Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учет субсидий в сельском хозяйстве

Учет субсидий в сельском хозяйстве

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 12 августа 2020 г. N 02-05-10/70709 Об отражении в учете расходов по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент), рассмотрев вопрос, сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее — Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Кроме того, в силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц по вопросам применения бюджетной классификации Российской Федерации в части порядка отражения расходов государственных (муниципальных) органов и учреждений.

Запросы, связанные с выполнением функций должностного лица органа или учреждения, должны быть надлежащим образом оформлены (на бланке организации, с подписью лица на то уполномоченного).

Одновременно сообщаем следующее.

Применение в 2020 году:

видов расходов классификации расходов бюджетов осуществляется в соответствии с Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июня 2019 г. N 85н (далее — Порядок N 85н);

классификации операций сектора государственного управления — в соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 209н (далее — Порядок N 209н).

Согласно требованиям Порядка N 85н расходы по предоставлению субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, включая крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей (далее — субсидии), следует отражать в разрезе следующих элементов видов расходов подгруппы 810 "Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг":

811 "Субсидии на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг";

812 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, подлежащие казначейскому сопровождению"

813 Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежащие казначейскому сопровождению.

В целях правильного применения указанных видов расходов необходимо учитывать положения нормативных правовых актов, определяющих порядок и особенности предоставления субсидий, в том числе — цель (возмещение недополученных доходов и (или) возмещение фактически понесенных затрат/финансовое обеспечение затрат) и необходимость мониторинга (подлежащие/не подлежащие казначейскому сопровождению).

Согласно положениям Порядка N 209н отражение расходов по кодам классификации операций сектора государственного управления зависит от их экономического содержания.

Предусмотренные постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июля 2017 г. N 550 "Об утверждении Порядка расходования субвенций, предоставляемых из краевого бюджета местным бюджетам на осуществление отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае в части предоставления субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области сельскохозяйственного производства, в рамках реализации мероприятия государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" субсидии предоставляются на различные по экономическому содержанию цели (капитального и текущего характера).

В соответствии с положениями Порядка N 209н безвозмездные перечисления организациям детализируются на перечисления текущего и капитального характера по соответствующим подстатьям статьей 240 "Безвозмездные перечисления текущего характера организациям" и 280 "Безвозмездные перечисления капитального характера организациям" классификации операций сектора государственного управления.

Согласно положениям Порядка N 209н операции по предоставлению безвозмездных и безвозвратных трансфертов (субсидий) следует отражать по соответствующим подстатьям в зависимости от их назначения и категории получателя, исходя из положений пунктов 7, 10.4, 10.8 Порядка N 209н.

И.о. директора ДепартаментаС.С. Бычков

Обзор документа

Минфин разъяснил, как отражаются расходы по предоставлению субсидий с/х товаропроизводителям, включая КФХ и ИП.

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Больше материалов по теме «Бухгалтерский учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство. Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес. Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Отражение в бухгалтерском учете получения коммерческой организацией субсидий на возмещение или финансирование расходов зависит от принятого в учетной политике организации способа их признания:
— по мере появления уверенности организации в получении этих средств;
— по мере фактического получения бюджетных средств.
Как отражается получение субсидий на возмещение или финансирование расходов?
Посмотреть ответ

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Читайте так же:
Жилищно строительный кооператив законодательство

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование» – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета» (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы» или др.), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др.), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» и др.), кредит 02 «Амортизация основных средств» – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов» по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов» в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т.п. Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25,26 и др.), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 «Прочие доходы» – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98.2 «Доходы будущих периодов» – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др.), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и др.) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98.2, кредит 91.1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08,10 и др.) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91.1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98.2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91.2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

ВАЖНО! Рекомендации по учету субсидий в целях налога на прибыль от КонсультантПлюс доступны по ссылке

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается» в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22.07.2011 № 03-03-10/66).

Читайте так же:
Ответственность за несвоевременное перечисление алиментов работодателем

ВАЖНО! Налог на добавленную стоимость при выполнении работ и услуг, покупке товаров за счет бюджетных средств не признается расходом при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).

Правила ведения бухучета в сельском хозяйстве

Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: общие принципы

Для с/х предприятий применимы все общие принципы и правила экономики и бухгалтерского учета, действующие в Российской Федерации. Это:

    ;
  • план счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
  • комплекс ПБУ;
  • иные нормативные документы, регулирующие ведение бухучета в РФ.

Особенности отражения сельхозопераций в бухучете связаны с их особыми характеристиками:

  • сезонностью;
  • длительными производственными циклами;
  • большой долей оборотов внутри предприятия и др.

Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве

Земельные угодья занимают особое место в сельском хозяйстве. Это главный объект основных средств и основной предмет приложения труда. При этом земля имеет существенные отличия от других средств производства:

  • не изнашивается и не амортизируется;
  • при правильном использовании может улучшать свои свойства (например, в части повышения плодородия);
  • не является объектом, создаваемым человеком;
  • земельный участок нельзя изготовить, заменить, переместить.

Все это приводит к особенностям учета земли:

  1. Земельные участки могут использоваться предприятием на праве собственности, пользования или аренды. Соответственно, бухучет должен вестись таким образом, чтобы обеспечивалась аналитика по этому аспекту как на балансе, так и на забалансовых счетах.
  2. При оприходовании земля оценивается:
  • по затратам на покупку;
  • стоимости имущества, обмениваемого на земельный участок (при мене);
  • рыночной стоимости на дату оприходования (при безвозмездном получении);
  • соглашению сторон (при вкладе в УК).

Если ни один из перечисленных выше способов не подходит, землю оценивают по нормативной цене.

ВАЖНО! Определение нормативной цены земли дано в ст. 25 закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 № 1738-I. Нормативная цена — это величина, которая определяется исходя из потенциального дохода от конкретного земельного участка за расчетный срок окупаемости.

  1. Аналитика земельных угодий обеспечивается в разрезе как минимум:
  • действующих сельскохозяйственных угодий (они, в свою очередь, подразделяются по использованию: пашни, многолетние культурные насаждения (сады, виноградники), пастбища, сенокосы и т. д.);
  • земель под паром (отдыхающих для восстановления плодородия);
  • площадей лесов и древесно-кустарниковых посадок (защитных полос для других объектов землепользования);
  • земель под водой и на стадии мелиорации;
  • земель под дорогами, прогонами и просеками;
  • земель под общественными постройками;
  • прочих земель в зависимости от их назначения и использования.

В отношении земельных участков сельхозназначения ставка земельного налога устанавливаюся муниципалитетами. Она не может превышать 0,3% (пп.1 п.1 ст. 394 НК РФ). Ставка значительно ниже, чем для остальных категорий земель. Сохраняется ли пониженная ставка, если земли переданы в аренду? А если земля простаивает? Узнайте экспертное мнение КонсультантПлюс, получив пробный доступ к системе бесплатно.

Формулу для расчета земельного налога см. здесь.

  1. Бухучет при этом ведется с использованием стандартных счетов и проводок для внеоборотных активов. Например, поступление участка земли в собственность отражается так:
  • Дт 08 Кт 60, 76, 75, 98 — приобретено право собственности на землю;
  • Дт 01 Кт 08 — земля принята на баланс по акту.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для операций с землей существуют отдельные формы первички, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 16.05.2003 № 750. Например, для оприходования земельного участка сельхозназначения (угодий) применяется форма 401-АПК.

Как различия в с/х отраслях влияют на бухучет в них

Отраслевые различия ведут к тому, что классификация одних и тех же видов деятельности для целей бухгалтерского учета в сельском хозяйстве может отличаться.

Например, для предприятия, производящего комбикорма, посев и уборка соответствующих культур, заготовка сена будут основными видами деятельности. А для предприятия, специализирующегося на откорме крупного скота, та же заготовка сена на имеющихся сенокосах станет вспомогательным производством.

Соответственно, по-разному будет обеспечен учет:

  • производитель комбикорма будет учитывать свои затраты на заготовку сена на счете 20;
  • а владелец мясной фермы — на счете 23;
  • бухгалтерский учет молока в сельском хозяйстве ведется на субсчетах, открытых к счетам 20 «Переработка молока» и 10 «Молоко» как сырье.

Нюансы учета сезонного производства

Из-за климатических условий деятельность большинства с/х предприятий носит сезонный характер. Это ведет к тому, что у предприятия есть периоды активности и простоя. И если с отсутствием дохода в несезон все более-менее ясно, то как быть с расходами?

В периоде простоя важно правильно классифицировать расходные статьи для целей учета:

  • на активы;
  • расходы, относящиеся к будущим периодам;
  • текущие расходы.

Как можно заметить из этой классификации, предполагается, что в периоде простоя у с/х предприятия нет прямых затрат, связанных с реализацией продукции, т. к. нет реализации. Отметим, что в состав прямых затрат в сельском хозяйстве включаются:

  • прямые материальные затраты на производственный процесс;
  • расходы на оплату труда занятых в основном производстве сотрудников (в том числе взносы на их обязательное страхование);
  • амортизация основных средств, используемых в основном производстве.

Таким образом, все расходы, произведенные в периоде простоя для обеспечения работы в следующем сезоне, учитываются либо как активы, либо как расходы, понесенные в текущем периоде, но относящиеся к будущим.

Исключение составляют постоянные косвенные расходы, например зарплата администрации. Они относятся в расходы ежемесячно.

ООО «Комбикорм», ведущее деятельность в средней полосе России, в феврале 2021 года произвело такие расходы:

  • приобрело новый комбайн;
  • отремонтировало 2 уже имеющихся комбайна собственными силами;
  • приобрело семена нового сорта кормовой кукурузы;
  • выплатило зарплату руководителю и бухгалтеру.

В учете ООО сделаны проводки:

  • Дт 08 Кт 60 — отражено приобретение нового комбайна;
  • Дт 97 Кт 60 — закуплены запчасти и материалы для ремонта 2 старых комбайнов;
  • Дт 97 Кт 70 — начислена зарплата техникам, производившим ремонт;
  • Дт 97 Кт 69 — начислены страховые взносы с сумм, относящихся к ремонту оборудования;
  • Дт 10 Кт 60 — оприходован посадочный материал (семена);
  • Дт 26 Кт 70, 69 — начислена зарплата администрации и страховые взносы с нее.

В отношении заработной платы следует иметь в виду, что трудовые отношения с сезонными работниками тоже имеют свою специфику. В нашей статье подробно останавливаться на сезонных работниках мы не будем.

В завершение темы сезонности нельзя не коснуться начисления амортизации в сельском хозяйстве.

Для целей бухучета амортизация используемых сезонно ОС должна начисляться в течение сезона. То есть годовую норму нужно вложить в сезон (п. 19 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н). Например, если деятельность ведется 5 месяцев в году, то за каждый месяц сезона нужно списывать 1/5 годовой нормы амортизационных отчислений.

ВАЖНО! Для целей налогового учета ситуация с амортизацией ОС иная. П. 3 ст. 256 НК РФ не предусматривает исключения из состава амортизируемого имущества ОС из-за их сезонного использования. Равно как не предусмотрено в НК РФ сезонное начисление амортизации методом, применяемым в бухучете. Для целей налогообложения амортизация в сельском хозяйстве начисляется в соответствии с НК РФ, что ведет к образованию временных налоговых разниц при сезонных работах.

Разграничение по производственным циклам

Еще одна особенность сельского хозяйства в том, что производственный цикл часто не совпадает с отчетным годом. Пример — выращивание озимых культур, которые засеваются осенью одного года, а собираются весной — летом следующего.

Читайте так же:
Перерасчет пенсии после окончания работ

В результате в бухучете с/х организаций принято разграничение расходов на производство по периодам (годам):

  • затраты прошлых периодов (лет) под урожай текущего;
  • затраты текущего периода под урожай будущего;
  • затраты текущего периода под урожай в нем же.

Для организации распределения прямых затрат на счете 20 открываются аналитические субсчета. Например, 20/производство отчетного года и 20/производство будущего года.

Дополнительный нюанс существует и для распределяемых расходов. Они являются самостоятельными промежуточными объектами учета затрат (см. п. 44 методических рекомендаций Минсельхоза России, утвержденных приказом Минсельхоза от 06.06.2003 № 792). То есть в течение года эти расходы учитываются на отдельных аналитических счетах, а в конце распределяются на аналитику затрат по годам — под урожай текущего года и будущего.

Еще один нюанс формирования себестоимости, вытекающий из биологических особенностей сельского хозяйства, — применение плановой и фактической себестоимости.

Для смещенного производственного цикла характерен учет затрат по плановой себестоимости в течение календарного года. Фактическая себестоимость определяется 1 раз в последний день года путем специального расчета. Выявленные отклонения между фактом и планом относятся:

  • по уже реализованной в отчетном году продукции — на счет 90;
  • остатку готовой продукции на складах — на счет 43.

ООО «Агроном» в 2020 году приняло решение сеять озимую пшеницу. Помимо этого, ООО высевает и другие зерновые культуры. В 2021 году обнаружилось, что в результате заморозков погибло порядка 20% урожая озимых.

В сентябре 2021 года ООО сделало проводку: Дт 20 (урожай-2019) Кт 10, 70, 69 — на сумму прямых фактических затрат на посев озимых — 1 000 000 руб.

В декабре 2021 года ООО провело расчет фактической себестоимости за 2021 год:

  • Дт 20 (урожай-2020) Кт 20 (амортизация ОС) — 200 000 руб. (списана распределенная между видами посевов амортизация используемых ОС на урожай текущего года);
  • Дт 20 (урожай-2021) Кт 20 (амортизация ОС) — 100 000 руб. (списана распределенная амортизация на урожай следующего года);
  • Дт 43 Кт 20 (урожай-2020) — 200 000 руб. (списаны отклонения факта от плана на счет готовой продукции текущего года).

В мае 2021 года:

  • Дт 20 (урожай-2021) Кт 10, 60, 70, 69 — 400 000 руб. (учтены расходы на уборку урожая озимых по плановой себестоимости);
  • Дт 43 Кт 20 (урожай-2020) — 1 500 000 (1 000 000 + 100 000 + 400 000) руб. (сформирована текущая себестоимость урожая озимых в 2019 году);
  • Дт 91 Кт 20 (гибель посевов — 2021) — 300 000 руб. (отражен в учете убыток от гибели посевов);
  • Дт 90 Кт 43 — 1 500 000 руб. (списана себестоимость реализованных озимых).

В декабре 2021 года ООО нужно будет закончить расчеты по урожаю озимых — 2021:

  • Дт 20 (урожай-2021) Кт 20 (амортизация ОС) — 100 000 руб. (списана распределенная амортизация ОС за сезон 2021 года);
  • Дт 90 Кт 20 (гибель посевов) — 300 000 руб. (отсторнирована себестоимость реализованного урожая на сумму убытка от гибели посевов);
  • Дт 90 Кт 20 (урожай-2021) — 100 000 руб. (скорректирована себестоимость реализованного урожая на сумму распределяемых расходов).

Поскольку растениеводство в РФ не всегда приводит к прибыли, государство выделяет финансовую поддержку данной категории сельхозпроизводителей. Субсидии выделяются на определенные цели и должны быть учтены раздельно от других финансовых потоков. Как правильно организовать такой учет и какие нюансы учесть, чтобы избежать лишних налогов и претензий фискалов? Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и читайте ответы на эти и другие вопросы в консультации эксперта.

Внутрихозяйственный оборот в сельском хозяйстве

Для сельхозпредприятий часто характерно использование результатов производственного цикла в следующем или параллельном производственном цикле. Например, часть урожая агрокультур, являющаяся готовой продукцией растениеводства, может быть оставлена в качестве посевного материала. Часть выращенных на продажу овощей может быть использована как добавка к корму животных при выращивании и откорме.

Подобные операции требуют особого отражения на счетах бухучета внутрихозяйственных оборотов. Выполняется перенос части себестоимости основного производства или готовой продукции снова в тот же производственный цикл или другое основное производство.

Нетипичные проводки при этом такие:

  • Дт 20 (аналитика 1) Кт 20 (аналитика 2);
  • Дт 20 (аналитика 2) Кт 43 (аналитика 1).

Подробнее об учете внутрихозяйственных оборотов читайте здесь.

Итоги

Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве имеет большое количество нюансов. Несмотря на то, что он ведется с применением общих основ и общего плана счетов, порядок учета отдельных статей может существенно отличаться от порядка в других отраслях. Это связано в первую очередь со спецификой с/х деятельности, зависящей от природных биологических циклов, климатических условий и использования земли как основного актива.

Господдержка: учет полученных и возвращенных средств

На создание необходимых условий для ведения сельхоздеятельности направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717. В ней предусмотрены мероприятия, призванные помочь хозяйствам обеспечить обновление основных средств, закладку и уход за многолетними насаждениями, повышение плодородия почв и т. д.

Государственная помощь

Добавим, что рассчитывать на получение субсидии можно в случае, если в регионе, где расположена организация, есть соответствующая утвержденная программа развития сельского хозяйства.

Баланс доходов и расходов

В пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ определено, что при расчете налога на прибыль не учитываются целевые поступления. Эта норма распространяется не на все организации, а только на некоммерческие. Но сельхозпроизводитель не может быть причислен к некоммерческим организациям. Получается, что у хозяйства нет оснований не учитывать полученные субсидии в доходах.

Отметим, что эти выводы справедливы и для тех предприятий, которые применяют специальные режимы.

Таким образом, хозяйство, признавая расходы, понесенные за счет субсидии, должно учитывать и сумму финансирования. Тем самым обеспечивается баланс доходов и расходов.

Возможна и обратная ситуация: если суммы господдержки не учитываются в доходах, то нельзя признать и соответствующие им расходы. Так, например, в пункте 1 письма Минфина России от 14 сентября 2012 г. № 03-11-06/1/19 был рассмотрен следующий случай. Хозяйство, уплачивающее ЕСХН, понесло убытки от засухи. Часть потерь компенсировал бюджет. Чиновники разъяснили, что в составе расходов учитывается только разница между суммой убытка и средствами, выделенными на его покрытие.

Когда можно применить льготную ставку

Поэтому при получении средств финансирования льготную ставку можно применять, если они непосредственно относятся к деятельности по производству сельхозпродукции, ее переработке и продаже.

Читайте так же:
Считается ли день увольнения рабочим днем

Например, хозяйство вправе использовать нулевую ставку налога на прибыль в отношении средств господдержки, полученных:

  • на компенсацию затрат, понесенных по причине гибели сельскохозяйственных культур из-за засухи;
  • на субсидирование элитного семеноводства;
  • на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений;
  • на возмещение процентных ставок по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники, семян, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов.

Что касается субсидий, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, то они облагаются по ставке 20 процентов. Об этом сказали чиновники в письме Минфина России от 1 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/46682.

Особый порядок отражения господдержки

Обратите внимание: в данных случаях хозяйство должно отражать полученные средства в составе доходов пропорционально расходам, фактически понесенным за счет соответствующего источника не более двух лет.

При этом если по окончании двухлетнего периода сумма субсидии превысит размер признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов последнего года.

Отметим также, что если за счет бюджетных средств приобретается амортизируемое имущество, то суммы субсидии отражаются в составе доходов по мере начисления амортизации. Данные правила применяются независимо от того, на каком режиме налогообложения находится хозяйство. Это предусмотрено:

  • для компаний на общей системе и использующих метод начисления при расчете налога на прибыль – пунктом 4.3 статьи 271 Налогового кодекса РФ, а при кассовом методе – пунктом 2.3 статьи 273 Налогового кодекса РФ;
  • для хозяйств, уплачивающих единый сельхозналог, – подпунктом 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ;
  • для организаций, которые работают на упрощенном режиме налогообложения, – пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ.

Бухгалтерский учет субсидий

Возможны два варианта учета (п. 7 ПБУ 13/2000):

  • по мере возникновения права на субсидию;
  • при ее фактическом получении.

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

– признаны средства господдержки;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

При выборе второго варианта достаточно будет одной проводки:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

По мере расходования субсидии ее сумма списывается со счета 86. Порядок списания зависит от того, на какие расходы она выделена – капитальные или текущие.

Господдержка, направленная на финансирование текущих затрат, списывается в периодах признания соответствующих расходов. При этом сумма субсидии учитывается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету сырья и материалов. Затем при отпуске их в производство суммы финансирования переносятся со счета 98 в состав прочих доходов отчетного периода.

Что касается средств на финансирование капитальных расходов, то они списываются на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов по мере начисления амортизации (п. 9 ПБУ 13/2000).

Если средства господдержки предоставлены на финансирование расходов предыдущих периодов, то необходимо отразить возникновение задолженности по ним за счет увеличения прочих доходов (п. 10 ПБУ 13/2000):

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– сформирована задолженность по средствам финансирования.

Обратите внимание: если предприятие вернуло в бюджет неиспользованный остаток субсидий, то эту сумму можно учесть в составе внереализационных затрат. Причем в том отчетном (налоговом) периоде, в котором он перечислен (письма ФНС России от 30 июня 2014 г. № ГД-4-3/12324@ и Минфина России от 16 мая 2014 г. № 03-03-10/23121).

ПРИМЕР

Хозяйство, уплачивающее ЕСХН, получило субсидию в размере 400 000 руб. на компенсацию части стоимости минеральных удобрений, которые необходимо закупить.

Фактически их приобретено меньше запланированного объема, поэтому получился остаток средств финансирования в размере 25 000 руб.

Бухгалтер в этом случае должен сделать следующие проводки:

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 86

– 400 000 руб. – выделена субсидия;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76

– 400 000 руб. – получены средства;

ДЕБЕТ 09

КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 80 000 руб. (400 000 руб. х 20%) – отражен отложенный налоговый актив;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

– 375 000 руб. – приобретены удобрения;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

– 375 000 руб. – признана сумма субсидии в доходах будущих периодов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

– 375 000 руб. – использованы удобрения;

ДЕБЕТ 98

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 375 000 руб. – включено финансирование в состав доходов;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

КРЕДИТ 09

– 75 000 руб. (375 000 руб. х 20%) – погашена часть отложенного налогового актива;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 76

– 25 000 руб. (400 000 –375 000) – отражена задолженность по возврату средств;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51

– 25 000 руб. – возвращена часть субсидии;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

КРЕДИТ 09

– 5000 руб. (80 000 – 75 000) – учтен в расходах неиспользованный остаток субсидии.

Для учета средств господдержки предусмотрены два варианта: по мере возникновения права на субсидию или при ее фактическом получении.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Субсидии на сельское хозяйство

Представители власти заинтересованы в развитии сельского хозяйства. Основным способом господдержки считается льготное кредитование, но в 2021 году будут действовать новые субсидии для сельского хозяйства. В этом материале мы рассмотрим основные субсидии на сельское хозяйство и дадим ответы на главные вопросы.

Государственная поддержка увеличивает количество производителей продукции, способствует снижению цен, снижает убытки аграриев при низком урожае. Кроме того, субсидии на развитие сельского хозяйства позволяют товаропроизводителям правильно распределять финансы. При отсутствии субсидирования рост в этой отрасли будет минимальным. Главные цели субсидирования:

  • обеспечение сектору АПК финансовой стабильности;
  • увеличение конкурентоспособности реализуемых товаров;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • увеличение количества аграриев в сельских местностях;
  • продвижение отечественных производителей на внешние рынки;
  • продовольственная независимость страны.

Поддержка сельского хозяйства. Виды

Объектам сельского хозяйства субсидии предложены в разных видах. Государственная помощь предоставляется организациям в форме:

  • субвенций;
  • бюджетных кредитов;
  • грантов;
  • разовых субсидий;
  • помощи при лизинге;
  • денежных средств.

Субвенция предоставляется предприятиям на определенные целевые расходы. Бюджетные средства предложены на безвозвратной основе. Выделяются субвенции на строительство объектов сельского хозяйства, приобретение жилья для аграриев.

Бюджетные кредиты направлены на обновление производственно-хозяйственной линии. Деньги могут выдаваться аграриям на возвратной основе.

Помощь при лизинге предусматривает покупку техники, оборудования для объектов сельского хозяйства.

Помощь в виде грантов предназначена для стимуляции прогресса фермерских хозяйств. Гранты выдаются на строительные цели, установку необходимых коммуникаций или приобретение земельных наделов. При этом виде субсидирования получатель должен сообщать о способах использования средств.

Разовые субсидии предназначены для покупки объектов недвижимости, прокладки коммуникационных систем. Деньги выделяются на покупку грузового транспорта, организацию крестьянско-фермерских хозяйств.

Государственная помощь предоставляется на безвозвратной основе (затраты на мелиорацию, поддержка племенного животноводства, компенсация на приобретение средств химзащиты растений). Помощь на возвратной основе — это льготное кредитование, лизинговый фонд на покупку оборудования, техники.

Виды субсидий и грантов по животноводству:

Товаропроизводителям и организациям АПК

Компенсация содержания и выращивания КРС, свиней, овец, лошадей, кроликов, рыбы и птицы

2200 руб. за единицу

Предприятиям, которые специализируются по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных

Компенсация затрат на содержание племенных быков возрастом от 16 мес., прошедших проверку качества потомства

60 тыс. рублей за 1 голову

Реализация рыбопосадочного материала

Сельскохозяйственным товаропроизводителям и предприятиям сферы АПК

Частичная компенсация расходов на покупку племенных животных

До 50% фактической цены

Предприятиям, занятым выращиванием животных

При покупке телок молочной породы, за кг живого веса

На уровне РФ — 70 руб., на уровне регионов — 60 руб.

При покупке племенного маточного поголовья, за кг живого веса

На уровне РФ — 85 руб., на уровне регионов — 20 руб.

Покупка племенных быков мясного направления, за кг живого веса

На уровне РФ — 50 руб., на уровне регионов — 10 руб.

Другие животные живым весом

Зависит от региона

Эмбрионы и семя

В зависимости от размера стада. Регионы компенсируют до 50% суммы

Основные программы поддержки сельского хозяйства

Государственная поддержка и субсидии на развитие сельского хозяйства способствуют снижению уровня безработицы, расширению рынка поставок. Правительство РФ считает, что развитие объектов сельского хозяйства перспективно в следующих направлениях:

  • животноводство;
  • растениеводческая деятельность;
  • рациональное использование земельных участков;
  • создание малых крестьянских хозяйств;
  • переработка отходов;
  • инновации в сфере изготовления продукции для производителей.

С 2021 года появляется новый государственный грант «Агропрогресс». Этот инструмент господдержки подойдет представителям малого бизнеса с опытом работы в сельской местности более 2-х лет. Денежные средства бизнесмены смогут направлять на строительство новых объектов, их комплектацию спецтранспортом, техникой и оборудованием. Предприниматели смогут потратить грант на приобретение птицы, животных, рыбы.

Программы поддержки сельского хозяйства предложены в таких видах:

  • гранты;
  • кредитование;
  • субсидирование;
  • возврат финансов, потраченных на строительство объектов.

Долгое время действует государственный проект «Лучший фермер». Участвуют в этом проекте бизнесмены, которые долгое время поставляют на рынки сельскохозяйственную продукцию. Победитель проекта может рассчитывать на повышенную субсидию, финансовую помощь. Повышенная субсидия доступна при условии модернизации производственных линий.

Решение для автоматизации бизнес – процессов в сельском хозяйстве. Для птицеводческих, животноводческих, мукомольно – крупяных, молокоперерабатывающих и других предприятий.

  • Оперативный сбор данных и контроль показателей;
  • Отраслевой учет полей, животных и продукции, расчёт себестоимости;
  • Мониторинг работы сельскохозяйственной техники;
  • Интеграция с государственными системами.

В 2021 году изменился принцип распределения государственной помощи. Единая региональная субсидия состоит из дотаций на кредиты, выплат по страховкам. В этом году вся сумма будет переведена в бюджеты субъектов РФ.

Все особенности льготного государственного кредитования:

  • деньги получают предприятия, которые дают стабильную прибыль;
  • заемщики не должны иметь просрочек по оформленным кредитам;
  • государство возмещает 100 ключевой ставки;
  • банковские организации определяет Минсельхоз;
  • самая большая сумма кредита не превышает 40 миллионов рублей;
  • сроки кредитования — до 8 лет.

На 2021 год запланирована господдержка по уплате части процентов оформленных инвестиционных кредитов. На эти цели государство выделяет 20,6 млрд рублей.

Для поддержки МСП государство предлагает развитие сельского хозяйства в регионах со сложным климатом. Будет внедрена программа по поддержке строительства объектов сельскохозяйственного назначения. Субсидирование из бюджета составит минимум 50% от стоимости строительства.

Если не обращать особенного внимания на зоны рискованного земледелия, то жителям этих регионов придется покупать дорогую продукцию. В зоне рискованного земледелия под удар попадут малые крестьянские фермерские хозяйства.

Субсидии Министерства сельского хозяйства

С 2021 года вводятся новые субсидии для поддержки сельского хозяйства. Все субсидии министерства сельского хозяйства направлены для развития предприятий, создания производственной базы. Новый вид государственной поддержки — проект «Начинающий фермер». Эта программа направлена на поддержку новичков-производителей сельхозтоваров.

Полученный грант предприниматели направляют на:

  • покупку участков сельхозназначения;
  • покупку удобрений, семян или ядохимикатов;
  • разработку документов на реконструкцию (строительство) объектов производственной базы;
  • приобретение саженцев, семян, подкормок;
  • покупку, регистрацию, ремонт производственных объектов;
  • подключение объектов к инженерным сетям;
  • покупку сельхозтехники, животных, грузового транспорта, инвентаря, оборудования.

Воспользоваться программой «Начинающий фермер» смогут бизнесмены, которые работают в аграрном секторе минимум 2 года. Самая большая сумма гранта составляет 1,5 млн рублей. Участвуют в программе россияне в возрасте 19-58 лет. Претендент должен иметь высшее или среднее сельскохозяйственное образование (специальные курсы). Начинающий фермер должен иметь не менее 100000 рублей на реализацию бизнес-плана.

Еще одна программа Министерства — субсидирование КФХ. Эта программа доступна всем начинающим фермерам. Размер субсидии зависит от региона регистрации КФХ. На размер субсидирования влияют такие факторы:

  • благоприятность климатических условий;
  • ущерб от санкций;
  • развитие объектов сельского хозяйства в конкретном регионе.

Помощь от государства составляет до 300 тысяч рублей. Деньги можно потратить на:

  • проведение коммуникаций;
  • приобретение оборудования, техники;
  • покупку или реконструкцию жилых помещений.

Для получения помощи фермер должен составить бизнес-план, зарегистрировать форму собственности предприятия. Одно из условий — указание целевых затрат.

Министерство предлагает программу «Семейная животноводческая ферма». Проект создан для поддержки семейного бизнеса, развития сельского хозяйства. Выделенные деньги фермеры смогут потратить на:

  • покупку птицы, рыбы, с/х животных;
  • модернизацию или реконструкцию объектов для производства продукции;
  • разработку проектной документации;
  • комплектацию объектов техникой, оборудованием;
  • покупку автономных источников водо-, газо-, электроснабжения.

Для получения этого гранта срок деятельности сельскохозяйственных предприятий должен составлять от 12 месяцев. Дополнительное условие — наличие статуса сельхозтоваропроизводителя. Семейная ферма должна иметь собственные деньги в размере 40% от всей суммы проекта.

Планируется повышение заработных плат в сельскохозяйственном секторе, расширение сырьевой базы, освоение неиспользуемых угодий.

Одна из основных целей государственных программ поддержки — увеличение процентного соотношения товаров отечественного производства.

Как получить субсидии на развитие сельского хозяйства

Помощь положена организациям, товаропроизводителям, предпринимателям, которые занимаются выращиванием животных. На государственное субсидирование могут рассчитывать рыболовные хозяйства, предприятия сферы АПК, фермеры, аграрии.

Процедура получения грантов выглядит так:

  • предприниматель собирает необходимую документацию;
  • документы передаются координатору проекта;
  • получение положительного или отрицательного ответа;
  • получение гранта в виде денежных средств.

Каждая программа имеет свои особенности, условия. Получают субсидии на сельское хозяйство молодые фермеры, предприниматели с опытом работы. Для получения материальной помощи нужно создать бизнес-план, тщательно подготовить документы. За потраченные средства нужно предоставить отчет.

Перечень документов меняется в зависимости от региона. Отличаются не только документы, но и сроки проведения конкурсов. В большинстве случаев нужны такие документы:

  • выписка из банка;
  • план расходов;
  • документ об образовании;
  • паспортные данные;
  • выписка из налоговой;
  • справка о количестве работников.

Перечисление денежных средств будет происходить частями. После каждого поступления денег нужно уплатить налоги.

Распределением дотаций занимаются региональные органы. Предприниматели из отдаленных регионов, которые не имеют возможности обращаться лично в представительство Минсельхоза. Могут подать заявки онлайн-заявки на официальном сайте Министерства сельского хозяйства.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию