеров является тот факт, что в качестве налоговой базы по объектам недвижимого имущества принимается их инвентаризационная стоимость, определяемая органами бюро технической инвентаризации, которая в большинстве случаев не соответствует реальной стоимости имущества. Кроме того, на федеральном уровне предусмотрен чрезвычайно широкий перечень налоговых льгот, что существенно сужает налоговую базу.

Читайте так же:
Муж не платил алименты 10 лет

В перспективе предполагается ввести в действие главу Налогового кодекса РФ, регулирующую уплату налога на имущество физических лиц. В соответствии с этой главой стоимость имущества физических лиц, являющаяся налоговой базой, должна определяться по специальной методике оценки имущества, утверждаемой Правительством РФ. Предельная ставка предложена в размере 0,1 % против 2 % в соответствии с действующим законодательством. Учитывая, что этот налог является местным, перечень налоговых льгот, устанавливаемых НК РФ, предполагается ограничить и распространить на узкий круг имущества, принадлежащего отдельным категориям физических лиц (инвалидам, участникам войны и некоторым другим). Введение указанной главы в действие должно привести к некоторому увеличению поступлений от взимания этого налога, прежде всего в отношении имущества, принадлежащего обеспеченным слоям населения. Тем самым будет усилена социальная составляющая этого налога.

Следует отметить, что до 2005 г. в Российской Федерации с физических лиц взимался еще один имущественный налог – налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Основанием для взимания этого налога являлось признание полученного наследства или дара в качестве дополнительного дохода физического лица. Налог уплачивался новым собственником имущества. При этом налогом облагалось имущество в том случае, если:

  • наследство открылось на территории РФ или сделка дарения была зарегистрирована на территории РФ;
  • наследуемое или принимаемое в дар имущество входило в перечень предметов налогообложения (недвижимость, автотранспортные средства, антиквариат, ювелирные изделия, валютные ценности и ценные бумаги, вклады в кредитных организациях и т. п.);
  • стоимость имущества превышала налогооблагаемый минимум, равный в случае наследования 850 МРОТ, а в случае дарения – 80 МРОТ.

Ставки этого налога строились по системе сложной прогрессии с применением налоговых разрядов плательщиков в зависимости от степени родства.

Читайте так же:
Как написать отказ от алиментов образец

В свете проводимой в РФ налоговой реформы налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, был отменен с 1 января 2006 г. Однако доходы, полученные физическими лицами в порядке дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев вошли в состав доходов, облагаемых налогом на доходы физических лиц. При этом данные виды доходов освобождаются от налогообложения НДФЛ в том случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ. Согласно Семейному кодексу РФ к ним отнесены следующие категории граждан: супруги, родители и дети, в том числе усыновители и усыновленные, дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

4.2.2. Порядок исчисления и уплаты налога
на имущество физических лиц

Плательщиками налога на имущество признаются физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом:

  • если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе;
  • если имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объектами налогообложения являются находящиеся в собственности физических лиц: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налоговой базой для исчисления налога на имущество является суммарная инвентаризационная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Суммарная инвентаризационная стоимость определяется сложением инвентаризационных стоимостей всех строений, помещений с сооружений в качестве объектов обложения, находящихся на территории представительного органа местного самоуправления.

Читайте так же:
Справка о подоходном налоге физических лиц

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы муниципальных образований могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах (см. табл. 4.3):

Ставки налога на имущество физических лиц

Суммарная
инвентаризационная стоимость имущества

По федеральному закону

По закону Санкт-Петербурга 1

Для жилых
домов, квартир, дач и иных
жилых строений, помещений
и сооружений

Тесты налог на имущество физических лиц

Какие две позиции по отношению к уровню налогов и общественных услуг привели авторы? Предположите, какие группы населения выражают каждую из позиций, и кратко поясните свои предположения.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Конкуренция дисциплинирует. Если частная фирма плохо обслуживает клиентов‚ она проигрывает конкурентам, предлагающим лучшие условия. Конкуренция даёт потребителям защиту от высоких цен, плохих товаров и услуг‚ грубого поведения персонала. В отношении частного сектора с этим согласны почти все. Важность конкуренции в государственном секторе, к сожалению, не столь широко признана.

Система стимулов, воздействующих на государственные учреждения и предприятия, не очень-то способствует их эффективной деятельности. В отличие от частных владельцев, директора и управляющие предприятий государственного сектора редко выигрывают от снижения издержек и улучшения результатов своей деятельности. Наоборот, предприятие, которое не может потратить выделенные ему на год деньги, вряд ли получит больше на следующий год. Поэтому предприятия, не сумевшие распорядиться полной суммой выделенных им на год средств, обычно стараются любым способом истратить их в конце года.

В частном секторе итогом неэффективной деятельности становится банкротство. В государственном секторе подобного механизма не существует. Напротив, плохие результаты и неспособность достичь поставленных целей часто используются в качестве аргумента для увеличения затрат.

Читайте так же:
Трудовая пенсия по инвалидности закон

Поэтому жизненно необходимо, чтобы государственные предприятия конкурировали с частными фирмами. Если государство осуществляет поддержание порядка на улицах, уборку мусора, обучение в школах и т. д., то и частным фирмам должна быть предоставлена возможность заниматься той же деятельностью и конкурировать с государственными предприятиями. Конкуренция будет стимулировать улучшение деятельности, сокращение издержек и инновационный процесс и государственных, и частных предприятий. В итоге налогоплательщики смогут получить за свои деньги больший объём общественных благ…

Когда функции центрального правительства жёстко ограничены защитой прав личности, свободы торговли и национальной безопасности, территории могут существенно разниться по уровню общественных услуг и, следовательно, по налогообложению. Точно так же, как люди отличаются по готовности тратить деньги на жильё или автомобиль, они различаются и в отношении к общественным расходам. Одни хотят высокий уровень общественных услуг и высокие налоги, другие предпочитают меньше налогов и меньше общественных услуг. Одни хотят, чтобы общественные услуги финансировались только при помощи налогов, другие — чтобы за них взималась и плата. Регионализация решений относительно общественных услуг позволяет чаще удовлетворять такие противоречивые пожелания.

Конкуренция между местными органами власти способствует и повышению эффективности их деятельности. Если местная администрация, увеличивая налоги, не улучшает предоставляемые ею услуги, она отталкивает и людей, и фирмы, и они перебираются туда, где за свои деньги могут получить от администрации больше. Как и фирмы на рынке, местные органы власти, не умеющие угодить своим гражданам, теряют заказчиков (население) и свои доходы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию