Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Установление налоговых ставок и налоговых льгот

Налоговые льготы

Налоговые льготы — это установленные государством условия, при которых налогоплательщик вправе применять пониженную налоговую ставку, вычеты или вовсе освобождается от уплаты налога. По мере изменения политической и экономической ситуации в стране или отдельных регионах объемы и направления преференций по обязательным платежам в бюджет корректируются законодателем. Помимо федеральных преференций, организации и предприниматели вправе воспользоваться региональными мерами поддержки.

Не все предприниматели знают о поддерживаемых государством отраслях или областях деятельности, где действуют льготные налоговые режимы. Так, ряд налоговых преимуществ получают резиденты Арктической зоны, свободных экономических зон, промышленных парков, налогоплательщики, применяющие специальные режимы в субъектах РФ.

Для чего нужны налоговые льготы? Казалось бы, с точки зрения государства невыгодно предоставлять налогоплательщикам какие-либо послабления. Это не совсем так. Налоговые льготы выполняют важные государственные задачи:

  • мотивация бизнеса, рост экономического развития отдельных отраслей или видов деятельности по всей стране или в отдельных регионах;
  • исключение двойного налогообложения;
  • оптимизация налоговой нагрузки на налогоплательщиков;
  • привлечение национальных и иностранных инвестиций в экономику;
  • материальная компенсация и помощь отдельным категориям социально незащищенных граждан и лицам, пострадавшим от техногенных катастроф;
  • реализация принципов налогового законодательства, установленных в статье 3 НК РФ.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Государственные преференции по налогам предоставляются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, отдельно для каждого типа налога. Чтобы получить льготу, налогоплательщик при наличии оснований должен об этом заявить путем подачи в налоговую инспекцию заявления или декларации с указанием на применяемые в отчетном периоде преференции. Они должны быть обоснованы документально, в противном случае ИФНС доначислит сумму неуплаченного налога вместе с пенями за просрочку уплаты. Если будет доказано умышленное занижение налоговой базы, то в зависимости от суммы и обстоятельств дела виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.

Налоговые льготы могут быть предоставлены в следующих формах:

  • Освобождение от уплаты налога. Устанавливается в виде перечней субъектов или объектов, которые освобождаются от необходимости платить тот или иной налог. Сюда же относятся налоговые каникулы. Отдельная категория льгот связана с ведением определенной деятельности или регистрацией на конкретной территории. Например, от налога на прибыль освобождаются организации, ведущие медицинскую и образовательную деятельность (п. 1.1. ст. 284 НК РФ). Льготы по территориальному принципу получают резиденты особых экономических зон, территорий особого экономического развития, участников региональных инвестиционных проектов и прочее.
  • Налоговые изъятия. Выведение отдельных объектов из-под налогообложения. Например, налогом на доходы физических лиц не облагаются алименты, пенсии, государственные пособия, стипендии, материальная помощь пострадавшим от стихийных бедствий.
  • Снижение налоговой ставки. Применение пониженного тарифа к выручке от реализации определенных категорий товаров и услуг. Например, для сделок в отношении товаров для детей установлена пониженная ставка НДС в размере 10 %.
  • Налоговый вычет. Возможность исключить определенные доходы, имущество и расходы из налоговой базы. К этой категории льгот относятся вычеты в сумме входного НДС, а также стандартные, имущественные, социальные и профессиональные вычеты при исчислении НДФЛ.
  • Рассрочка, отсрочка, инвестиционный налоговый кредит. Эти формы преференций позволяют налогоплательщику снизить налоговое бремя за счет переноса уплаты налога на более поздний срок без применения санкций. Категории субъектов, которые могут претендовать на их получение, указаны в п. 2 ст. 64 и п. 1 ст. 67 НК РФ.
  • Отнесение убытков на будущие периоды. Льгота актуальна при расчете налога на прибыль. Она позволяет налогоплательщику, понесшему убыток в предыдущих периодах, учесть его в текущем или будущих периодах и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу.

Нужна помощь с налоговыми льготами? Просто оставьте нам заявку!

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Федеральные налоговые льготы применяются на всей территории России и устанавливаются Налоговым кодексом:

  • на прибыль организации;
  • по НДС;
  • на имущество организаций;
  • по акцизам;
  • по НДФЛ;
  • по НДПИ;
  • резидентам ОЭЗ.

Региональные, соответственно, распространяются только в пределах конкретных регионов РФ и устанавливаются местными органами власти. Наиболее ярким примером является предоставление налоговых льгот инвесторам, заключившим с региональными властями инвестиционный договор. По условиям этого документа налогоплательщик может получить:

  • снижение ставки налога на имущество вплоть до 0 % в отношении объектов, приобретаемых или создаваемых для реализации инвестиционного проекта;
  • уменьшение ставки налога на прибыль, уплачиваемого в местный бюджет, до 13,5 %;
  • освобождение от уплаты транспортного налога;
  • снижение ставки земельного налога до 0 %.

Чтобы получить указанные преференции, инвестор обязан вложить собственные или заемные средства в создание, реконструкцию или модернизацию производственных мощностей в сфере обрабатывающей промышленности региона. Срок предоставления налоговых льгот, как правило, привязывается к периоду окупаемости инвестиционного проекта.

ДЛЯ КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕЙСТВУЮТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд налоговых льгот для компаний, осуществляющих деятельность в определенных сферах экономики. Приведем некоторые из них.

Льготы в сфере нефтедобычи

Эта категория налоговых преференций распространяется на компании, осуществляющие добычу из недр обессоленной, обезвоженной и стабилизированной нефти. Основной налог, который уплачивают нефтедобывающие предприятия, — это НДПИ. Налоговый кодекс предусматривает возможность обложения добытых полезных ископаемых по ставке 0 % (0 рублей) в следующих случаях:

  • в объеме нормативных потерь добываемых нефтепродуктов;
  • при извлечении из залежи на участке недр, расположенном в границах территориального моря, внутренних морских вод, на континентальном шельфе РФ или в российской части дна Каспийского моря. Актуально при соблюдении условий выработанности месторождений и отсутствия в учете на государственном балансе запасов полезных ископаемых в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ.

Нефтяные и нефтетранспортные компании уплачивают НДС по ставке 0 % в отношении услуг по транспортировке и перевалке нефти при экспорте.

Льготы для IT-компаний

С 2021 года IT-компании могут применять следующие налоговые льготы:

  • освобождение от уплаты НДС при реализации компьютерных программ и баз данных, если они внесены в единый российский реестр;
  • снижение до 3 % ставки налога на прибыль (вместо 20 %) для организаций, работающих на общей системе налогообложения;
  • уменьшение размера страховых взносов до 7,6 % (вместо 15 %).

Чтобы воспользоваться льготами, компания должна:

  • получить аккредитацию Минцифры;
  • включить свое ПО в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
  • соответствовать критерию не менее 90 % выручки от реализации ПО и БД;
  • иметь не менее семи сотрудников.
Читайте так же:
Можно ли перевести пенсию через госуслуги

Не знаете, рассчитывать ли вашему бизнесу на налоговые льготы? Просто оставьте нам заявку!

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В РАСЧЕТАХ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Консалтинговый центр RUSTAX оказывает помощь по вопросам применения и расчета налоговых льгот для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Суть услуги

RUSTAX подберет налоговые льготы для юридических лиц и ИП по всем видам платежей в бюджет, а также поможет реализовать возможность их использования.

  • Налог на прибыль. Снизим ставку до 0 %. Поможем в регистрации бизнеса в свободных экономических зонах (СЭЗ), особых экономических зонах (ОЭЗ), территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Поможем в получении льгот для медицинских, образовательных, социальных, сельскохозяйственных и IT-организаций.
  • НДПИ. Определим, вправе ли бизнес пользоваться преференциями. Например, участник региональных инвестиционных проектов вправе применять понижающий коэффициент по НДПИ в размере от 0 до 0,8. Резиденты Арктической зоны могут уменьшать сумму налога, исчисленного при добыче отдельных видов полезных ископаемых на сумму налогового вычета.
  • Налог на имущество. Узнаем, какие льготы установлены региональным законодательством для бизнеса. Например, в виде возможности не уплачивать налог, либо уплачивать его в меньшем размере для различных категорий.
  • НДС. Поможем получить льготную ставку. Определим перечень операций, освобождаемых от НДС, лиц, не являющихся плательщиками.
  • НДФЛ. Поможем воспользоваться правом на получение налоговых вычетов (имущественный, стандартный, социальный, инвестиционный), определим доходы, не подлежащие налогообложению (доходы отдельных категорий иностранных граждан, доходы, не относящиеся к доходам от источников в РФ).

Установление налоговых ставок и налоговых льгот

от 26 декабря 2011 года N 632-ПП

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Москвы от 27 октября 2020 года N 1823-ПП
____________________________________________________________________

В целях повышения качества управления финансами города Москвы Правительство Москвы

1. Утвердить Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законами города Москвы, согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики Шаронова А.В.

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 26 декабря 2011 года N 632-ПП

Порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок налогов, установленных законами города Москвы

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок устанавливает порядок проведения оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) в соответствии с законодательством города Москвы налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков и ставок налогов, зачисляемых в бюджет города Москвы (далее — налоговые льготы), в том числе последовательность действий Департамента экономической политики и развития города Москвы и других участников проведения такой оценки, а также требования к оформлению результатов проведенной оценки.

1.2. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот проводится в целях определения степени достижения задач, решение которых предполагалось при их предоставлении и к которым относятся:

1) стимулирование роста налогооблагаемой базы в целях обеспечения прироста налоговых платежей в бюджет города Москвы;

2) стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий в целях увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

3) государственная поддержка отраслей экономики и социальной сферы, в том числе инвестиционной и инновационной деятельности;

4) государственная поддержка производителей социально значимых видов продукции (работ, услуг) и создание благоприятных экономических условий для деятельности организаций, применяющих труд социально незащищенных слоев населения;

5) оказание финансовой поддержки организациям в решении приоритетных для города социальных задач;

6) оказание поддержки социально незащищенным категориям граждан.

1.3. Результаты оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот используются в целях:

1) разработки проекта закона города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и плановый период;

2) своевременного принятия мер по отмене или корректировке неэффективных налоговых льгот;

3) установления налоговых льгот.

1.4. Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот проводится путем расчетов, осуществляемых с использованием данных налоговой, статистической, финансовой отчетности, а также иной информации, позволяющей произвести необходимые расчеты при проведении оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

В качестве данных налоговой отчетности используется информация, получаемая от Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве в сроки, определяемые Соглашением о взаимодействии Федеральной налоговой службы и Правительства Москвы.

2. Показатели оценки эффективности налоговых льгот

Показателями оценки эффективности налоговых льгот являются:

2.1. Бюджетная эффективность налоговых льгот — влияние предоставления налоговых льгот на объемы доходов и расходов бюджета города Москвы.

Бюджетная эффективность налоговых льгот оценивается на основании:

1) сравнения эффекта от предоставления налоговой льготы, рассчитываемой как прирост налоговых поступлений в бюджет города Москвы в соответствующем финансовом периоде в связи с расширением налоговой базы по соответствующим налогам, ростом численности налогоплательщиков и иными подобными показателями, с суммой потерь бюджета города Москвы от предоставления налоговой льготы;

2) соотношения общего объема недополученных доходов по региональным и местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных законами города Москвы, к объему доходов от региональных и местных налогов, поступивших в бюджет города Москвы в отчетном финансовом году.

2.2. Социально-экономическая эффективность налоговых льгот последствия введения налоговой льготы, определяемые показателями, отражающими динамику производственных и финансовых результатов деятельности категории налогоплательщиков, которой предоставлена (планируется к предоставлению) налоговая льгота, и (или) показателями, подтверждающими создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение социальной защищенности населения.

Социально-экономическая эффективность налоговых льгот оценивается на основании влияния налоговой льготы на:

1) решение конкретных городских задач;

2) рост производства и инвестиционной активности в отраслях экономики города, на стимулирование которых направлена предоставленная налоговая льгота;

3) создание новых рабочих мест в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;

4) увеличение средней заработной платы работников в сфере деятельности, на которую распространяется налоговая льгота;

5) улучшение условий труда работников в сфере деятельности, на которые распространяется налоговая льгота;

Читайте так же:
Налоговая ставка устанавливается в виде

6) повышение доступности и качества услуг, оказываемых населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства, а также повышение уровня обеспеченности населения благоустроенными жилыми помещениями;

7) улучшение состояния окружающей среды в городе Москве.

3. Сроки проведения оценки эффективности налоговых льгот

Оценка эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот осуществляется в части:

1) предоставляемых налоговых льгот — ежегодно в срок не позднее трех месяцев со дня представления налоговыми органами информации о средствах, недополученных бюджетом города Москвы в связи с применением налогоплательщиками льгот, установленных законами города Москвы;

2) планируемых к предоставлению налоговых льготах — в сроки, обеспечивающие принятие и опубликование соответствующих законов города Москвы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством.

4. Порядок проведения оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот проводится Департаментом экономической политики и развития города Москвы.

4.2. Оценка эффективности предоставляемых налоговых льгот осуществляется по каждому налогу в разрезе категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы в виде:

1) уменьшения налогооблагаемой базы;

2) снижения налоговой ставки.

4.3. Для проведения оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот Департамент экономической политики и развития города Москвы вправе при недостаточности имеющейся в его распоряжении информации и (или) для ее подтверждения запрашивать у органов исполнительной власти города Москвы и других организаций сведения, на основании которых проводится оценка.

4.4. Результаты оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот оформляются в соответствии с положениями пункта 6 настоящего Порядка.

4.5. По итогам проведенной оценки эффективности предоставляемых налоговых льгот Департамент экономической политики и развития города Москвы готовит заключение:

1) о целесообразности сохранения предоставляемых налоговых льгот;

2) об отмене предоставляемых налоговых льгот;

3) о корректировке предоставляемых налоговых льгот.

4.6. Указанное заключение Департамент экономической политики и развития города Москвы представляет на рассмотрение Бюджетной комиссии Правительства Москвы.

Если по итогам рассмотрения вопроса на Бюджетной комиссии Правительства Москвы принимаются решения о целесообразности отмены или корректировки предоставляемых налоговых льгот, Департаментом экономической политики и развития города Москвы в установленном порядке готовится проект соответствующего нормативного правового акта города Москвы.

5. Порядок проведения оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот

5.1. Оценка эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы проводится инициатором введения налоговой льготы:

1) органом исполнительной власти города Москвы;

3) иным заинтересованным лицом, вносящим по собственной инициативе предложение об установлении налоговой льготы.

5.2. Предложение о предоставлении отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы и результаты оценки ее эффективности представляются инициатором введения налоговой льготы в Департамент экономической политики и развития города Москвы.

В предложения о предоставлении отдельной категории налогоплательщиков налоговой льготы включаются расчеты потерь бюджета города Москвы в результате реализации данного предложения и данные, на основе которых проводилась оценка эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы.

5.2.1. При подготовке предложений о предоставлении налоговой льготы отдельным категориям налогоплательщиков-организаций оцениваются в разрезе организаций, являющихся представителями категории налогоплательщиков, для которой предлагается предоставить налоговую льготу, следующие показатели:

1) доходы организации за отчетный период, к которым относятся суммы выручки от продаж, доходов от участия в других организациях, процентов к получению, прочих доходов, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)";

2) расходы организации за отчетный период, к которым относятся суммы себестоимости продаж, коммерческих расходов, управленческих расходов, процентов к уплате, прочих расходов, в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 года N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)";

3) фактическая налоговая нагрузка, определяемая как отношение суммы налога, исчисленного за отчетный период, к сумме полученного дохода за отчетный период;

4) планируемая налоговая нагрузка в условиях предоставления налоговой льготы, определяемая как отношение суммы налога в случае применения налоговой льготы к сумме планируемого дохода.

5.2.2. При подготовке предложений о предоставлении налоговой льготы отдельным категориям налогоплательщиков-физических лиц оцениваются по категории налогоплательщиков, которой предлагается установить налоговую льготу, следующие показатели:

1) численность налогоплательщиков;

2) величина налоговой базы, к которой относятся кадастровая стоимость земельных участков, инвентаризационная стоимость имущества физических лиц, мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы, валовая вместимость в регистровых тоннах, единица транспортного средства.

5.3. Результаты оценки эффективности планируемой к предоставлению налоговой льготы оформляются в соответствии с положениями пункта 6 настоящего Порядка.

5.4. По итогам проведенной оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот Департамент экономической политики и развития города Москвы готовит заключение:

1) о целесообразности предоставления налоговой льготы с обоснованием такого вывода;

2) об отсутствии целесообразности предоставления налоговой льготы с обоснованием такого вывода.

5.5. Указанное заключение Департамент экономической политики и развития города Москвы представляет на рассмотрение Бюджетной комиссии Правительства Москвы.

Если по итогам рассмотрения вопроса на Бюджетной комиссии Правительства Москвы принимаются решения о целесообразности предоставления налоговых льгот, Департаментом экономической политики и развития города Москвы в установленном порядке готовится проект соответствующего нормативного правового акта города Москвы.

6. Оформление результатов оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

6.1. Результаты оценки бюджетной и социально-экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот оформляются по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

6.2. Результаты оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот оформляются:

1) по предоставляемым налоговым льготам — Департаментом экономической политики и развития города Москвы;

2) по планируемым к предоставлению налоговым льготам — инициатором введения налоговых льгот.

Приложение
к Порядку

Результаты оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по состоянию на ____ 20__ года

Величина потерь бюджета города в результате применения льготы (тыс.рублей за год)

Читайте так же:
Перерасчет пенсии работающему пенсионеру после выхода

«Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 21 июня 2016 года провел заседание «круглого стола» на тему «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

В заседании «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также эксперты.

Обсудив вопросы установления налоговых льгот и их влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее.

Статьей 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В Налоговом кодексе Российской Федерации льготы реализуются в нескольких формах: в виде пониженной ставки в размере 10% вместо стандартной ставки 18% по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС), например, при реализации социально значимых товаров, вплоть до ставки 0% — при экспорте товаров; в форме выведения товаров из объектов налогообложения, например, по налогу на добычу полезных ископаемых метана угольных пластов; освобождения от налогообложения, например, от акцизов ввоза подакцизных товаров в портовую экономическую зону с остальной территории Российской Федерации; путем уменьшения налоговой базы на определенный размер вычетов, например, по налогу на доходы физических лиц в размере 2,0 млн. рублей при приобретении или строительстве жилья.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, в результате предоставления различного рода освобождений от уплаты налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2014 году не поступило доходов на сумму более 6,7 трлн. рублей. Сумма предоставленных льгот (преференций) по НДС составила 5 867,6 млрд. рублей, налогу на добычу полезных ископаемых – 420,3 млрд. рублей, налогу на имущество организаций – 191,0 млрд. рублей, налогу на прибыль организаций – 179,5 млрд. рублей, земельному налогу – 55,4 млрд. рублей, налогу на имущество физических лиц – 24,3 млрд. рублей. При этом эта сумма возросла с 2011 года более, чем в 1,5 раза.

Доля выпадающих доходов от применения налоговых льгот к совокупным налоговым поступлениям консолидированного бюджета Российской Федерации с 2011 по 2013 годы увеличилась с 42,8% до 65,1%. В 2014 году она снизилась до 53,5%, что обусловлено в основном, увеличением объема поступления НДС в связи с сокращением сумм возмещенного НДС при одновременном сокращении объема предоставленных преференций по банковским и страховым операциям.

По данным статистической налоговой отчетности, основную долю в общем объеме выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот и преференций занимают освобождения от налогообложения банковских и страховых операций (79,4% в 2014 году). А наибольшее количество льгот и преференций предоставлено федеральным законодательством в 2014 году по налогу на прибыль организаций (108) и НДС (87).

По целям введения налоговые льготы можно разделить на экономические, бюджетные и социальные. Среди них можно выделить те, которые оказывают стимулирующее воздействие на развитие определенных видов деятельности, проектов, территорий и т. п. По данным Счетной палаты Российской Федерации, из 359 налоговых льгот и преференций по состоянию на 1 января 2015 года 152 оказывают влияние на развитие экономики. Имеют социальную направленность и (или) не оказывают стимулирующего воздействия на экономику 142 налоговые льготы.

Министерством экономического развития Российской Федерации давно разработана методика оценки эффективности налоговых льгот. Однако на настоящий момент эта методика еще не утверждена и, соответственно, не применяется. По мнению участников «круглого стола», необходимо ускорить работу в этом направлении.

Кроме того, в связи с отсутствием на федеральном уровне типовой методики оценки эффективности налоговых льгот, предоставленных федеральными законами, и типовых методических рекомендаций по оценке эффективности налоговых льгот субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают и применяют различные критерии оценки предоставляемых льгот, а также осуществляют оценку выпадающих доходов при планировании консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Налоговые льготы являются налоговыми расходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. По информации Минфина России, в 2016 году запланированы разработка и утверждение подходов к систематизации налоговых и неналоговых расходов, внедрению их полноценного учета в рамках бюджетного процесса, оценке эффективности и принятию решений об изменении системы существующих налоговых и неналоговых льгот по каждому направлению.

На сегодняшний день уже проведена работа по инвентаризации и систематизации информации по широкому спектру налоговых льгот, освобождений и сборов, а также их отнесению к государственным программам Российской Федерации. Проведенный анализ выявил ряд направлений, по которым необходимо продолжить работу по регулярному учету и оценке эффективности налоговых и неналоговых расходов, совершенствованию отчетности и их полноценному учету в рамках государственных программ.

Потребуется внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части государственных программ, а также в бюджетное, налоговое и таможенное законодательство, в частности:

— ввести понятие «налоговых и неналоговых расходов» в Бюджетный кодекс Российской Федерации;

— законодательно обеспечить учет налоговых и неналоговых расходов в государственных программах Российской Федерации;

— разработать и утвердить общие методические подходы к оценке эффективности налоговых и неналоговых льгот и условия их применения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— провести оценку востребованности льгот и их влияния на экономический рост с целью принятия решения об их отмене или корректировке.

Участники «круглого стола» обращают внимание на то, что принятие законов о налоговых льготах и преференциях крайне редко сопровождается пояснительными записками с целями, критериями и сроками действия налоговых льгот и преференций, а также финансово-экономическими обоснованиями с указанием ожидаемого эффекта от их введения. Кроме того, ряд действующих налоговых льгот и преференций не были предусмотрены в проектах федеральных законов к первому чтению, а внесены в редакцию законопроектов ко второму чтению.

Читайте так же:
Реквизиты верх исетской налоговой для уплаты налогов

Так, например, при рассмотрении Федерального закона от 30 сентября 2013 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» был введен ряд налоговых льгот и преференций, среди которых установлен понижающий коэффициент по налогу на добычу полезных ископаемых, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого, применяемого участником регионального инвестиционного проекта (внесен в редакцию законопроекта только ко второму чтению в Государственной Думе).

Таким образом, необходим более взвешенный подход и тщательное согласование позиций между субъектами законодательной инициативы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях при подготовке изменений федерального законодательства по вопросам совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектов в части налоговых льгот.

Серьезной проблемой для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются льготы по региональным и местным налогам, установленные федеральным законодательством. В 2014 году сумма указанных льгот, по данным Минфина России, составила 495,6 млрд. рублей (17,0% налоговых доходов региональных бюджетов). При этом следует иметь в виду, что в этих суммах не учитываются предусмотренные федеральным законодательством возможные изъятия из объектов налогообложения, с учетом которых объем льгот будет еще больше.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своих постановлениях неоднократно поднимал вопрос о разработке механизма компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления налоговых льгот, установленных федеральным законодательством, либо об отмене указанных льгот.

С 2013 года началась поэтапная отмена налоговых льгот в отношении имущества субъектов естественных монополий (железнодорожных путей, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи) с постепенным увеличением ставки с 0,4% в 2013 году до 2,2% в 2019 году. А в 2012 году по инициативе членов Совета Федерации был принят федеральный закон, согласно которому были отменены льготы по земельному налогу в отношении участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Однако и сейчас в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены федеральные льготы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогу, что приводит к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Участники «круглого стола» отмечают, что такое освобождение от налогообложения является поддержкой отдельных категорий налогоплательщиков за счёт региональных и местных бюджетов, которая осуществляется без целевого характера. В частности, речь идет о льготах по налогу на имущество учреждений уголовно-исполнительной системы, фармацевтических организаций, коллегий адвокатов и адвокатских бюро, автомобильных дорог общего пользования.

В настоящее время Правительством Российской Федерации принято решение о введении до 2018 года ограничений на установление федеральным законодательством новых налоговых льгот по региональным и местным налогам.

Учитывая вышеизложенное, участники «круглого стола» рекомендуют:

1. Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос о поэтапной отмене начиная с 2018 года налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством, либо компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от предоставления таких льгот исходя из суммы выпадающих доходов на основании статистической налоговой отчетности за год, предшествующий году формирования проекта федерального бюджета;

— утвердить методику оценки эффективности налоговых льгот, разработанную Министерством экономического развития Российской Федерации;

— подготовить предложения по отмене неэффективных налоговых льгот, а также ввести мораторий на введение новых льгот после завершения работы по их инвентаризации и систематизации;

— разработать проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий исключительное право законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации на установление льгот по региональным налогам и представительных органов муниципальных образований на установление льгот по местным налогам;

— рассмотреть вопрос о сокращении переходного периода применения пониженных ставок налога на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;

— внести предложения по введению ограничений на учет убытков участников консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

— разработать механизм, стимулирующий субъекты Российской Федерации к росту собственного налогового потенциала;

— рассмотреть вопрос о замене налоговых льгот выделением дотаций из федерального бюджета.

2. Законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

проводить мониторинг эффективности действующих и планируемых к введению налоговых льгот и работу по оптимизации их количества.

3. Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам:

разработать проект федерального закона, уточняющий порядок и периодичность внесения изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации;

внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие обязательное рассмотрение проектов федеральных законов, устанавливающих (отменяющих) льготы по налогам и сборам, либо изменяющих налоговые ставки, на трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

Установление и использование льгот по налогам и сборам

Предусмотрены определенные преимущества для налогоплательщиков и тех, кто уплачивает налоговые сборы, перед другими плательщиками.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.
Читайте так же:
Маленькая сумма алиментов что делать

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН – упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер — они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию