Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учета налоговых платежей в налоговых органах

Учет налогоплательщиков в налоговых органах

В соответствии со ст. 82 НК налоговый контроль — деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

— получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

— проверки данных учета и отчетности;

— осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

Налоговые органы, таможенные органы, ОВД и следственные органы информируют друг друга:

— об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах;

— о принятых мерах по их пресечению;

— о проводимых ими налоговых проверках;

— осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК, ФЗ, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну.

Контроль налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов начинается в соответствии со ст. 83 НК с постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах.

Постановка на учет осуществляется юридическими лицами по месту нахождения организации или ее обособленных подразделений, физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью — по месту жительства.

НК устанавливает, что налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет вне зависимости от того, имеются или нет обстоятельства, с которыми НК связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Указанная обязанность не зависит от того, будет ли данная организация или индивидуальный предприниматель в ближайшее время заниматься предпринимательской или иной деятельностью и соответственно, возникнет ли у нее в ближайшее время обязанность платить налоги.

НК обязывает налоговые органы на основе данных и сведений, сообщаемым им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры по установке указанных лиц на налоговый учет.

Постановка на налоговый учет должна быть осуществлена в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов, и в этот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента ИНН указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях, а также указывается налогоплательщиком в подаваемых им в налоговый орган декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

Таким образом, в РФ создан Единый централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.

Вопрос 4. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЯХ

Налоговые инспекции, осуществляя контроль над полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет, ведут оперативно-статистический учет налоговых поступлений. Содержание этой работы сводится главным образом к сбору и обработке информации о состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщиками (плательщиками сборов), налоговыми агентами. Собранная информация хранится на специальных документах — информационных ресурсах, которые представляют собой ведомости, таблицы и т.п. Данные, отражаемые в информационных ресурсах, представляют собой базу данных (БД) о налоговых поступлениях.

Один из основных информационных ресурсов, которые формируются в налоговых инспекциях, — карточки «Расчеты с бюджетом (РСБ)» местного уровня. Карточки «РСБ» местного уровня предназначены для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности.

Читайте так же:
Размер военной пенсии за выслугу лет

Налоговые органы ведут карточки расчетов с бюджетом «РСБ» по каждому плательщику налога или сбора.

Открытие карточек «РСБ» местного уровня новых, реорганизованных или переданных из другого налогового органа организаций и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется при условии постановки их на учет в налоговом органе соответственно с присвоением организации ИНН и (или) КПП или присвоением физическому лицу ИНН (использованием ранее присвоенного ему ИНН).

Карточки «РСБ» местного уровня открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:

• с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога (сбора), а также с момента возникновения установленных пенсионным законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату страховых взносов; такими обстоятельствами могут быть представление плательщиком деклараций (расчетов); поступление из органов лицензирования и регистрирующих органов документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами;

• с момента уплаты налогов, а также иных обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами.

Карточки «РСБ» открываются по каждому коду классификации Доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемому налоговыми органами, и соответствующему ОКАТО того муниципального образования, на территории которого находится объект налогообложения для исчисления сумм, подлежащих уплате по соответствующему налогу.

По окончании отчетного года карточки «РСБ» закрываются и автоматически выводится фактически сложившееся после проведения записи последней операции за истекший год сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по каждому типу платежа. Закрытие карточек «РСБ» налогоплательщика для передачи в другой налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика осуществляется после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом налоговом органе в установленном порядке.

Карточка «РСБ» местного уровня состоит из двух частей: призначной части (раздел 1) и раздела 2, характеризующего состояние расчетов плательщика с бюджетом.

В призначной части в обязательном порядке указываются коды: вида налога (Ф — федеральный, Р — региональный, М — местный); классификации доходов бюджета (КБК); ОКАТО (общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления), ОКВЭД (общероссийский классификатор видов экономической деятельности), ОКТМО (общероссийский классификатор территорий муниципальных образований), а также признаки, идентифицирующие плательщика: ИНН, КПП (для организаций). Кроме того, в карточке «РСБ» указываются:

а) код статуса плательщика (01 — налогоплательщик — юридическое лицо, 02 — налоговый агент, 09 — индивидуальный предприниматель, 10 — частный нотариус, 11 — адвокат, учредивший адвокатский кабинет, 13 — иное физическое лицо);

б) код категории плательщика (1 — крупнейшие, 2 — основные, 3 — прочие); если этот признак отсутствует, то в карточке «РСБ» проставляется «ноль» (0).

Во второй части карточки «РСБ» содержится информация о состоянии расчетов с бюджетом по текущим платежам и неурегулированной задолженности.

Информация в карточках «РСБ» местного уровня отражается в следующем порядке: фиксируется дата записи операции, расшифровывается наименование операции в соответствии со справочником операций, осуществляемых в программных средствах по ведению карточек «РСБ»; указывается код операции, затем фиксируется документ, являющийся основанием для отражения операции (если это уплата налога, — то платежное поручение плательщика, поручение налогового органа и др.).

Читайте так же:
Порядок отказа в назначении пенсии

В карточке «РСБ» отдельно отражаются операции по начислению и уплате налога (сбора, взноса), расчеты по начислению и уплате пеней; расчеты по начислению и уплате налоговых санкций; расчеты по процентам. Затем подводится общий результат — всего исполнено обязанностей, внесено в бюджет с начала года за вычетом возвратов.

Каждый из этих видов расчетов состоит из блоков: блок начислений, блок поступлений, блок сальдо расчетов. В карточках «РСБ» отражаются также начисления к уплате (доплате), уменьшению сумм налога (сбора, взноса).

При внесении записи в блок начисления отражаются показатели «начислено к уплате (доплате)», а также «уменьшено» за истекший период с начала года. Данные берутся из декларации налогоплательщиков, результатов камеральных и выездных налоговых проверок, решений вышестоящих налоговых органов и решений судебных органов. По физическим лицам используется БД начислений по данным налогового органа.

Показатель «поступило» отражается по платежным документам — платежным поручениям, выпискам банка, квитанциям об уплате налогов, сборах, пенях, штрафах.

Основной источник данных по учету поступивших сумм налогов (сборов) — информация из территориальных органов Федерального казначейства, в функции которых входит кассовое исполнение бюджета, в том числе по налоговым поступлениям. Поэтому платежные документы налогоплательщиков из банка поступают прежде всего в органы Федерального казначейства, где отражаются поступившие в бюджет суммы, затем документы направляются в налоговые инспекции. Информация об уплате налогов от налогоплательщиков-физических лиц поступает также от органов местного самоуправления и почтовой связи, которые наделены полномочиями по приему денежных средств в уплату налогов (сборов).

В карточках «РСБ» ведется не только учет по налогам (сборам), но и пени: учет их начисления и уплаты, рассчитывается сумма пеней. Пеня начисляется на сумму недоимки по налогу (сбору) за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора), начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога (сбора), включая день уплаты налога (сбора).

В карточках «РСБ» ИФНС ведут учет сумм предоставленных отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов.

В карточках «РСБ» определяется сальдо расчетов с бюджетом.

В случае, если платеж по каким-либо причинам нельзя идентифицировать, то он относится к разряду невыясненных и отражается в «Ведомости невыясненных поступлений».

В целях контроля правильности отражения сумм, уплаченных в бюджетную систему Российской Федерации, и составления отчетности о поступлении платежей налоговые инспекции ежемесячно осуществляют сверку информации, полученной из Управления Федерального казначейства (УФК). Сверка осуществляется в разрезе КБК с Данными соответствующих показателей отчетности о поступлениях платежей.

В вышестоящие налоговые органы представляются отчеты о налоговых поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации. Информация в вышестоящий орган представляется в виде таблиц и ведомостей по формам, утвержденным ФНС России. Виды отчетности, ее периодичность и сроки представления также определяет ФНС России. Основные формы отчетности налоговой инспекции следующие:

• форма № 1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации»; она отражает суммы начисленных и поступивших сумм налогов (по кодам бюджетной классификации), а также неналоговых доходов, штрафов и невыясненных поступлений;

• форма № 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» (промышленности, транспорта, связи, строительства и т.п.);

Читайте так же:
Высчитывается ли налог с премии

• форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней»;

• форма № 4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам и другим доходам в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики»;

• форма № 2-НК «Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов».

Информация, содержащаяся в формах отчетности, служит базой для составления аналитических записок в Минфин России и Правительство РФ о ходе налоговых поступлений, отчетов о проделанной налоговыми органами контрольной работе, поиска резервов повышения ее результативности.

Об уточнении реквизитов платежного документа на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа

Никто не застрахован от случайной ошибки в перечислении налога, сбора, страхового сбора, пени или штрафа.

Благодаря утвержденному ФНС России «Порядку организации работы налоговых органов с невыясненными платежами», с декабря 2017 года все возможные ошибки в платежных документах на перечисление налогов, сборов, страховых взносов, пени и штрафов, влияющие на правильное зачисление этих платежей по назначению, унифицированы и закодированы.

В настоящее время большинство ошибок в платежных документах налогоплательщиков работники налоговых органов исправляют самостоятельно, направляя налогоплательщику Извещение о принятом налоговым органом решении об уточнении платежа .

Получив Извещение, от налогоплательщика не требуется, как правило, никакого реагирования на него, кроме ознакомления и, на всякий случай, проверки того, что наш платеж уточнен таким образом, как мы изначально планировали заплатить, формируя платежный документ.

Налоговые инспекторы могут самостоятельно исправить некоторые ошибки (обычно по кодам 15, 16), по остальным кодам ошибок им может потребоваться наша помощь.

В этом случае они направят нам Информационное сообщение о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа , где будет указан код или даже несколько кодов выявленных ошибок.

    К таким ошибкам относятся отсутствие или указание неверной информации в реквизитах платежного документа:
  • 01 — КБК не указан или указан с ошибкой;
  • 03 — ОКТМО не указан или указан с ошибкой;
  • 05 — ИНН налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой;
  • 06 — указанный ИНН принадлежит другому налогоплательщику;
  • 07 — КПП налогоплательщика отсутствует или указан с ошибкой;
  • 08 — ИНН получателя отсутствует или указан с ошибкой;
  • 09 — КПП получателя отсутствует или указан с ошибкой;
  • 10 — налогоплательщик не состоит на учете в налоговой инспекции;
  • 11 — перечислен налог за третьих лиц;
  • 12 — отсутствует или указано неверно основание платежа;
  • 13 — присутствуют ошибки в наименовании получателя и в номере расчетного счета;
  • 14 — в налоговой инспекции не открыта карточка расчета с бюджетом;
  • 15 — отсутствует или указан неверный статус плательщика;
  • 16 — налоговый период не указан или указан с ошибкой.

Зная коды ошибок, мы сможем оперативно найти допущенную нами ошибку и отправить в налоговый орган письмо или сообщение об уточнении платежа. Письмо составляется в произвольной форме, его можно передать по ТКС, по обычной почте или представить лично в приемный покой налоговой инспекции, в том числе через уполномоченного представителя по доверенности (в случае с ИП — по нотариально заверенной доверенности).

Читайте так же:
Можно ли будет работать и получать пенсию

Получение от налогового органа Информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа всегда можно считать большой удачей, так как налоговые органы не всегда направляют нам такое сообщение.

Если мы в платежном документе, к примеру, ошибочно указали другое КБК (вместо налога на прибыль организаций, допустим, НДФЛ), то узнать об этом мы сможем только тогда, когда получим из налогового органа не Информационное сообщение, а Требование об уплате налога. Как снег на голову.

И нам еще в этом случае понадобится время, чтобы проанализировать все и сообразить, что к чему, откуда взялась недоимка по налогу, который мы вроде бы своевременно уплачивали. А если сразу не сообразим в потоке бесконечных дел, то придется запрашивать у налогового органа справку о состоянии расчетов и заказывать сверку расчетов, на проведение которой уйдет еще больше времени, сил и нервов.

Для экономии времени можно вместо запросов сверки проанализировать подробную информацию в личном кабинете организации или ИП на сайте ФНС России, если у нас есть доступ к нему по электронной подписи. Это будет нагляднее, быстрее и, в конечном счете, удобнее!

    При формировании обязательных платежей особое внимание следует уделять правильности указания:
  1. номера банковского счета Управления Федерального казначейства;
  2. наименования банка-получателя;
  3. ОКТМО (с 2019 года!)

Если мы допустим ошибки в этих реквизитах, то платеж в лучшем случае или вообще не будет исполнен банком (в случае с номером банковского счета УФК или наименовании банка-получателя, т.е. отделения Центрального банка России) или же — в худшем случае — средства поступят на другой счет федерального казначейства.

А это значит, что сумму платежа придется заплатить заново.

В случае обнаружения таких ошибок уже после того, как платеж будет исполнен банком, исправление их возможно только повторным перечислением денег по правильным реквизитам. А первоначально уплаченную сумму придется возвращать как уплаченную излишне. Иначе — никак не получится.

Все остальные ошибки в платежном документы — поправимы без необходимости повторной уплаты путем зачета или уточнения платежа.

Некоторую сложность может представлять собой уточнение платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, так как если уплаченные страховые взносы уже учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в ПФР, то исправить платеж не получится.

    Уточнение платежа по страховым взносам, отправленных после 01.01.2017 году, происходит следующим, несколько усложненным, образом:
  • страхователь подает заявление об уточнении платежа в налоговый орган;
  • налоговый орган направляет наш запрос в ПФР;
  • в ПФР рассматривают наше заявление в течение 5 рабочих дней и отправляют в налоговую сообщение о возможности/невозможности уточнения;
  • и только в случае положительного ответа из ПФР налоговый орган принимает решение об уточнении платежа.

Пируэты из Анси

Когда находишь своё) то на другое даже смотреть не хочется))

Учет поступлений налогов и сборов

blogentry 90243 1236922425

Налоговый учет и отчетность

Бесплатная консультация юриста!

Учет поступлений налогов и сборов

Контроль и учет поступлений налогов и сборов осуществляется Федеральной налоговой службой (ФНС), межрегиональные инспекции ФНС РФ, инспекции ФНС России (по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня).

С ростом числа налогоплательщиков постоянно увеличивается нагрузка налоговых инспекторов. В связи с этим возникает ряд проблем налогового контроля и учета.

Читайте так же:
С какого дня выплачивается алименты

Те задачи, которые стоят перед налоговой службой, решаются с помощью внедрения в их повседневную работу компьютерных технологий. С помощью электронных машин налажен четкий и повсеместный контроль за соблюдением налогового законодательства, а также учет вносимых платежей и сборов. Таким образом учет, контроль и составление отчетности о поступлении налогов и других платежей в бюджет автоматизируются. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы создаются автоматизированные рабочие места работников по учету налогов государственной налоговой службы, которые обеспечивают оперативный учет поступления налогов и других платежей в бюджет, ведение лицевых счетов плательщиков, снабжение справочной информацией по всем предприятиям и организациям — плательщиков, находящихся на территории региона, и составление отчетности.

Налоговые органы ведут учет всех категорий налогоплательщиков. Постановке на учет в налоговых инспекциях подлежат: организации, филиалы и иные обособленные подразделения организации, представительства организаций, налоговые агенты, а также физические лица.

Налоговая отчетность состоит из утвержденных налоговых деклараций.

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета. Декларация может быть как на бумажном бланке, так и в элекронном виде. Налоговый орган имеет право не принять налоговую декларацию. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В налоговую декларацию могут быть внесены изменения и дополнения в случае обнаружения ошибки, неполноты представленных сведений. Декларация будет считаться поданной в день подачи заявления о дополнении и изменении, если не истек срок подачи декларации. Если заявление делается после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности.

По каждому налогоплательщику учет ведется по налогам и другим обязательным платежам, в соответствии с «Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации». При этом карточки лицевых счетов по соответствующим налогам открываются по каждому месту учета налогоплательщика, т. е. по месту нахождения организации, по месту нахождения ее филиала или представительства, по месту жительства физического лица, по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Работниками отделов по учету налогов и других обязательных платежей (отделы по учету и отчетности) ведутся реестры, книги и журналы учета, карточки лицевых счетов плательщиков и составляется отчетность на каждый отчетный год. Работник отдела по учету и отчетности отвечает за правильность ведения учета и составления отчетности, осуществляет контроль за обоснованностью возвратов (или зачетов) средств из бюджета, а также несет ответственность за сохранность первичных документов.

Для учета поступлений платежей в неденежной форме, указанные платежи классифицируются по видам оплаты: зачет, соглашение, вексель, натуроплата т. д. и фиксируются дополнительно в отдельной отчетности. Ведение учета неденежных форм оплаты необходимо для правильного начисления пеней по соответствующим бюджетам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию