Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уклонение от уплаты алиментов административное правонарушение

Пленум ВС разъяснит, как привлекать к административной ответственности за неуплату алиментов

4 марта Пленум Верховного Суда рассмотрел проект постановления «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей». По итогам заседания документ был направлен на доработку в редакционную комиссию.

«В настоящее время действует лишь одно разъяснение, касающееся общих вопросов взыскания алиментов, – Постановление Пленума ВС от 26 декабря 2017 г. № 56 “О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов”, которое не затрагивает аспекты привлечения плательщика алиментов к мерам юридической ответственности в связи с неуплатой. В то время как по состоянию на 2020 г. общий размер задолженности по алиментам составляет по меньшей мере 156 млрд руб.», – заметила адвокат, руководитель практики семейного права BGP Litigation Виктория Дергунова.

«Основополагающие подходы» – в двух первых пунктах

В п. 1 проекта отмечается, что ст. 5.35.1 КоАП устанавливает административную ответственность за неуплату без уважительных причин алиментов детям (несовершеннолетним или совершеннолетним, но нетрудоспособным) или нетрудоспособным родителям в нарушение судебного акта или нотариально удостоверенного соглашения об алиментах в течение как минимум двух месяцев после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления – ст. 157 УК предусматривает ответственность за неоднократную неуплату алиментов.

В том же пункте разъяснено, что к судебным актам относятся, в частности, решения, судебные приказы и постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда по тому же вопросу. При этом нарушением как судебного акта, так и соглашения об алиментах является неуплата алиментов в том размере, в тот срок и тем способом, которые установлены в соответствующем решении или соглашении (п. 2 проекта).

В своем выступлении на заседании Пленума ВС судья Сергей Никифоров отметил, что с момента появления в КоАП ст. 5.35.1 в 2016 г. российские суды рассмотрели «значительное количество» дел о таких нарушениях – более 100 тыс. ежегодно. В 2020 г. их было меньше из-за «антикоронавирусных» ограничений в работе судов. «В п. 1 и 2 проекта сформулированы основополагающие для правильного разрешения данной категории дел подходы», – подчеркнул Сергей Никифоров.

В п. 3 разработчики напоминают, что период неуплаты должен быть не меньше двух месяцев подряд и в рамках возбужденного исполнительного производства. «Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или 2 ст. 5.35.1 КоАП РФ, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (ч. 2 ст. 4.5, ст. 4.8 КоАП РФ)», – сказано в проекте.

Под обнаружением этого административного правонарушения предлагается понимать «установление уполномоченным должностным лицом и отражение в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения». Например, информация о неуплате и об отсутствии уважительных причин для этого.

Проект также акцентирует внимание судей на том, что невыполнение должностным лицом обязанности по выявлению и пресечению административных правонарушений оспаривается по КАС, а определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении – по нормам КоАП (п. 4).

Какие причины неуплаты могут быть уважительными

В п. 5 проекта разработчики подробно рассуждают о причинах неуплаты алиментов. Уважительными можно признать те, которые не зависят от воли плательщика (болезнь, нетрудоспособность, военная служба по призыву). Такие причины могут возникнуть по вине других лиц (когда работодатель вовремя не выплатил зарплату или банк неправильно перечислил алименты) или из-за непреодолимой силы.

Подчеркивается, что не может быть уважительной причиной то, что плательщик не согласен с размером алиментов, который указан в судебном акте или нотариальном соглашении: «В таком случае лицо вправе разрешить вопрос об изменении размера алиментов в порядке, предусмотренном законом (ст. 101, 102, 119 СК РФ)».

Сам по себе факт совместного проживания лица, обязанного уплачивать алименты, с их получателем также не может расцениваться как основание для признания причины неуплаты уважительной. Виктория Дергунова отметила, что такие ситуации возможны при экономическом насилии в семье: «Например, когда работающий супруг пользуется уязвимым положением матери ребенка и по разным причинам отказывается оплачивать основные нужды и потребности ребенка и ее самой, в прямом смысле слова выделяя деньги только на те расходы, которые он сам посчитает разумными и обоснованными».

В том же пункте сказано, что не является «безусловным основанием» для освобождения от административной ответственности и отбывание лишения свободы. Нужно исследовать и другие обстоятельства, в частности выяснить, привлекалось ли такое лицо к оплачиваемому труду и не отказывалось ли оно от работы без уважительных причин.

«Причины неуплаты алиментов, перечень которых не является исчерпывающим, во всех случаях подлежат оценке с указанием в постановлении по делу об административном правонарушении мотивов, по которым судья с учетом исследования всех обстоятельств дела, в том числе материального и семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, пришел к выводу о том, почему конкретные фактические обстоятельства отнесены либо не отнесены им к числу уважительных причин неуплаты алиментов», – отмечается в проекте.

Читайте так же:
Перерасчет пенсии с увеличением стажа

На что еще обратить внимание судье

В п. 6 подчеркивается, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности судья должен проверить факт возбуждения исполнительного производства в отношении плательщика. Если он не исполняет сразу несколько судебных актов о взыскании алиментов или соглашений об их уплате, оценивать неуплату по каждому из них нужно отдельно (п. 7).

В тех случаях, когда судья установит, что неуплаты за указанный период не было (например, если размер алиментов стал меньше), производство по делу нужно прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения (п. 8). «Признание незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам не освобождает судебного пристава-исполнителя от определения размера такой задолженности для разрешения вопроса о привлечении к административной ответственности, в том числе в рамках уже возбужденного дела об административном правонарушении», – сказано в проекте.

В п. 9 подчеркивается, что неуплата лицом неустойки за несвоевременную уплату алиментов (ст. 115 СК) не может квалифицироваться по ст. 5.35.1 КоАП. В следующем пункте отмечается, что достижение ребенком совершеннолетия, приобретение им полной дееспособности до 18 лет при вступлении в брак или эмансипации, его усыновление или смерть не исключают производство по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП, если задолженность по алиментам образовалась до этого.

Неуплата алиментов – всегда умышленное правонарушение

Как разграничивать составы ст. 5.35.1 КоАП и ст. 157 УК, объясняется в п. 11 проекта: «Необходимо исходить из того, что по смыслу ст. 4.6 КоАП РФ лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня: исполнения постановления о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью (ч. 1 ст. 31.10 КоАП РФ); истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 31.10, статья 31.9 КоАП РФ); вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания (п. 6 ст. 31.7, ч. 7 ст. 32.13 КоАП РФ)». Этот пункт Сергей Никифоров назвал «одним из наиболее значимых для формирования единообразной судебной практики».

В п. 12 разъяснено, что субъектами состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП могут быть мать, отец и усыновители, а по ч. 2 – совершеннолетний трудоспособный ребенок, в том числе и усыновленный. Трудоспособность предполагается, если такой человек не признан инвалидом I, II или III группы и не достиг «общеустановленного пенсионного возраста».

Соответствующие правонарушения совершаются только умышленно, подчеркивается в п. 13. Там же сказано, что привлекать к административной ответственности нужно и тогда, когда алименты умышленно выплачиваются в меньшем размере. Это тоже нарушение судебного акта или нотариального соглашения, считают разработчики.

Управляющий партнер АК «Волкова и партнеры» Анна Волкова отметила, что существует проблема с привлечением к административной ответственности тех, кто частично исполняет алиментные обязательства: «Ряд судей исходят из буквального толкования положений диспозиции ст. 5.35.1 КоАП и прекращают производство по делу при частичной уплате алиментов – из-за отсутствия состава административного правонарушения. Примером этому служит постановление мирового судьи судебного участка № 123 Волгоградской области от 17 января 2017 г. Фактическими обстоятельствами, в результате которых суд пришел к такому выводу, стали незначительные выплаты (2 тыс. руб.) со стороны должника, хотя за вмененный период он ежемесячно обязан был уплачивать алименты в размере почти 9 тыс. руб., т.е. почти 18 тыс. руб. за два месяца».

При этом, добавила Виктория Дергунова, проект не разъясняет, что может пониматься под умышленной неполной уплатой алиментов, и ставит этот довод в зависимость от фактических обстоятельств каждого конкретного дела.

В п. 14 отмечено, что местом неуплаты алиментов, по которому должно рассматриваться дело об административном правонарушении, является место жительства плательщика. Если это не Россия, то дело нужно рассматривать по месту выявления правонарушения. Согласно п. 15 рассматривать такое дело всегда нужно с участием лица, в отношении которого оно возбуждено, и в день получения материалов, а в отношении подвергнутого административному задержанию – в течение 48 часов после задержания. В том же пункте судей ориентируют проводить тщательную подготовку к рассмотрению каждого дела, потому что отдельные процессуальные действия (например, возвращение материалов в орган или должностному лицу, которые составили протокол или постановление) возможны только на этой стадии.

Если лицо, в отношении которого возбуждено дело, не явилось или не было доставлено в суд, материалы также нужно возвращать. По мнению руководителя семейной практики КА г. Москвы № 5 Татьяны Сустиной, это спорное положение. «С одной стороны, понятно, что норма обеспечивает право на защиту и доступ к правосудию, если лицо не уведомлено; с другой стороны, повлечет колоссальные злоупотребления со стороны должников. Маловероятно, что алиментных должников по административным материалам в суд будут доставлять сотрудники полиции, а сами они просто могут не приходить, затягивать процесс, ожидая истечения сроков привлечения к административной ответственности», – пояснила адвокат.

Кто может быть потерпевшим

Последний пункт проекта посвящен потерпевшему – лицу, на чье содержание идут алименты в соответствии с судебным актом или соглашением об их уплате. Подчеркивается, что неявка в заседание потерпевшего или его законного представителя, если их надлежащим образом известили о времени и месте рассмотрения дела, не является безусловным основанием для отложения. «Вместе с тем в целях всестороннего, полного, объективного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, судья может признать обязательной явку в том числе потерпевшего или его законного представителя», – сказано в документе.

Читайте так же:
Что такое камеральная налоговая проверка юридического

Виктория Дергунова пояснила, что по смыслу этого пункта второй родитель не является потерпевшим, а лишь защищает права ребенка как его законный представитель. «Это положение требует более тщательной проработки, поскольку косвенно свидетельствует о том, что по достижении 18 лет сам ребенок должен осуществлять защиту своих имущественных прав в случае их нарушения за прошедший период, т.е. период образования задолженности по алиментам до достижения совершеннолетия», – указала адвокат.

Анна Волкова считает, что разъяснения Пленума сыграют важную роль в стабилизации практики судов по привлечению к административной ответственности лиц, виновных в неисполнении алиментных обязательств. «Пленум ВС дал обоснованное толкование материальных и процессуальных положений, но почему-то оставил без внимания вопрос прекращения производства по делу в связи с малозначительностью. Малозначительность имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которой не может быть, к примеру, если должник признает свою вину и имеет незначительный размер задолженности. Указание на четкие критерии применения положения о малозначительности сделало бы более единообразной практику применения ст. 2.9 КоАП», – пояснила адвокат.

Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

  • Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних
  • Статья 5.36. Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей

Судебная практика по статье 5.35 КоАП

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Ю.Г. Колганова оспаривает конституционность части 1 статьи 5.35.1 КоАП Российской Федерации, устанавливающей административную ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Хитова Андрея Викторовича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Варненского района Челябинской области от 13 мая 2018 г. (день изготовления постановления в полном объеме), решение судьи Варненского районного суда Челябинской области от 23 июля 2018 г. и постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 11 декабря 2018 г., вынесенные в отношении Хитова Андрея Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт «а» пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

Частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
В силу статьи 28.3 указанного Кодекса должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с упомянутой выше статьей.

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Завадского Юрия Михайловича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 11 Шахтинского судебного района Ростовской области от 26 августа 2019 г., решение судьи Шахтинского городского суда Ростовской области от 6 ноября 2019 г. и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 24 апреля 2020 г., вынесенные в отношении Завадского Юрия Михайловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Читайте так же:
Есть ли в тунисе туристический налог

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Мамлиева Рината Равильевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 по Давлекановскому району и г. Давлеканово Республики Башкортостан от 10 декабря 2019 г., решение судьи Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 20 февраля 2020 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26 июня 2020 г., вынесенные в отношении Мамлиева Рината Равильевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

О злостном характере уклонения от уплаты алиментов могут свидетельствовать, например, наличие задолженности по алиментам, образовавшейся по вине плательщика алиментов, уплачиваемых им на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или судебного постановления о взыскании алиментов; сокрытие им действительного размера заработка и (или) иного дохода, из которых должно производиться удержание алиментов; розыск родителя, обязанного уплачивать алименты, ввиду сокрытия им своего места нахождения; привлечение родителя к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего (часть 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации) (подпункт «а» пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. N 44).

1. Статьей 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за неуплату без уважительных причин лицом средств на содержание (далее также — алименты) несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста (далее также — дети), или нетрудоспособных родителей в нарушение: судебного акта, в том числе решения суда, судебного приказа, постановления о взыскании алиментов до вступления в законную силу решения суда о взыскании алиментов; нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов (далее также — соглашение об уплате алиментов) — в течение двух и более месяцев после возбуждения исполнительного производства и при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Административная ответственность за неуплату алиментов

Привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов

Алиментная задолженность образуется, когда один из родителей, постоянно не проживающий с детьми, отказывается выплачивать денежные средства на их содержание. Для обеспечения исполнения судебного решения о взыскании алиментных платежей приставы вправе привлекать нарушителей к соответствующему наказанию. С 2017 года выстроилась наиболее действенная система стимулирования уклоняющихся родителей к перечислению денежных сумм на детей. Административная ответственность за неуплату алиментов стала обширнее и жестче.

Виды административной наказания

В ФЗ № 229 от 02.10.2007 г. и КоАП РФ определены меры административного воздействия на уклоняющихся неплательщиков алиментов. Наиболее результативными методами побуждения оказались следующие:

  1. Приостановление действия водительских прав (ст. 67.1 ФЗ № 229). Данное ограничение применяется, если сумма накопленного алиментного долга превышает 10000 рублей. Инициируется судебным приставом-исполнителем либо по ходатайству получателя денежных средств. Соответствующее постановление передается в службу ГИБДД. Запрет снимается только после полной выплаты задолженности или через оспаривание документа в суде.
  2. Отсутствие возможности выехать за территорию России (ст. 67 ФЗ № 229). Запрет начинает действовать при образовании долга от 10000 рублей. Несение этой ответственности оформляют посредством постановления ФССП и отправляют на исполнение в службу пограничного контроля. Если должнику необходимо покинуть территорию РФ, ему следует заблаговременно полностью погасить алиментный долг. Во время пересечения границы оплатить положенную сумму нельзя.
  3. Организация исполнительного розыска самого неплательщика алиментов и его имущественных ценностей (ст. 65 ФЗ № 229). Разработка постановления инициируется приставами либо взыскателем. Сумма задолженности должна быть не менее 10000 рублей.
  4. Начисление штрафа (ст. 17.14 КоАП РФ). Данная мера ответственности может применяться даже при нескольких пропусках совершения платежей. Судебный пристав сам выносит решение. Сумма штрафа составляет 1000 – 2500 рублей.
  5. Принудительное доставление неплательщика в службу ФССП (ст. 27.2 КоАП РФ). После изменения данной статьи препровождать должников приставы могут без полицейских.
  6. Задержание неплательщика на непродолжительное время (ст. 27.3 КоАП РФ). С 2017 г. задерживать должников имеют право приставы-исполнители.

Внимание! Сотрудники ФССП не сразу применяют все меры административного воздействия, даже при наличии задолженности свыше 10000 рублей. В первую очередь ограничивается возможность управлять транспортными средствами и выезжать за границу.

Дополнительные методы административной ответственности

После введения ст. 5.35.1 в КоАП РФ к основным мерам воздействия на алиментных неплательщиков добавились следующие виды наказания:

  • обязательные работы (не более 150 ч.);
  • административный арест (10-15 суток) – применяется, если другие методы ответственности не побудили должника начать выплачивать деньги детям;
  • штраф 20000 рублей – этим видом наказания заменяется обязательная отработка и арест к таким лицам, как беременные женщины, матери с детьми до 14 лет, несовершеннолетние граждане, инвалиды с инвалидностью 1 или 2 гр., военнослужащие, работники следственных органов.

Назначение работ исправительного характера и ареста – это крайние меры. Предварительно приставы обязаны предупредить алиментных неплательщиков о наказании и взять с них объяснения о причине накопления долга и времени погашения.

Важно! Злостных уклонистов, на которых не подействовали административные методы ответственности, привлекают к уголовной ответственности. Родитель может получить вполне реальных тюремный срок до 1 года.

Родителям, уклоняющимся от выплат, следует знать, что отбывание наказание не освобождает их от обязанности погашать долги по алиментам. Закон даже предусматривает взыскание неустойки в размере 0,5% от общей задолженности за каждый сутки просроченного платежа. Также неплательщиков могут лишить родительских прав на детей, если деньги не будут поступать.

Читайте так же:
Как рассчитывается налог на вмененный доход

Основания для привлечения к административному наказанию

Несение ответственности административного характера полагается тогда, когда присутствует просроченная задолженность по алиментам, образованная за несколько месяцев по вине алиментщика. На это указывают такие обстоятельства:

  • умышленный отказ от перевода денежных средств ребенку;
  • сокрытие любого реального дохода;
  • укрывательство имущественных ценностей, на которые приставы могут наложить арест в счет уплаты алиментного долга;
  • переезд на другое места жительства без оповещения службы ФССП;
  • смена рабочего места без уведомления приставов;
  • нетрудоустройство с целью не платить алименты;
  • не обращение в Центр занятости, если произошло увольнение с предприятия;
  • передача заведомо ложных сведений об имуществе, заработке и т.д.

Также должников полагается привлекать к ответственности, если соблюдаются следующие условия (ст. 5.35.1 КоАП РФ):

  1. Имеется документ, на основании которого установлена выплата алиментов: добровольное соглашение между родителями ребенка, оформленное у нотариуса либо решение судебного органа. При отсутствии документа, обладающей юридической силой, родитель не может привлекаться к наказанию.
  2. Инициировано исполнительное производство. В судебной практике необходимо информировать плательщика через постановление ФССП, уведомляющее о том, что возбуждено исполнительное производство. Причем при направлении документа взыскателем на место работы алиментщика и неоплате им образовавшегося долга, этого гражданина привлечь к административному наказанию нельзя.
  3. Прошло больше 60 календарных дней после запуска исполнительного производства. Законодатели подсчитали, что в течение этого времени плательщик вполне способен справиться с возникшими финансовыми проблемами.
  4. 2 месяца от уклоняющегося родителя не поступали никакие суммы на ребенка. Если алиментщик осуществляет выплаты лишь частями, то это не считается нарушением.
  5. В действиях должника нет признаков преступления, например, повторной неуплаты алиментов после применения административных видов взыскания. Согласно ст. 157 УК РФ, если ст. 5.35.1 КоАП снова нарушается, то предусматривается введение уголовной ответственности.
  6. Отсутствуют уважительные причины, которые бы оправдывали бездействие родителя.

Важно знать! При установлении всех вышеперечисленных условий лица, не выплачивающие алименты, несут административное наказание.

Могут ли неплательщика освободить от ответственности?

Привлекать алиментных должников к несению административному наказанию не всегда законно. Применять методы воздействия запрещено, если:

  • долг по алиментам образовался не по умыслу родителя, а по причине, которая не зависит от него – наступление тяжелой болезни самого неплательщика или близкого родственника, пожар, потоп, военные действия, техногенные катастрофы и т.д.;
  • задолженность накопилась по вине третьего лица – при перечислении ошибся работник банка, бухгалтер предприятия и т.д.;
  • применяемые отдельные административные методы противоречат действующим законам РФ.

Приведенный список не исчерпывающий. К уважительной причине относится любое событие, приведшее к крайне сложному финансовому положению алиментщика, независимо от его желания. Но сюда нельзя включать увольнение по собственной инициативе и стремление не найти новую работу.

Судебная практика основывается на представлении доказательств самим гражданином, с которым идет разбирательство. Чтобы избежать взыскания, должником по алиментам передается:

  • справка, подтверждающая инвалидность;
  • медицинское заключение о неспособности трудиться;
  • документ из Центра занятости и постановке на учет безработного гражданина;
  • врачебная справка о состоянии здоровья и др.

Алиментные неплательщики при наличии уверенности нарушения их прав в виде незаконного привлечения к наказанию могут незамедлительно обжаловать и добиться отмены действия вынесенных постановлений.

Как проходит процесс привлечения к административной ответственности?

Любое исполнительное производство по отношению к неплательщику алиментов особо контролируется приставами. Им не сложно фиксировать отсутствующие поступления в течение 2 месяцев. При обнаружении факта нарушения сотрудники ФССП печатают протокол и передают материалы в судебный орган.

По своему усмотрению приставы не уполномочены наказывать людей за невыплату алиментов. Каждое нарушение, по которому предусмотрен арест, подлежит судебному разбирательству. Только после этого судом выносится постановление на привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов или отказ. Должникам дается всего 10 дней, чтобы оспорить решение. Обжалование рассматривается в вышестоящей судебной инстанции.

Иногда бывают ситуации, когда приставы игнорируют необходимость зафиксировать нарушение и составить соответствующий договор. В подобных случаях взыскателям алиментов следует напомнить должностным лицам об их прямых обязанностях. Если это не помогает, то нужно обратиться в вышестоящий отдел ФССП или подать заявление в судебный орган.

Заключение

Чтобы привлечь должника по алиментам к административному наказанию, требуется совпадение многих условий. Грамотный юрист по семейным спорам поможет организовать исполнительное производство, если взыскатель не уверен в собственных силах или не желает сам заниматься этим делом. При обращении к профессионалам повышается вероятность положительного исхода дела о погашении алиментного долга.

Административная ответственность за неуплату алиментов по статье КоАП РФ

Административная ответственность за неуплату алиментов по статье КоАП РФ

15 июля 2016 года вступил в силу ФЗ от 03.07.2016 номер 326. На основании нового законодательства, внесены изменения в отдельные нормативные акты РФ, а также в Федеральный закон, который касается вопросов совершенствования оснований и процедуры освобождения от уголовной ответственности, включая и тех, кто уклоняется от алиментных обязательств. Указанным законом в КоАП РФ введена ст. 5.35.1. – «Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей».

А о том, возможно ли лишение водительских прав за долг по алиментам, прочитайте в этой статье.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с ответственностью за неуплату алиментов, то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Читайте так же:
Может ли мать одиночка получить алименты

Административная ответственность за уклонение от уплаты алиментов — наказание

Ст. 5.35.1. КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за неуплату алиментов на содержание нетрудоспособных или несовершеннолетних детей без уважительной причины. За это родитель обязан отработать до 150 часов или должен подвергнуться административному аресту на период от 10 до 15 суток. Возможны и штрафные санкции, если административный арест и обязательные работы не могут использоваться. Сумма штрафа составляет 20 тыс. руб.

Обратите внимание! В случае если в период, когда алиментщик считается подвергнутым административной ответственности, он вновь отклоняется от выплат алиментов, следует уголовное наказание по статье 157 УК РФ.

На сегодня, в законодательстве, а точнее в ст.17.14 КоАП РФ указаны положения, которые позволяют привлекать граждан к административной ответственности за невыполнение алиментных обязательств. Так, согласно административным правилам, лица, нарушившие законодательство об исполнительном производстве (не исполнены требования пристава, предоставлены недостоверные данные об имуществе, не сообщено о новом месте работы либо учебы, месте регистрации, скрыты данные о месте получения доходов), могут быть оштрафованы на размер суммы от 1000 до 2500 рублей для физлиц.

Закон, который предусматривает данный вид административного наказания, как лишение водительских прав, вступил в силу 15 января 2016 года. В частности, с этого времени лица, имеющие задолженность по алиментам более 10000 рублей, подвергаются лишению прав управления авто. Постановление об этом принимает судебный пристав-исполнитель. При этом ему не требуется обращаться в судебную инстанцию, достаточно:

  • имеющегося решения суда (исполнительного документа) о возложении на должника соответствующих обязательств;
  • истечение сроков добровольных выплат на содержание ребенка;
  • доказательства их невыполнения — наличие задолженности более 10000 рублей.

Кроме того, заявление от получателя алиментов считается основанием для лишения водительских прав.

Обратите внимание! Но не все привлекаются к данной мере административной ответственности. Эта мера ответственности не используется, если:

  • размер задолженности меньше 10-ти тыс. рублей;
  • должник — инвалид;
  • имеет на иждивении ребенка-инвалида, инвалида первой или второй группы;
  • управление авто — единственный источник дохода либо способ обеспечения жизнедеятельности (к примеру, при проживании на удаленных территориях).

Освобождение от административного наказания за невыплату алиментов

Ситуации, при которых плательщик алиментов освобождается от обязанности оплатить образовавшийся долг и неустойку, предусмотрены законодателем. Как правило, говорится о форс-мажорных обстоятельствах, и их невозможно предусмотреть и устранить: пребывание на месте стихийного бедствия, аварии техногенного характера, боевых действий, террористических актов и иные причины (полный список таких обстоятельств указан в ст. 401 ГК РФ).

Основанием для освобождения от уплаты алиментов является и вина других лиц. К примеру, если алиментные платежи не перечислялись по вине банковского работника или бухгалтера, исполнительное производство по алиментным обязательствам не было открыто по вине сотрудника суда или пристава. Виновные несут ответственность (административную или уголовную) за халатность, а плательщик, вины которого нет, от ответственности освобождается.

Вопросы юристам

Административная ответственность за неуплату алиментов

Добрый день! Из-за сложившихся финансовых осложнений не выплачивал алименты в течение полугода. Жена собирается привлечь меня к административной ответственности. Возможно ли это? Какие последствия могут быть?

Ответы юристов

Кузнецов Денис

КоАП РФ Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 326-ФЗ)

1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

2. Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

Добрый день. За неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Данное правонарушение влечет обязательные работы на срок до ста пятидесяти часов, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых, в соответствии с настоящим Кодексом, не могут применяться обязательные работы, либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей.

После этого, в случае, если Вы опять будите уклоняться от уплаты, то Вас уже могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию