Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет налогов уплачиваемых в бюджет

Составляем Бюджет налогов и сборов

Растут налоговые обязательства, ужесточается процесс налогового администрирования, и все больше компаний составляют Бюджет налогов и сборов. Без рассчитанной обоснованной величины налоговых обязательств невозможно вывести корректный финансовый результат, посчитать кредиторскую нагрузку, оценить платежеспособность предприятия. Как и всякий финансовый отчет, Бюджет налогов и сборов имеет свои особенности формирования. Рассмотрим их.

Что такое бюджет налогов и сборов

Бюджет налогов и сборов в разных источниках называют по-разному — налоговый бюджет, бюджет налоговых обязательств, бюджет налоговой нагрузки и т. п.

Степень детализации этих бюджетов, количество оцененных налогов, методики расчета зависят от требований руководства, специфики деятельности, но по факту можно говорить о тождестве названный финансовых форм, отражающих и оценивающих одни и те же финансовые показатели.

Бюджет налогов и сборов — это финансовый отчет, по данным которого можно оценить эффект от схем налоговой оптимизации, а также величину налоговых обязательств компании и сроки их погашения.

Особенности бюджета налогов и сборов:

• налоговые обязательства компании можно выводить как в целом по предприятию, так и по видам деятельности, по подразделениям, региональному признаку и т. п.;

• этот бюджет может быть как самостоятельной финансовой формой, так и итоговой формой, результирующей иные бюджеты;

• значительная часть итоговых данных бюджета налогов и сборов — регулируемые, т. е. они меняются в зависимости от исходных данных;

• данные бюджета налогов и сборов — основа для формирования других бюджетов. Например, рассчитанные налоговые обязательства должны быть обязательно включены в бюджет движения денежных средств, бюджет доходов и расходов (если источником их формирования будет являться себестоимость продукции, в частности, транспортный налог, или внереализационные расходы в отношении налога на имущество), в бюджет дебиторской, если есть переплата, и кредиторской задолженности и другие связанные бюджеты.

В бюджет налогов и сборов предприятия включили:

• расчет страховых взносов с сумм заработной платы.

Расчет земельного налога не зависит от других бюджетов (если речь не идет об инвестиционном проекте), он рассчитывается на основе кадастровой стоимости земли и величины налоговой ставки.

Если не учитывать какую-то специфику момента (например, переоценку кадастровой стоимости), то по общему правилу эти данные Бюджета налогов и сборов не будут зависеть от неких финансовых параметров, генерируемых компанией.

А чтобы рассчитать величину страховых взносов, необходимо обратиться к Бюджету расходов по оплате труда. То есть Бюджет налогов и сборов будет являться в этом случае результирующим, а также регулируемым. Величина налоговых обязательств предприятия будет меняться в зависимости от запланированной суммы оплаты труда. Например, планы по повышению оплаты труда, выплате премий будут прямо влиять и на величину страховых взносов.

Преимущества Бюджета налоговов и сборов

На основе бюджета продаж и бюджетов расходов компании была рассчитана прогнозная прибыль организации на будущий финансовый год — 5 550 250 руб. Соответственно, прогнозная величина налоговых обязательств по налогу на прибыль составит:

5 550 350 руб. × 20 % = 1 110 050 руб.

При этом в отдаленных планах руководства (после прогнозного периода) — ремонт производственного здания компании, стоимость которого — не менее 5 млн руб.

У компании есть деньги, чтобы сделать ремонт и раньше. Но с учетом того, что расходы на ремонт могут существенно снизить обязательства по налогу на прибыль, а в последующих периодах они сформируют убыток, который принимается в особом порядке (не более 50 % налогооблагаемой базы), то выгоднее провести ремонт в прогнозном периоде и сэкономить на налоге на прибыль.

Что нужно знать, чтобы сформировать корректный бюджет налогов и сборов

Чтобы сформировать корректный и полноценный бюджет налогов и сборов, необходимо в первую очередь знать налоговое законодательство применительно к конкретным налогам и сборам.

В частности, при расчете налога на имущество надо понимать, что является объектом налогообложения, как производить расчет, какие ставки применять и многое другое.

При этом теоретических знаний мало, важен практический опыт расчета налогов.

К примеру, чтобы рассчитать НДС, мало понимать общую методику действий. Надо знать, какие требования налоговики предъявляют к оформлению документов, какие претензии возникают к поставщикам, какие препоны чинят при возмещении НДС из бюджета.

Бюджет налогов и сборов нужно формировать не в отрыве от других прогнозных показателей, а в непосредственной взаимосвязи и на их основе. А насколько точными будут исходные данные для бюджета, зависит от того, насколько корректны базовые показатели и насколько активно участвуют в формировании бюджетов работников профильных служб.

В результате возникновения конфликтной ситуации и при попустительстве руководства работники коммерческой службы дистанцировались от представления данных для формирования бюджетов продаж. Финансовой службе пришлось делать все прогнозы самостоятельно. Для этого за основу были взяты данные прошлых лет.

В результате такого подхода финансисты не могли знать и не учли нехарактерные ценовые колебания текущего года, о которых были прекрасно осведомлены «коммерсанты».

В итоге некорректным оказался как сформированный бюджет продаж, так и построенный на его основе бюджет обязательств по НДС и налогу на прибыль.

Чтобы сформировать бюджет налогов и сборов, в первую очередь нужно знать, какую систему налогообложения применяет предприятие (ОСНО, УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка 15 %)», или с объектом налогообложения «доходы (ставка 6 %)»).

В рамках применяемой системы налогообложения нужна информация, необходимая для расчета конкретных налогов. По разным налогам набор таких данных разный.

Например, чтобы рассчитать НДФЛ, надо знать:

• размер прогнозируемых выплат работникам;

• есть ли право на налоговые вычеты;

• какие выплаты не облагаются НДФЛ и т. п.

Для расчета НДС необходимы данные:

• о прогнозируемых объемах реализации;

• видах продукции в разрезах разных ставок НДС;

• объемах вычетов и т. п.

Формируемый бюджет налогов и сборов должен не просто статистически отображать величину налоговых обязательств компании, а быть инструментом налогового планирования в составе финансового планирования.

Читайте так же:
Прибавка пенсии за детей какие документы

В ходе формирования бюджета налогов и сборов нужно учесть все факторы, которые на законном основании способствуют уменьшению налоговых обязательств компании — убытки, льготы, различные законные приемы и способы, позволяющие избежать или уменьшить налоговые выплаты компании в бюджет.

В группу компаний входит организация, оборот которой в квартал не превышает 2 млн руб. Ранее в ходе анализа было принято предварительное решение реализовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, на основании ст. 145 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Соответственно, при формировании бюджета налогов и сборов, расчетах налоговых обязательств отдельно по организации и в целом по группе компаний не учитывался НДС. Зато была выведена прогнозная сумма экономии на налогах на основе сопоставления плановых данных и фактических данных прошлых периодов.

В сформированном полноценном бюджете налогов и сборов обязательно должна быть следующая информация:

• суммы начисленных налогов по видам налогов в привязке к данным других бюджетов;

• суммы возмещения НДС, если хозяйствующий субъект — плательщик НДС;

• конечные суммы налоговых обязательств, подлежащие уплате в бюджет или возмещению;

• сроки уплаты налогов и сборов;

• планируемые съемы налоговой оптимизации и экономических эффект от их применения;

• оценка рисков возникновения конфликтов с налоговыми органами в отношении планируемых оптимизационных действий;

• итоговая сумма совокупных налоговых обязательств;

• показатель налоговой нагрузки компании.

Суммовая налоговая нагрузка рассчитывается по следующей формуле:

где ∑N — величина налоговых обязательств предприятия, возникающих в процессе его функционирования;

К сведению

Относительная налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)[1].

Данные о показателях налоговой нагрузки

Ряд предприятий, в первую очередь небольших, отдельный самостоятельный бюджет налогов и сборов не формирует. В таком случае данные о налогах и сборах являются составной частью одних связанных бюджетов и базовыми показателями для других связанных бюджетов.

Как сформировать бюджет налогов и сборов

В ходе формирования бюджета налогов и сборов можно выделить несколько этапов:

Этапы формирования бюджета налогов и сборов

На примере мукомольного предприятия «Наша марка» рассмотрим последовательность формирования бюджета налогов и сборов.

Этап 1. Подготовка

Что надо сделать на этом этапе:

• проанализировать применяемую систему налогообложения, происшедшие в ней существенные изменения, налоги и сборы, которые должна платить компания;

• определить ставки налогов;

• выяснить, какие есть льготы;

• разработать предварительные налоговые схемы для расчетов, влияющие на величину налоговых обязательств;

• собрать предварительные данные, необходимые для расчета налогов и сборов. Например, паспорт транспортного средства (ПТС) для расчета транспортного налога, выписка из Единого государственного реестра недвижимости или другие документы, в которых указывается актуальная кадастровая стоимость земли.

[1] Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Д. В. Кислов,
канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 7, 2021.

Учет налогов

Учет налогов

В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отразить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль?

Обязательства по уплате налогов, предусматривающие внесение денежных средств в бюджеты бюджетной системы РФ, относятся к фактам хозяйственной жизни, в связи с чем указанные обязательства должны быть отражены в бухгалтерском учете. В какой момент налоговое обязательство принимается к учету? Как отра­зить в учете операции по начислению и уплате налогов? Учитываются ли расходы на уплату налогов в целях исчисления налога на прибыль? На эти и другие вопросы найдете ответы в данной статье.

ЗА СЧЕТ КАКИХ СРЕДСТВ УПЛАЧИВАЮТСЯ НАЛОГИ?

С огласно п. 11 , 33 Положения № 640 затраты на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается имущество учреждения, включаются в объем субсидии, предоставленной автономному учреждению на выполнение государственного задания. В данном случае речь идет о налоге на имущество организаций, земельном, транспортном налогах.

Величина затрат на уплату налогов, включаемых при расчете субсидии на госзадание, корректируется с учетом коэффициента платной деятельности.

Таким образом, расходы на уплату налога на имущество, земельного и транспортного налогов могут полностью или частично покрываться субсидией на выполнение государственного задания. Если налоговые затраты финансируются средствами субсидии не в полном объеме, то недостающую разницу автономное учреждение покрывает за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

Что касается налога на прибыль и НДС, отметим следующее. Поскольку объектом обложения этими налогами являются доходы (прибыль) от осуществления платной деятельности, а не имущество, за счет таких доходов указанные налоги и уплачиваются.

КАКИЕ КБК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ УПЛАТЫ НАЛОГОВ?

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы автономного учреждения на уплату:

  • налога на имущество организаций и земельного налога (в том числе в период строительства объектов капитального строительства) отражаются по виду расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога»;
  • транспортного налога – по виду расходов 852 «Уплата прочих налогов и сборов».

Указанные коды видов расходов применяются в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Операции налогоплательщиков – государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы» КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках учетной политики.

КАКОВ ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ НАЛОГОВ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ?

В соответствии с вышеизложенным при начислении налогов в бухгалтерском учете учреждение либо увеличивает расходную часть (в отношении налога на имущество, земельного и транспортного налогов), либо уменьшает доходную часть (в отношении налога на прибыль и НДС).

Читайте так же:
Налоговая база по налогу усн доходы

Согласно инструкциям № 157н, 183н для отражения сумм налогов в бухгалтерском учете применяются следующие счета:

  • 0 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»;
  • 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»;
  • 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» (применяется для отражения транспортного налога);
  • 0 303 12 000 «Расчеты по налогу на имущество организаций»;
  • 0 303 13 000 «Расчеты по земельному налогу».

В целях отражения в бухгалтерском учете автономного учреждения операций по начислению и уплате налогов используется следующая корреспонденция счетов:

Пункт Инструкции № 183н

Начисление сумм налогов на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых налоговых обязательств:

– налог на прибыль

* В части НДС по безвозмездным передачам.

При отражении операций по начислению налогов многие задаются вопросом, как определить момент возникновения налогового обязательства.

Необходимым условием признания обязательства является установление его стоимостной величины. Величина налогового обязательства рассчитывается по факту завершения финансового года и формирования налогооблагаемой базы на отчетную дату.

В соответствии со ст. 9 Закона о бухучете и п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы.

Первичный учетный документ для признания налогового обязательства по итогам года – налоговая декларация. При этом в рамках формирования учетной политики учреждение вправе выбрать и иной документ для признания налоговых обязательств.

Срок представления налоговых деклараций, как правило, устанавливается не в отчетном году, а в следующем (например, по налогу на имущество организаций декларация должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, по земельному налогу – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

Таким образом, сумма налога может быть рассчитана как в конце года, так и в следующем году при составлении налоговых деклараций. Прямых указаний на то, как определять момент признания в бухгалтерском учете налогового обязательства по завершении финансового года в случае, когда установление стоимостного значения обязательства возникает в году, следующем за отчетным, не содержат ни Закон о бухучете, ни Инструкция № 157н.

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 26.12.2016 № 02‑07‑10/77857, при определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по ним, необходимо принимать во внимание общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Если учреждение в ходе своей деятельности оказывает платные услуги, по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства).

Вместе с тем Минфин отмечает: учреждение вправе установить в учетной политике и иной порядок признания налоговых обязательств. Другими словами, если учреждение в соответствии с утвержденной учетной политикой начислит обязательство по налогам в конце отчетного года, несмотря на то, что налоговая декларация будет подана в следующем году, это не будет противоречить действующему законодательству РФ о бухгалтерском учете.

Таким образом, налоговое обязательство может быть принято в бухгалтерском учете либо в периоде, в котором оно рассчитано (в году, следующем за отчетным), либо в периоде, по которому оно рассчитано (в отчетном периоде). Конкретный порядок признания этих обязательств устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Хотя в указанном письме рассмотрена ситуация в отношении получателей бюджетных средств, по нашему мнению, аналогичный подход может быть применен и при признании налоговых обязательств автономными учреждениями.

В более раннем Письме Минфина РФ от 08.11.2013 № 02‑06‑010/47818 так подробно порядок признания налоговых обязательств не рассматривается. В нем сообщается, что принятие обязательства по оплате (перечислению) налога (в частности, земельного), в том числе в сумме авансовых платежей по налогу, возникает с даты начисления указанных платежей. Операции по начислению сумм налога отражаются на основании бухгалтерской справки с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств.

Данный вывод не увязывает факт признания налогового обязательства с конкретным финансовым годом (налоговым периодом). А потому, учитывая эти разъяснения Минфина, бухгалтер может составить расчет налога и оформить бухгалтерскую справку как по завершении отчетного года, так и в следующем году до истечения срока ее предоставления, и на основании указанных документов признать налоговое обязательство в учете.

Далее рассмотрим порядок отражения налоговых обязательств в бухгалтерском учете.

Величина налога на имущество, рассчитанного за 2016 год, составила 120 000 руб. Затраты автономного учреждения на уплату налога полностью покрываются за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Согласно установленной учетной политике признание расходов на уплату налогов по итогам года осуществляется в конце отчетного года на основании оформленной бухгалтерской справки с приложением расчета. Расходы на уплату налога не включаются в себестоимость услуг.

Порядок уплаты налогов и сборов в 2020-2021 годах

Порядок уплаты налога на первый взгляд не вызывает трудностей, однако чиновники регулярно шлют фирмам уведомления об изменении правил перечисления платежей в бюджет. В рубрике «Порядок уплаты налогов и взносов» мы расскажем вам о действующих правилах составления платежек по бюджетным платежам, а также дадим рекомендации, как действовать в сложных практических ситуациях.

  • Все материалы
  • Новости
  • Статьи

Порядок исчисления и уплаты налогов

Каждый житель РФ обязан уплачивать определенные налоги: автовладелец — транспортный налог, собственник квартиры — налог на имущество, работник какой-либо компании — подоходный налог.

Юрлица и предприниматели также имеют обязательства перед бюджетом. Компания платит налог на прибыль, на имущество, перечисляет НДФЛ за работников (выполняет функции налогового агента), в зависимости от режима налогообложения может платить НДС, упрощенный или вмененный налог и т. д. У бизнесмена налоговые обязательства перед государством другие, но они тоже есть. В РФ нет полностью освобожденных от уплаты налогов компаний и предпринимателей.

Читайте так же:
Когда подавать декларацию налога на прибыль

Основной законодательный акт, определяющий порядок уплаты налогов в РФ, — Налоговый кодекс. Какие еще нормативные акты регулируют налогообложение в РФ, читайте в статье «П. 1 ст. 1 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

С 2017 года к числу платежей, регулируемых НК РФ, добавлены страховые взносы, ранее подчинявшиеся закону «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

Обязанность налогоплательщика уплачивать налоги и страховые взносы зафиксирована в ст. 23 НК РФ. Здесь вы сможете ознакомиться с ее текстом, а также пояснениями наших экспертов. А о том, как организация или физическое лицо должны исполнять свою обязанность по уплате налогов, рассказывается в публикации «Ст. 45 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 30.11.2016 появилась возможность уплаты налога за третьих лиц и взыскания выявленной недоимки с зависимых юр- и физлиц. Подробнее об этом – в материалах «Разрешена уплата налогов за третьих лиц» и «Взыскать налоги теперь могут с учредителей, руководителей и других физлиц».

НК РФ устанавливает для граждан и компаний разные сроки, в течение которых они должны отчитаться перед бюджетом и перечислить налог. Эти сроки зависят от вида налога и особенностей регионального или местного законодательства. Кроме того, на предприятия возложена обязанность вносить по некоторым налогам авансовые платежи, а затем рассчитывать годовую сумму налога к доплате. Какие бывают налоговые и отчетные периоды, от чего зависит их длительность, расскажет эта статья.

С порядком уплаты налогов связан один существенный момент. Еженедельно ЦБ РФ отзывает лицензию как минимум у одного банка. Мы подготовили для вас рекомендации о том, как поступить с налоговыми платежами, если банк, в котором у компании открыт расчетный счет, потерял право на ведение банковской деятельности.

Некоторые компании в таких случаях пытаются оплатить налоги из наличной выручки, но в таком виде налоговики платеж не примут. Почему — читайте в статье «Организация не может заплатить налоги “налом”».

А вот физлицо может заплатить налог наличкой. Однако перечислять налоговый платеж за другого человека с банковской карты мы не рекомендуем. Почему? Ответ вы найдете здесь и здесь.

Правила заполнения платежного поручения

Порядок уплаты налогов юридическим лицом или предпринимателем предполагает несколько этапов. Сначала бухгалтер рассчитывает сумму платежа в бюджет, затем формирует платежное поручение — указание банку списать с расчетного счета организации денежные средства в адрес поставщика или бюджетных органов.

От правильности заполнения платежного поручения зависит то, как быстро банк сможет обработать платеж, а госорган — идентифицировать поступившие средства. Ошибки в платежке — это потерявшиеся в пути деньги, которые не поступят в бюджет вовремя или же поступят, но попадут в невыясненные поступления. А значит, компания рискует получить штраф и пени за несвоевременную уплату налога.

Одно из самых важных сведений в платежном поручении на уплату налогов — КБК. Их значения, применяемые в 2017-2018 годах, вы найдете в этой статье.

О том, какими с 2017 года стали реквизиты для уплаты налоговых платежей в Москве, читайте в публикации.

С 2017 года платежи по страховым взносам надо оформлять с новыми КБК. Подробнее об изменениях в оплате страховых взносов — в публикациях:

  • «Не ошибиться с уплатой взносов в 2017 году поможет таблица с КБК от налоговиков»;
  • «Смотрите — как изменятся реквизиты по взносам с 2017 года»;
  • «Каков срок уплаты страховых взносов в 2017 году?»;
  • «Какие налоги платить в фонды в 2018 году – таблица».

Однако правила уплаты взносов в ФСС по страхованию от несчастных случаев не изменились, и платежные поручения по ним оформляются так же, как и в 2016 году.

Уплата штрафов, пени, долгов

Нарушение порядка уплаты налогов и сборов чревато наказанием: за несвоевременное перечисление платежа в бюджет налогоплательщику грозит штраф, а с самой суммы платежа удерживается пеня. Чем дольше просрочка, тем большую сумму в итоге придется заплатить в бюджет. Что такое пеня и по каким правилам она удерживается, читайте в статье «Ст. 75 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

С 01.10.2017 эта статья НК РФ приобрела новую редакцию (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ), согласно которой размер пеней зависит от продолжительности просрочки: при задержке оплаты до 30 дней они считают в ранее действовавшем порядке, а при превышении этого срока увеличиваются вдвое.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Так как в конце 2015 года ЦБ РФ принял решение приравнять ставку рефинансирования к ключевой, то с 01.01.2016 суммы пеней рассчитываются исходя из размера ключевой ставки.

Для расчета пеней используйте специальный сервис.

А перечислить пени в бюджет вам поможет эта инструкция по заполнению платежного поручения. Также мы подготовили для вас статью-подсказку «Как заполнить платежное поручение на штрафы (нюансы)».

В бухгалтерском учете вы вправе отнести суммы пеней на прочие расходы, а вот для целей налогового учета учесть их нельзя. Подробнее о порядке отражения пени в учете и отчетности читайте в статье «Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если своевременно не погасить задолженность перед бюджетом, налоговики смогут взыскать сумму налога и пени по нему принудительно. Подробности — в этой статье.

О новом способе взыскания налогов читайте в публикации.

Наличие у гражданина или компании подтвержденных судебным решением долгов перед бюджетом может повлечь за собой неприятные последствия: физлицо не сможет выехать за границу, а организация — участвовать в крупных контрактах или получить кредит в банке. Где и как получить эту информацию, вы узнаете здесь.

Порядок уплаты налогов строго регламентирован, а его нарушение чревато для налогоплательщика финансовыми и репутационными потерями. Чтобы разобраться в порядке уплаты налогов и сборов в сложных ситуациях и быть в курсе всех новостей законодательства, читайте нашу рубрику «Порядок уплаты налогов и взносов».

ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ

Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете происходит в два этапа. Сначала бухгалтер должен начислить налог на бухгалтерскую прибыль, а затем скорректировать его так, чтобы получилась сумма налога, отраженная в налоговом учете.

Читайте так же:
Каким налогом является подоходный налог

Налог на бухгалтерскую прибыль (убыток) называют условным расходом (доходом) по налогу на прибыль. Расчет его производят по формуле:

Ставка налога на прибыль

Бухгалтерская прибыль (строка 2300 отчета о финансовых результатах)

Условный расход (доход) по налогу на прибыль

По итогам отчетного периода бухгалтер сделает проводку:

ДЕБЕТ 99 СУБСЧЕТ «УСЛОВНЫЙ РАСХОД (ДОХОД) ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ» КРЕДИТ 68

– начислен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 СУБСЧЕТ «УСЛОВНЫЙ РАСХОД (ДОХОД) ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ»

– начислен условный доход по налогу на прибыль.

После этого указанную сумму нужно скорректировать:

Постоянное налоговое обязательство (актив)

Отложенный налоговый актив

Отложенное налоговое обязательство

Условный расход (доход) по налогу на прибыль

налога на прибыль

Пример. Проводки для отражения налога на прибыль:

ДЕБЕТ 99 СУБСЧЕТ «УСЛОВНЫЙ РАСХОД (ДОХОД) ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ» КРЕДИТ 68

– начислен условный расход по налогу на прибыль;

ДЕБЕТ 99 СУБСЧЕТ «ПОСТОЯННОЕ НАЛОГОВОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО» КРЕДИТ 68

– отражено постоянное налоговое обязательство;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

– отражен отложенный налоговый актив;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

– отражено отложенное налоговое обязательство.

Уплата налога на прибыль в бюджет

Перечисляя налог в бюджет, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ»

– начислен налог на прибыль;

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ» КРЕДИТ 51

– уплачена в бюджет сумма налога на прибыль.

Несмотря на то что в бухгалтерском учете начисленную сумму налога отражают по дебету счета 99 «Прибыли и убытки», налогооблагаемую прибыль организации эта сумма не уменьшает.

Как учесть налог на добавленную стоимость (НДС)

Начисление НДС при продаже продукции, товаров, работ, услуг

Начисление НДС отражайте с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им товары, готовую продукцию, полуфабрикаты собственного производства;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС, причитающийся к получению от заказчиков за выполненные работы, оказанные услуги, реализация которых является для организации обычным видом деятельности;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС, причитающийся к получению от покупателей за проданные им основные средства, нематериальные активы, материалы, другое имущество, продажа которого не является для организации обычным видом деятельности;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС, причитающийся к получению от заказчиков за оказанные услуги, реализация которых не является для организации обычным видом деятельности (например, однократная сдача в аренду основных средств).

Если в договоре предусмотрено, что право собственности на отгруженные товары переходит к покупателю после их оплаты, вы должны отразить выручку только после получения денег от покупателя.

При отгрузке покупателю товаров (готовой продукции) по договору с особым порядком перехода права собственности сделайте проводку:

ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41 (43)

– отгружены товары (готовая продукция) по договору с особым порядком перехода права собственности.

НДС необходимо начислить в день отгрузки продукции независимо от того, перешло право собственности на нее к покупателю или нет:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС к уплате в бюджет.

После получения от покупателя средств в оплату товаров отразите выручку от продажи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– отражена выручка от продажи товаров (готовой продукции);

спишите фактическую себестоимость товаров (готовой продукции):

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 45

– списана себестоимость проданных товаров (готовой продукции);

и сделайте проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– сторнирован НДС, начисленный к уплате в бюджет при отгрузке товаров;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС с выручки от продажи.

Начисление НДС с полученной предоплаты

Если в счет предстоящей поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг ваша организация получила предварительную оплату, сделайте следующие проводки:

ДЕБЕТ 51 (50, . ) КРЕДИТ 62

– отражена сумма полученной предоплаты;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

В день, когда право собственности на товары (работы, услуги) перейдет от вашей организации к покупателю (заказчику), сделайте такие записи:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1 (91-2)

– отражены продажа товаров, реализация работ (услуг);

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 62

– восстановлена сумма НДС, начисленная с ранее полученной предоплаты;

ДЕБЕТ 90-3 (91-2) КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС по проданным товарам (работам, услугам).

Отражение НДС при перечислении аванса

Если вы перечисли поставщику аванс и у вас есть все необходимые документы для принятия НДС к вычету, сделайте следующие проводки:

ДЕБЕТ 60 СУБСЧЕТ «АВАНСЫ ВЫДАННЫЕ» КРЕДИТ 51

– перечислена предоплата поставщику;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 76 СУБСЧЕТ «НДС С АВАНСОВ ВЫДАННЫХ»

– принят к вычету НДС с аванса согласно счету-фактуре поставщика.

После получения материалов (товаров) сделайте записи:

ДЕБЕТ 10 (41) КРЕДИТ 60 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ПОЛУЧЕННЫМ МАТЕРИАЛАМ»

– оприходованы материалы (товары);

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ПОЛУЧЕННЫМ МАТЕРИАЛАМ»

– отражен входной НДС по полученным материалам (товарам);

ДЕБЕТ 60 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ПОЛУЧЕННЫМ МАТЕРИАЛАМ» КРЕДИТ 60 СУБСЧЕТ «АВАНСЫ ВЫДАННЫЕ»

Читайте так же:
Минимальное количество баллов для начисления пенсии

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 19

– принят к вычету НДС с полученных материалов (товаров) согласно счету-фактуре поставщика;

ДЕБЕТ 76 СУБСЧЕТ «НДС С АВАНСОВ ВЫДАННЫХ» КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– восстановлен НДС, принятый к вычету с перечисленного аванса.

Если фирма получила аванс, а впоследствии расторгла договор со своим покупателем, аванс необходимо вернуть. В этом случае НДС, уплаченный с аванса, можно принять к вычету, но не позднее одного года с момента его возврата.

При расторжении договора с иностранной фирмой и возврате предоплаты НДС с аванса, уплаченный в бюджет налоговым агентом, также можно принять к вычету (п. 5 ст. 171 НК РФ).

НДС у источника выплаты дохода

Если ваша организация выступает в роли налогового агента. Это означает, что вы должны удержать НДС из сумм, которые вы выплачиваете своему контрагенту, и перечислить сумму налога в бюджет. При этом вы должны сделать проводку:

ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– удержан НДС у источника выплаты дохода.

НДС, уплаченный на таможне

Если ваша организация импортирует товары из-за границы, имейте в виду: стоимость товаров, ввозимых в Россию, облагают НДС. Исключение сделано лишь для некоторых категорий товаров (ст. 150 НК РФ).

НДС, уплаченный на таможне при ввозе импортируемых товаров, отразите в учете проводкой:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет согласно таможенной декларации.

НДС по строительно-монтажным работам

Строительно-монтажные работы, выполненные организацией для собственных нужд, облагают НДС (ст. 146 НК РФ).

В этом случае начисление НДС вы должны отразить проводкой:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

– начислен НДС по строительно-монтажным работам.

Перечисление НДС в бюджет

Сумму НДС, которую должна перечислить в бюджет ваша организация по итогам отчетного периода, определите с помощью декларации по налогу на добавленную стоимость. Схема расчета такова:

Сумма налога, начисленная в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ

Сумма налоговых вычетов

Сумма НДС к уплате в бюджет

Налоговые вычеты отразите в учете проводкой:

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 19

– произведен налоговый вычет.

Перечисление суммы налога отразите в учете проводкой:

ДЕБЕТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС» КРЕДИТ 51

– налог перечислен в бюджет.

Как учесть налог на доходы физических лиц

Начисление налога на доходы физических лиц отразите с помощью одной из следующих проводок (в зависимости от ситуации):

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

– удержан налог на доходы с сумм, выплаченных работникам вашей организации;

ДЕБЕТ 75 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

– удержан налог на доходы с сумм дивидендов, выплаченных учредителям (участникам), если они не являются работниками вашей организации;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

– удержан налог на доходы с сумм, выплаченных физическим лицам, если они не являются работниками вашей организации.

Как учесть страховые взносы

С 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами в ПФР, ФСС и фонды ОМС. Для учета сумм страховых взносов, которые перечисляют во внебюджетные фонды, используют счет 69. Подробнее об этом смотрите счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Как начисляют заработную плату, смотрите счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» → ситуацию «Начисление заработной платы».

Как учесть прочие налоги и сборы, учитываемые на счете 68

Налоги и сборы, начисляемые по дебету счета 90 «Продажи»

ДЕБЕТ 90-4 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО АКЦИЗАМ»

– начислен акциз при продаже подакцизных товаров;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68,76 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НДС»

Налоги и сборы, начисляемые по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»

а) налог на имущество:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО»

– начислен налог на имущество.

б) госпошлина за участие в судебных разбирательствах или нотариальные действия:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ГОСПОШЛИНЕ»

Налоги, сборы и неналоговые платежи, начисляемые по дебету счетов учета затрат и расходов на продажу

а) транспортный налог:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ»

– начислен транспортный налог.

В организациях торговли транспортный налог начисляется проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ТРАНСПОРТНОМУ НАЛОГУ»

– начислен транспортный налог.

б) земельный налог:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ»

– начислен земельный налог.

В организациях торговли земельный налог начисляется проводкой:

ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ»

– начислен земельный налог

в) налог на добычу полезных ископаемых:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29) КРЕДИТ 68 СУБСЧЕТ «РАСЧЕТЫ ПО НАЛОГУ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

– начислен налог на добычу полезных ископаемых;

б) сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26, 29) КРЕДИТ 68 субсчет «РАСЧЕТЫ ПО СБОРУ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ»

– начислен сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налоги и налоговые платежи, начисляемые по дебету различных счетов

а) при приобретении имущества

ДЕБЕТ 08 (10,11,41…) КРЕДИТ 68 субсчет «РАСЧЕТЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ»

– начислена государственная пошлина, если её уплата непосредственно связана с приобретением имущества.

б) в связи с текущей деятельность

ДЕБЕТ 20 (26,441…) КРЕДИТ 68 субсчет «РАСЧЕТЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ»

– начислена государственная пошлина, если её уплата связана с текущей деятельность.

в) в связи с участием в судебных разбирательствах

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68 субсчет «РАСЧЕТЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ»

– начислена государственная пошлина, если её уплата связана с участием организации в судебных разбирательствах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию