Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трудовое законодательство основные понятия

Раздел I. Общие положения (ст. 1 — 22)

  • +–Глава 1. Основные начала трудового законодательства (ст. 1 — 14)
    • Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства
    • Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда
    • Статья 4. Запрещение принудительного труда
    • Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права
    • Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
    • Статья 7. (утратила силу)
    • Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права
    • Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
    • Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
    • Статья 11. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
    • Статья 12. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени
    • Статья 13. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, в пространстве
    • Статья 14. Исчисление сроков
    • Статья 15. Трудовые отношения
    • Статья 16. Основания возникновения трудовых отношений
    • Статья 17. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания на должность
    • Статья 18. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу
    • Статья 19. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности
    • Статья 19.1. Трудовые отношения, возникающие на основании трудового договора в результате признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями
    • Статья 20. Стороны трудовых отношений
    • Статья 21. Основные права и обязанности работника
    • Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
    << Часть
    первая (ст. 1 — 22)
    Глава 1. >>
    Основные начала трудового законодательства (ст. 1 — 14)
    Содержание
    Трудовой кодекс (ТК РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Трудовое право

    Все моменты, касающиеся отношений между наемными сотрудниками и лицами, предоставляющими им работу, организации трудового процесса, гарантий обеспечения прав, свобод и обязанностей обеих сторон, декларируются в контексте трудового права.

    Рассмотрим, какие именно функции возложены на трудовое право в системе правоустанавливающих отношений в нашем государстве, какие цели преследует и какие задачи помогают выполнению поставленных целей.

    Трудовое право как система

    Установление в правовом поле норм регулирования нюансов производственных отношений в процессе наемной работы и производства составляет правовую систему в трудовой сфере. В РФ принципы трудового права закреплены в Трудовом Кодексе, в который периодически вносятся изменения и дополнения. Поскольку эта ветвь права существует как целостное динамическое образование, ей присущи все характеристики системного объекта:

    • элементы;
    • структура (связи между элементами);
    • цель функционирования;
    • сами функции;
    • задачи, ставящиеся перед системой.

    Поэтому, анализируя эту правовую отрасль, нужно рассмотреть все ее системные параметры.

    СПРАВКА! Трудовое право выступает одним из самых молодых направлений правоохранительного поля. Как самостоятельная сфера оно выделилось на рубеже 19 и 20 столетий, что можно связать с интенсивным развитием в этот период наемного труда. Одним из «отцов-основателей» этой правовой отрасли был ученый Л.С.Таль. Сегодня есть тенденция к более мелкому «дроблению» трудовой сферы права, к выделению из нее самостоятельных областей, например, «право соцобеспечения», «право наемного труда для публичных служебных функций» и др.

    Какой предмет рассматривает трудовое право

    Предметом рассмотрения трудового права выступают все формы трудовых отношений и некоторые другие, напрямую объединяемые с трудовыми (так декларирует ст.1 ТК РФ).

    В качестве таковых рассматриваются 2 основные формы взаимодействия сторон.

    1. Индивидуальные отношения в производственном процессе (ИТО).
    2. Общественные отношения, имеющие касательство к трудовым, в основном, сферах:
      • организации процесса труда;
      • руководства трудом;
      • особенностей трудоустройства;
      • обеспечения нужного уровня квалификации сотрудников (дополнительная спецподготовка, перепрофилирование, профобучение и т.п.);
      • обязанности по возмещению ущерба, причиненного той или иной стороной производственных отношений;
      • возможностей разрешения трудовых конфликтов;
      • требований к полномочиям сторон;
      • социального партнерства;
      • надзора государственных органов за выполнением правовых норм.

    Цели, поставленные перед трудовым правом

    Цели каждой отрасли права отображают как государственные, так и народные интересы. Целеполагание динамичной системы, каковой является сфера труда, может меняться вследствие внесения качественных изменений в ее содержание. В настоящий момент актуальны цели, заявленные на момент 7 ноября 2015 года (они регламентированы в самой первой статье ТК РФ).

    1. Гарантирование государством обеспечения гражданам страны свободного права трудиться.
    2. Действия, направленные на создание благоприятных и эффективных для обеих сторон условий труда.
    3. Охрана интересов и обеспечение выполнения полномочий сотрудников и работодателей как действующих сторон процесса труда.

    Задачи трудового права – на благо общества

    Обеспечение соблюдения правовых трудовых норм призвано способствовать правопорядку в трудовой сфере, что благотворно влияет на общество. Задачи каждой правовой отрасли отражают часть социальных задач в целом, будучи направлены на достижение задекларированных целей. Они приведены в тексте ТК (ч.2 ст.1) и декларируют:

    • формирование оптимальных факторов для консенсуса интересов собственников производства, руководителей и наемных сотрудников, а также пользы для державы;
    • способствование возрастанию производительности труда;
    • содействие росту качественности труда;
    • меры содействия эффективности производства;
    • участие в улучшении финансового и культурного благополучия работающих граждан;
    • упрочение трудовой дисциплины.

    Функции, обеспечиваемые трудовым правом

    Функции правовой отрасли – это те направления, по которым декларируемые в конкретной сфере нормы призваны воздействовать на различные стороны внешней среды.

    В трудовой отрасли права речь идет о влиянии производственных факторов на человеческое сознание и поведение в процессе наемного сотрудничества, максимально обеспечивающим решение вышеприведенных задач.

    1. Регулятивная функция – главная в сфере труда. Все граждане согласно Основному закону РФ имеют свободное и ничем не ограничиваемое право на труд, и в качестве его обеспечения и функционирует эта конкретная отрасль.
    2. Социальная функция (следует из регулятивной). В ТК РФ декларируются нормы, содействующие разрешению многих социальных задач:
      • влияние на занятость населения;
      • прерогатива человеческих свобод и прав в трудовых процессах;
      • создание безопасных условий для труда;
      • предоставление возможности заниматься госслужбой и др.
    3. Защитная функция. Она призвана гарантировать всем сторонам трудового процесса возможность выступить за свои интересы, права и свободы, связанные с занятостью, всеми дозволенными законом способами. Нормы, касающиеся этой функции, рассматривают:
      • порядок преодоления споров и конфликтов в трудовых ситуациях;
      • обеспечение гарантированных прав и восстановление их в случае попрания;
      • установление соответствующего уровня трудовых условий и др.
    4. Хозяйственная функция (иначе называемая производственной) предназначена для работодателей как стороны трудового процесса, нормы в рамках этой функции действуют именно в их пользу:
      • стимулирование эффективности производственного процесса;
      • требования трудовой дисциплины;
      • полномочия в отношении наемного персонала;
      • разные формы ответственности сотрудников;
      • рачительное использование ресурсов и пр.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Защитная и производственная функции являются специфичными именно в отношении трудового права, остальные функции можно отнести к общеюридическим и социальным.

    • положения о стимулировании сотрудников;
    • система премирования и депремирования;
    • дисциплинарный кодекс ответственности персонала.

    ВАЖНО! В разные периоды развития нашего государства все эти функции проявляются по-разному и имеют различный приоритет. Например, последняя функция, столь активно проявляющаяся в обновлении норм трудового права в 80е годы, в настоящее время не столь актуальна вследствие все большего преобладания рыночных отношений. Кризис современной экономики обусловил снижающееся значение и воспитательной функции.

    Перечисление функций трудового права нельзя определить как закрытое. Еще раз напоминая о том, что данная правовая отрасль является живой, развивающейся системой, важно не забывать, что в процессе практического применения нормы трудового права могут обеспечивать выполнение и других дополнительных функций.

    Статья 1 ТК РФ. Цели и задачи трудового законодательства

    Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    организации труда и управлению трудом;

    трудоустройству у данного работодателя;

    подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

    социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    разрешению трудовых споров;

    обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Комментарии к ст. 1 ТК РФ

    1. Трудовые права и свободы граждан установлены в ст. 37 Конституции РФ. Согласно статье:

    труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

    принудительный труд запрещен;

    каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы;

    государством признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

    каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

    2. Статья 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 устанавливает гарантии охраны здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

    В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

    Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 утв. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам.

    Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц.

    Инструкция МПС России от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552 установила порядок организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад.

    Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

    Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

    Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже 1 раза в 5 лет.

    Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъектов РФ.

    3. В соответствии со ст. 23 Постановления ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»:

    каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;

    каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ;

    каждый имеет право на защиту от безработицы;

    принудительный труд запрещен.

    В соответствии со ст. 24 названной Декларации:

    каждый работник имеет право на отдых;

    работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

    4. Закон определяет поведение законодателя в процессе развития трудового законодательства. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Труд в социальном государстве имеет 3 взаимосвязанные цели: 1) получение прибыли собственником; 2) рост благосостояния населения, в том числе наемных работников; 3) самореализация работников.

    Эти цели объективно присущи трудовому законодательству. Их следует включить в ст. 1 ТК, а также в коллективные договоры предприятий.

    5. Цели и задачи международно-правового регулирования труда приведены в программных документах МОТ, в частности в Декларации МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.), провозгласившей основные направления в развитии трудовых отношений в мире (недопущение дискриминации, принудительного труда, свобода объединения и коллективных переговоров, ликвидация детского труда). Именно эти основополагающие начала лежат в основе регулирования трудовых и связанных с ними правоотношений в российской правоприменительной практике на основе норм ТК. Смысл и природа всех норм должны толковаться и пониматься именно с позиций данных принципов.

    6. Одной из основных задач трудового законодательства является также решение вопросов, связанных с трудоустройством, профессиональной подготовкой и профессиональной ориентацией. Внимание, уделяемое международными нормами вопросам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, обусловлено тем, что эти аспекты должны быть важными в общей политике в сфере труда. Более того, в условиях существования рынка труда чрезвычайно важно определить потребности в рабочей силе в разных отраслях на ближайшую и отдаленную перспективу. С ростом безработицы вопросы подготовки и особенно переподготовки кадров становятся частью механизма перераспределения рабочей силы и адаптации к меняющемуся соотношению между различными экономическими секторами, а именно промышленностью, сферой торговли, услуг, сельским хозяйством. Наконец, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка могут и должны стать неким механизмом удовлетворения личных притязаний каждого работника.

    Конвенция N 142 МОТ «О развитии людских ресурсов» (1975 г.) устанавливает обязательства стран принимать и осуществлять всестороннюю скоординированную политику в области профподготовки, а также программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Такая политика и программы должным образом учитывают потребности, возможности и проблемы занятости как на национальном, так и на региональном уровнях; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития и, кроме того, позволяют всем лицам на основе равенства и без дискриминации развивать и применять свои способности к труду в собственных интересах с учетом потребностей общества. На основе скоординированной политики разрабатываются и совершенствуются открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Наличие полноценной информационной базы способствует выбору профессии, повышению образовательного уровня, созданию перспектив в области занятости и продвижения по работе.

    Выделение в качестве задачи трудового законодательства достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства отражено в Конвенции N 154 МОТ «О коллективных переговорах» (1981 г.). Коллективные переговоры понимаются как многоуровневая координируемая деятельность, с одной стороны, работодателей и их представителей, а с другой — работников и их представителей. Система ведения коллективных переговоров призвана охватить все звенья системы трудовых отношений. Государство по отношению к ней выступает в качестве механизма содействия ведению переговоров, их поощрения и создания для них необходимых процедур.

    Законодательство по трудовому праву

    Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ – основной правовой регулятор трудовых отношений в РФ, он устанавливает основные права и обязанности работника и работодателя, дает понятия времени труда и отдыха, регулирует порядок предоставления защиты нарушенных и оспариваемых прав и законных интересов сторон.
    Все иные акты трудового законодательства не должны противоречить положениям ТК РФ.

    Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данные закон устанавливает порядок осуществления обязательного страхования от несчастных случаев на производстве, а также в возмещения вреда причиненного жизни и здоровью работника при наступлении такого рода несчастных случаев.

    Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»- регулирует процесс создания и деятельности, реорганизации и ликвидации профессиональных объединений работников и их ассоциаций в Российской Федерации.

    Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ – статьи главы 5 Закона устанавливают гарантии трудовых прав инвалидов: установление квот для приема на работу данных лиц, создание специальных рабочих мест, особых условий труда в соответствие с индивидуальной программой реабилитации.

    Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закрепляет гарантии трудовых прав российских граждан, а также осуществления государственной политики, направленной на защиту населения от безработицы.

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Оно разъясняет основные правила осуществления судебной защиты трудовых прав: устанавливает подведомственность и подсудность споров, порядок доказывания по делам о заключении, изменении и расторжении трудового договора, о взыскании заработной платы, обеспечению прав на ежегодные дополнительные отпуска и забастовки.

    Постановление Правительства РФ от 06.06.2013 N 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников»- утверждает права отдельных категорий мед. работников (обеспечивающими лечение психиатрически больным гражданам, имеющим ВИЧ, СПИД или туберкулез), а также ветеринарным и иным работникам, оказывающим помощь в проведении противотуберкулезной профилактики.

    Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки» (вместе с «Положением об особенностях направления работников в служебные командировки») – дает разъяснения по вопросу определения временных рамок командировки, устанавливает гарантии прав работника, отправленного в командировку (сохранение рабочего места, заработка, оплата проезда, проживания, суточных и др.)

    Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей» – устанавливает обязанность администраций бюджетных учреждений, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним, оплачивать 1 раз в два года проезд и провоз багажа работников и членов их семей. Современная судебная практика возлагает такую обязанность и на частные организации.

    Постановление Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 «О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность» – регламентирует порядок компенсации расходов работнику на переезд в другой административно-территориальный пункт в связи с его переводом на работу в другое обособленное подразделение работодателя.

    Не нашли ответ на Ваш вопрос?

    Позвоните нашему юристу!

    Архангельск: (8182) 47-15-16, +7 902-286-15-16

    Санкт-Петербург: +7 981-761-00-72

    Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»- порядок расчета среднего размера заработной платы, необходимого, согласно положениям ТК РФ, для урегулирования имущественных споров между работником и работодателем.

    Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»). Закрепляет порядок изготовления бланков трудовой книжки, обеспечения ими работодателей, а также их заполнения и хранения.

    Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». Устанавливает необходимость обязательного прохождения освидетельствования лицом, претендующего на занятие должности, связанной с выполнением работы, имеющей повышенную опасность.

    Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Закрепляет дополнительные гарантии трудовых прав лиц, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, а именно сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, увеличенный размер оплаты труда.

    Правовое регулирование надбавок осуществляется в соответствии со следующими правовыми актами:
    — приказ Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2, N 3;
    — постановление Совета Министров — Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012;
    — разъяснение Минтруда России от 16.05.1994 N 7;
    — постановление Минтруда России от 11.09.1995 N 49.

    Для заключения договоров о материальной ответственности:

    Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества (Приложение N 1
    к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85).

    Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества (Приложение N 3 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85).

    Трудовое право

    В книге кратко изложены основные вопросы темы «Трудовое право». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

    Оглавление

    • 1. Предмет, метод и система трудового права
    • 2. Основные принципы трудового права

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги Трудовое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    1. Предмет, метод и система трудового права

    1.1. Понятие и предмет российского трудового права

    Трудовое право как отрасль права — важнейшая из отраслей российского права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя.

    Трудовое право — это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые складываются в процессе реализации гражданами права на труд, в процессе функционирования рынка наемного труда, организации и применения наемного труда на основе трудового договора с юридическим или физическим лицом.

    Предметом трудового права являются трудовые отношения в общественной организации труда и некоторые другие, тесно связанные с ними отношения, то есть совокупность общественных отношений по труду на производстве. К таким отношениям относятся:

    ✓ по рассмотрению трудовых споров;

    ✓ по трудоустройству и обеспечению занятости населения;

    ✓ по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве.

    Трудовое право наделяет стороны трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений определенными трудовыми правами и обязанностями.

    Организационно-управленческие отношения (социально-партнерские) возникают по поводу участия работников и их представителей в организации и управлении коллективным трудом. Субъектами таких отношений выступают работодатели и работники, а также их представители. Такие отношения возникают в связи с принятием локальных правовых актов, регулирующих условия труда работников данной организации; в связи с ведением коллективных переговоров и заключением коллективных договоров и соглашений по социально-трудовым вопросам. Участником соглашений может выступать и третий партнер — орган исполнительной власти или местного самоуправления. Эти отношения сопутствуют трудовым отношениям, для работника они возникают с момента вхождения его в коллектив.

    Отношения по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда (контрольно-надзорные) возникают между работодателями, должностными лицами и органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 244 КЗоТ). Эти отношения направлены на создание здоровых, безопасных условий труда, охрану социально-трудовых прав и законных интересов работника.

    Отношения по рассмотрению трудовых споров возникают между спорящими сторонами и органом, рассматривающим индивидуальный или коллективный трудовой спор по поводу установления условий труда и их применения. Эти отношения сопутствуют трудовым или приходят им на смену.

    Отношения по трудоустройству и обеспечению занятости населения возникают:

    ✓ между службами занятости и гражданами по поводу трудоустройства, организации общественных работ и содержания безработных;

    ✓ между службой занятости и работодателями по поводу обмена информацией и направления граждан на работу;

    ✓ между гражданами и работодателями по поводу заключения трудового договора на основании направления службы занятости.

    Эти отношения обычно предшествуют трудовым, но могут и сопутствовать или приходить им на смену.

    Отношения по профессиональной подготовке и повышению квалификации кадров непосредственно на производстве возникают между работником и работодателем по поводу обучения на производстве, повышения квалификации с отрывом или без отрыва от производства или руководству обучением.

    1.2. Цели, задачи и функции трудового права

    Цели трудового права состоят в том, чтобы установить государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создать благоприятные условий труда, защитить права и интересы работников и работодателей.

    Основные задачи трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

    ✓ организации труда и управлению трудом;

    ✓ трудоустройству у данного работодателя;

    ✓ профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

    ✓ социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

    ✓ участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

    ✓ материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

    ✓ надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    ✓ разрешению трудовых споров;

    ✓ обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Функции трудового права — это воздействие норм трудового права на поведение людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.

    Основные функции трудового права:

    защитная — создание системы государственных гарантий трудовых прав работников;

    производственная — защита интересов работодателя в трудовых отношениях;

    воспитательная — отражена в нормах о поощрениях, в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности.

    1.3. Метод трудового права

    Метод трудового права — это совокупность приемов, способов, используемых государством для правового регулирования трудовых и тесно связанных с ним отношений. Метод трудового права состоит из следующих специфичных для данной отрасли права приемов правового регулирования труда:

    ✓ основание возникновения трудовых отношений;

    ✓ правовое положение субъектов трудового права;

    ✓ своеобразие способов защиты трудовых прав и обеспечения выполнения трудовых обязанностей.

    Процесс нормотворчества выражается в расширении сферы договорного регулирования условий труда в коллективных договорах (соглашениях) и индивидуальных трудовых договорах (контрактах). Государство устанавливает в централизованном порядке:

    ✓ процедуру ведения коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений;

    ✓ порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

    ✓ минимум прав и гарантий труда работников. Этот минимум может быть повышен в коллективных договорах (соглашениях) и контрактах.

    Основание возникновения трудовых отношений. Для трудового права характерен договорный характер установления трудовых отношений. Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с данной организацией и устанавливает необходимые его условия. Коллективный договор устанавливает локальные нормы, распространяющиеся только на работников данного производства.

    Правовое положение субъектов трудового права характеризуется сочетанием равноправия сторон и подчинения. Равноправие сторон трудовых договоров — при их заключении и расторжении, подчинение — в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка.

    Защита трудовых прав осуществляется в организациях (комиссиях по трудовым спорам) по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров. Выполнение трудовых обязанностей обеспечивается мерами поощрения и специфическими санкциями — мерами дисциплинарной, материальной ответственности и дополнительными мерами трудового воздействия. Защита трудовых прав может сочетаться и с судебной защитой, закрепленной Конституцией РФ. В санкциях законодательства за трудовые правонарушения расширяется такая мера, как штраф, налагаемый на должностных лиц, работодателей.

    Через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы и работодателей работники участвуют в правовом регулировании труда, то есть в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав.

    1.4. Система трудового права

    Система трудового права России — это совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их одновременным внутренним разделением на относительно самостоятельные и взаимосвязанные структурные образования (институты) и их части (подинституты).

    Правовые институты в зависимости от содержания и характера распределяются по двум основным частям трудового права — Общей и Особенной.

    Общая часть трудового права охватывает нормы, имеющие общее значение, поскольку проявляются в регулировании всех или подавляющего большинства элементов трудовых и иных связанных с ними общественных отношений.

    В Общую часть трудового права входят нормы, относящиеся к правовому регулированию всех работников в целом, а не по отдельным ее элементам и условиям труда. Она включает в себя правовые нормы, определяющие предмет, задачи, сферу действия трудового права, порядок установления правовых норм в области труда, основное содержание трудовых и иных связанных с ними отношений, а также основные принципы правового регулирования труда работников.

    К Общей части принадлежат и нормы, закрепляющие право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия через представительные органы, и прежде всего через профсоюзы, образуя институт правового положения профсоюзов и коллектива работников, а также нормы о социальном партнерстве в сфере труда, порядке ведения коллективных переговоров, заключении коллективных до говоров и соглашений.

    Особенная часть трудового права значительно шире Общей части. При этом роль и функции правовых институтов данной части различаются. Одни институты призваны регулировать отдельные элементы содержания трудового отношения (например, институт трудового договора регламентирует порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений); другие — какое-либо одно из отношений, связанных с трудовым (например, отношения по рассмотрению трудовых споров).

    Система трудового права России включает в себя следующие институты:

    ✓ трудоустройства и занятости (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с подысканием гражданам подходящей работы);

    ✓ трудового договора (объединяет нормы, регулирующие прием на работу, переводы и увольнения);

    ✓ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников непосредственно у работодателя;

    ✓ оплаты и нормирования труда;

    ✓ гарантии и компенсации;

    ✓ материальной ответственности сторон трудового договора;

    ✓ особенностей регулирования труда отдельных категорий работников;

    ✓ надзора и контроля (в том числе профсоюзного контроля) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

    ✓ разрешения трудовых споров.

    Эти институты трудового права России в рамках предмета данной отрасли права призваны регулировать отдельный вид общественных отношений либо отдельный элемент единого трудового отношения.

    Система трудового права закрепляется в различных формах, и прежде всего в Трудовом кодексе Российской Федерации.

    1.5. Соотношение трудового права с другими отраслями права

    Трудовое право как самостоятельная отрасль права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя, в то же время тесно связано и взаимодействует с другими отраслями права — конституционным, гражданским, административным и др.

    Соотношение трудового права с конституционным

    Конституционное право выступает основополагающим для трудового права. Оно устанавливает основные права и гарантии, такие как право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда, свободу труда и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции РФ. Однако конституционные нормы конкретизируются в нормах трудового права.

    Соотношение трудового права с гражданским

    Трудовые отношения тесно связаны с гражданскими, поскольку возникают из договорных отношений между сторонами и носят возмездный характер, но отличаются по предмету договора.

    Соотношение трудового права с административным

    Трудовое право и административное право регламентируют деятельность государственных и иных служащих, выполняющих организующие функции или обеспечивающих их выполнение. Отношения служащего с руководителем государственного учреждения по поводу своего труда к управлению не относится и регулируется нормами трудового права, подобно отношениям работника с соответствующими должностными лицами и структурными подразделениями.

    Соотношение трудового права с правом социального обеспечения

    Трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, а право социального обеспечения (на социальную поддержку семей с детьми, на обеспечение старости) — отношения, складывающиеся по поводу, например, нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений — сам процесс труда, а объект отношений по социальному обеспечению — пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Уплачивать законно установленные налоги и сборы
Ссылка на основную публикацию