Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выездная налоговая проверка может быть продлена

Приложение 2. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки

1. Срок проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки в соответствии с пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

2. Согласно пункту 6 статьи 89 Кодекса выездная (повторная выездная) налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

3. Согласно пункту 5 статьи 89.1 Кодекса выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок увеличивается на число месяцев, равное числу участников консолидированной группы налогоплательщиков (помимо ответственного участника этой группы), но не более чем до одного года.

4. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться:

1) проведение проверок налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

4) проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

четыре и более обособленных подразделений — до четырех месяцев;

менее четырех обособленных подразделений — до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

десять и более обособленных подразделений — до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентом в установленный в соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

5. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки налоговым органом, проводящим проверку, в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России:

при продлении срока повторной выездной налоговой проверки, проводимой управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам;

при продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки, проводимой ФНС России. В этом случае мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки представляется руководителю (заместителю руководителя) ФНС России руководителем проверяющей группы (бригады).

В остальных случаях решение о продлении срока выездной (повторной выездной) налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Какой срок проведения выездной налоговой проверки?

Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка

Сроки выездной налоговой проверки регулируются п. 6 и абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, содержащимся в этих пунктах, продолжительность выездной проверки не должна превышать 2 месяцев для организации в целом и 1 месяца для отдельной проверки филиала или представительства.

Правда, эти сроки разрешено продлевать до 4 месяцев, а в порядке исключения и до 6. Подробнее об этом говорится в письме Минфина России от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516 (п. 2). Иногда случается, что с учетом приостановления общая продолжительность контрольных мероприятий может достичь года, а то и больше.

Временные рамки выездной налоговой проверки таковы:

  • ее началом, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда принято решение о начале проверки.
  • окончанием, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда составлена справка о проведении налоговой проверки.

Продление срока выездной проверки

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) указала, что продлевать срок проведения выездной проверки можно, и не раз. Однако для этого нужны веские основания, которые приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Для каких выездных налоговых проверок предусмотрены специальные сроки пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переодите к Готовому решению бесплатно.

Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Для проведения выездной налоговой проверки ООО «Омега» вначале предусматривался 2-месячный срок. Однако после начального изучения материалов решением руководства инспекции срок продлен до 4 месяцев. Но далее оказалось, что нужны сведения от контрагентов. Налоговый орган по прошествии 3,5 месяца проверки приостановил ее. С точки зрения законности действия ИФНС сомнений не вызывают.

Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:

  • Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
  • Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.
Читайте так же:
Где взять решение суда о взыскании алиментов

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки

Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Основания). Приведем их вкратце:

1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.

2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.

3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.

4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.

5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.

6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:

  • с продолжительностью проверяемого периода;
  • объемом документов, которые надо проверить;
  • количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
  • количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
  • разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
  • сложностью технологических процессов;
  • иными обстоятельствами.

О перечне документов, которые налоговики вправе требовать от проверяемой организации, читайте в материале «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Что такое исключительный случай

Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.

Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:

  • «Регистрация обособленного подразделения в 2019 — 2020 годах — пошаговая инструкция»;
  • «Открываем обособленное подразделение при УСН».

В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.

Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.

Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.

Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:

  • покинуть территорию налогоплательщика;
  • перестать требовать у налогоплательщика документы;
  • вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.

В письмах от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.2) список запретов расширен. Налоговикам в период приостановки запрещено, кроме сказанного:

  • производить выемку документов и предметов;
  • производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
  • знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Что разрешено делать инспекторам в период приостановления

Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.

Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.

Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.

За неделю до окончания 2-го месяца выездной проверки ООО «Омега» налоговая инспекция приостановила ее на 2 месяца для истребования информации у контрагентов данной компании. После того как срок приостановления истек, приняты следующие решения:

1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.

2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.

Решения налоговых инстанций вполне правомерны.

Итоги

Установленный в ст. 89 НК РФ срок выездной проверки (2 месяца) может продлеваться до 4 месяцев: если проверяется крупный налогоплательщик, на территории компании произошло стихийное бедствие, в структуре проверяемого лица несколько обособленных подразделений и в некоторых других случаях.

Читайте так же:
Можно ли со спецсчета оплатить налоги

В исключительных случаях срок выездной проверки допускается продлевать до 6 месяцев: если у проверяемой фирмы 10 и более обособленных подразделений и в иных случаях по усмотрению налоговиков с учетом конкретных обстоятельств.

НК РФ допускает приостановление выездной проверки с последующим ее продолжением. В этот период налоговики обязаны покинуть территорию налогоплательщика, не могут производить выемку документов и предметов, осуществлять ряд иных процедур, право на которые возникает только в период проведения выездной проверки.

Выездная налоговая проверка может быть продлена

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 21 декабря 2017 года N СА-4-9/26102@

[О правомерности продления срока выездной налоговой проверки до 6 месяцев]

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Продление срока выездной налоговой проверки до 6 месяцев обусловлено необходимостью получения информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки, а также большим объемом проверяемых и анализируемых документов.

Позиция налогоплательщика: Общество не располагает данными о каких-либо совершенных им нарушениях налогового законодательства и, соответственно, об информации, которая может подтвердить их наличие, в связи с чем продление срока проведения проверки до 6 месяцев является необоснованным.

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе: В соответствии с пунктом 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 2 приложения N 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ основаниями продления выездной налоговой проверки до четырех и (или) шести месяцев могут являться получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки, а также иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 1434-О-О (далее — Определение от 09.11.2010 N 1434-О-О) указано, что при проведении выездной налоговой проверки исходя из потребности в обеспечении, с одной стороны, учета интересов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), связанных с самостоятельным и беспрепятственным осуществлением предпринимательской деятельности, а с другой стороны — эффективности мероприятий по проверке исполнения налогоплательщиками своей налоговой обязанности, федеральный законодатель установил в абзаце первом пункта 6 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации общее правило, согласно которому срок выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев, и предусмотрел, что данный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

Данное законоположение само по себе не может рассматриваться как недопустимое ограничение конституционных прав и свобод граждан, поскольку направлено на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки и служит целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Что касается используемого в оспариваемом положении понятия "исключительный случай", то оно, как и всякое оценочное понятие, наполняется содержанием в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом толкования этих законодательных терминов в правоприменительной практике, однако не является настолько неопределенным, чтобы препятствовать единообразному пониманию и применению соответствующих законоположений.

В пункте 4 Определения от 09.11.2010 N 1434-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, указывая в пункте 6 статьи 89 Кодекса, что основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, законодатель оправданно отказался от определения закрытого перечня таких оснований, имея в виду многообразие возможных ситуаций, при которых налоговым органам требуется дополнительное время для завершения процедуры выездной налоговой проверки. В противном случае это могло бы воспрепятствовать налоговым органам в осуществлении их полномочий по полному и всестороннему налоговому контролю, сделать налоговую проверку формальной и неэффективной.

Кроме того, порядок принятия решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки предполагает осуществление ведомственного контроля вышестоящим налоговым органом и возможность отклонения запроса налогового органа, проводящего проверку, при его немотивированности либо при отсутствии достаточных оснований для продления.

Согласно информации, представленной Управлением, 23.10.2017 Управлением на основании мотивированного запроса Инспекции от 09.10.2017 срок проведения выездной налоговой проверки Общества продлен до шести месяцев.

Читайте так же:
Написание рапорта на пенсию мвд

В качестве оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки в Решении указаны:

— получение информации, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки;

— большой объем проверяемых и анализируемых документов.

В соответствии с приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ указанные обстоятельства являются основаниями для продления срока проведения выездной налоговой проверки.

При этом ФНС России отмечает, что должностные лица налоговых органов самостоятельно определяют тот объем контрольных мероприятий, который необходимо провести в рамках налоговой проверки. Налогоплательщик не вправе указывать на целесообразность и необходимость тех или иных действий налогового органа, осуществляемых в связи с проводимой налоговой проверкой. Основания для продления срока проведения налоговой проверки, равно как и вопрос необходимости, целесообразности проведения соответствующих мероприятий налогового контроля, не может рассматриваться в качестве обоснованности или необоснованности продления срока проведения выездной проверки, поскольку только налоговый орган в лице проверяющего инспектора определяет объем контрольных мероприятий, а также необходимость получения дополнительных документов.

Учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 09.11.2010 N 1434-О-О, ФНС России считает, что действия Управления по продлению срока проведения выездной налоговой проверки Общества направлены на обеспечение всестороннего и наиболее полного проведения налогового контроля при проведении выездной налоговой проверки Общества и служат целям определения правильности исчисления, полноты и своевременности внесения данным налогоплательщиком налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.

С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

В рамках «регуляторной гильотины» принят Закон, который существенно изменит процедуру проверок бизнеса. Его задача –устранить недостатки действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса.

Пробежимся по основным изменениям.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В законе установили, что проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля недопустима.

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Все проверяющие смогут следить за проверкой в режиме реального времени в онлайне.

Для этого будут созданы:

  • Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • Информационная система досудебного обжалования;
  • Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

То есть оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа больше не будет зависеть от:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.

Определены способы сокращения количества проверок

Новый закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Новые виды контроля по замыслу законодателя потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. По действующим сегодня правилам проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Читайте так же:
Возврат налога за зубы список документов

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Вступление в силу и переходные положения

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным старым Законом.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам нового Закона без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии со старым Законом. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Выездная налоговая проверка: когда ждать?

Свежая статистика по вопросу ВНП (выездных налоговых проверок) говорит о том, что таких проверок становится меньше, а денег по их результатам собирается больше. Дело в том, что согласно утвержденной концепции планирования ВНП, проверке предшествует мощная расследовательско-аналитическая работа налоговиков в отношении налогоплательщика. Но значит ли это, что с проверкой теперь приходят только к самым отъявленным нарушителям налогового законодательства. Подробности в нашей статье.

В феврале 2021 года руководство ФНС России публично озвучило итоги работы налоговых органов в 2020 году. В докладе отдельной «строкой» были упомянуты и результаты выездных налоговых проверок. Согласно налоговой статистике, число выездных налоговых проверок в 2020 году сократилось на 30% — примерно до 6 тысяч. Проведенные проверки, по данным ФНС, дополнительно принесли в бюджет около 300 млрд руб., причем более 50% из этих поступлений, а если точнее – 158 млрд руб., были получены за счет проведения расследовательско-аналитической работы ведомства.

300 млрд руб. – принесли в бюджет страны в 2020 году налоговые проверки.

1,8 трлн. руб. — составляла задолженность по налогам и страховым взносам в госбюджет на 01.01.2021 г.

Снижение числа проверок налоговики связывают с двумя причинами – мораторием на проверки МСП в период пандемии, а также с усилением работы по выявлению тех налогоплательщиков, по платежам которых есть вопросы.

Выездным налоговым проверка посвящена отдельная статья НК РФ (части первой) под номером 89 «Выездная налоговая проверка».

Факторы риска, которые могут привести к ВНП.

Выездная проверка, как говорят сами налоговики, это крайняя мера налогового контроля. Это своего рода ревизия, которую налоговые инспекторы проводят на территории предприятия налогоплательщика. В ходе выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан предоставить проверяющим доступ к материалам, связанным с начислением и уплатой налогов.

Налоговую проверку не нужно путать с отдельными мерами налогового контроля, например, с такими как истребование у налогоплательщика и его контрагентов документов и информации, проведение допросов свидетелей и т.п. Проведение таких мероприятий не является налоговой проверкой.

В зону особого внимания налоговых органов попадают организации и ИП, в деятельности которых просматриваются схемы ухода от налогообложения.

Что является фактором риска для налогоплательщика:

  • низкая налоговая нагрузка
  • убытки на протяжении нескольких налоговых периодов,
  • высокий налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость,
  • среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации,
  • низкая рентабельность проданных товаров, оказанных работ и услуг по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

654645.png

В последнее время налоговики стали чаще обращать внимание и на другие факторы риска, такие как массовый адрес, отсутствие основных средств, транзитные платежи и т.п.

Предпроверочный анализ по всем фронтам.

Федеральная налоговая служба – одна из наиболее подкованных в вопросе цифровизации структур. В ФНС непрерывно поступают огромные массивы данных, большая часть из которых оцифрована и обрабатывается в автоматическом режиме. Усиление аналитического блока налоговой службы позволяет ей оперативно и массово изучать, выявлять нестыковки и факторы риска в отчетности.

Читайте так же:
Досрочная пенсия со стажем 37 лет

Если налогоплательщик попадает в зону риска, по нему начинается предпроверочный анализ. Для пристального изучения налогоплательщиков используются как внутренние данные, так и внешние. В частности, многочисленные информационные ресурсы ФНС, различные жалобы и заявления граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и других контролирующих органов о невыплате зарплаты или выплате ее в конвертах, неоформлении должным образом трудовых отношений и т.п. Также ФНС использует данные из СМИ, информационных ресурсов компаний, социальных сетей и т.п. Все данные по налогоплательщику заносится в программу АИС Налог-3.

Например, за 2018 год поступления НДС увеличились на 16%. Увеличение поступлений произошло не за счет роста начислений по налогу, а за счет уменьшения налоговых вычетов. Как утверждают сами налоговики, ключевую роль в этом сыграло налоговое администрирование, проведение выездных проверок по НДС.

Не лишиться налогового вычета из-за нерадивого контрагента призвано помочь решение СБИС Проверка контрагентов. СБИС формирует индекс надежности вашего контрагента, в нем доступна бухотчетность по всем компаниям, статистика участия в судах и другая информация, которая поможет избежать ошибок при выборе и работе с контрагентами.

Если предпроверочный анализ не в пользу налогоплательщика, то его вносят в план выездных налоговых проверок.

Перед проверкой вызывают на беседу.

Согласно свежим пояснениям ФНС в письме за март 2021 года (Письмо Федеральной налоговой службы от 10 марта 2021 г. № СД-19-2/141 «О целесообразности проведения выездной налоговой проверки»), такой проверке как правило предшествует вызов налогоплательщика на беседу в инспекцию.

До назначения выездной налоговой проверки чаще всего инспекция уведомляет налогоплательщика о выявленных в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности рисках и приглашает налогоплательщика на территорию инспекции на встречу для пояснения по возникшим вопросам. Еще такие встречи называют комиссиями, рабочими группами и т.п.

На встречу налогоплательщика приглашают через уведомление. В уведомлении инспекция обязана указать основание для приглашения налогоплательщика.

Если налогоплательщик не является на встречу или его доводы не убеждают инспекцию, то данный налогоплательщик утверждается в плане ВНП.

У налогоплательщика нет права попросить перенести выездную налоговую проверку, также нет права и на то, чтобы в ходе проведения ВНП потребовать ее приостановки.

Как проходит проверка.

Согласно НК, выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

Что должно быть указано в решении о ВНП:

  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика,
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке,
  • периоды, за которые проводится проверка,
  • ФИО и должности сотрудников налоговой, которые будут проводить выездную налоговую проверку.

не более 3 календарных лет – составляет ограничение периода проверки. Трехлетний отчет идет с года, по которому принято решение о проведении проверки.

2 месяца – составляет максимальное время проведения выездной налоговой проверки. Указанный срок может быть увеличен до 4 месяцев, а в некоторых случаях — до 6 месяцев.
1 месяц – максимальный срок проведения самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган имеет право проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Какие действия вправе предпринимать инспекторы в ходе ВНП:

  • истребовать документы компании,
  • истребовать документы у контрагентов проверяемой компании,
  • изымать документы у налогоплательщика,
  • проводить осмотры помещений,
  • проводить допросы свидетелей,
  • проводить экспертизы с привлечением экспертов,
  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика.

Основания для приостановки ВНП:

  • истребование документов,
  • проведение экспертизы,
  • перевод документов на русский язык,
  • получения информации от иностранных государственных органов.

Приостановить ВНП можно только единожды, на срок не более чем 6 месяцев. Еще на три месяца приостановка может быть продлена в случае длительного ожидания информации от иностранных государственных органов. Приостановка и возобновление ВНП обязательно должны быть проведены решением руководителя налогового органа.

В последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке. Налогоплательщик должен принять ее под подпись. По результатам ВНП в течение 2 месяцев должен быть составлен акт налоговой проверки. Акт составляется как при обнаружении нарушений, так и при отсутствии выявленных нарушений.

90% проверок выявляют нарушения налогового законодательства.

Подстелить соломки.

Избежать общения с налоговыми инспекторами на своей территории возможно. Правило простое, оно давно сформулировано: «знал бы где упасть, соломки бы подстелил». Вовремя понять, где может быть падение, призваны электронные сервисы СБИС.

СБИС Финансовый анализ дает экономическую и финансовую оценку работы компании, позволяет выбрать правильную налоговую политику. А СБИС Электронная отчетность позволяет не раздражать лишний раз налоговую неточными и несвоевременными отчетами, помогает избежать штрафов и оперативно реагировать на запросы со стороны инспекции. Упомянутое выше в статье решение СБИС Проверка контрагентов позволяет избежать проблем, которые могут возникнуть по вине партнера. Зачастую такие проблемы не лежат на поверхности и при первом приближении не видны

Подробнее о том, как подключиться к СБИС и избежать общения с налоговыми инспекторами на своей территории, вам готовы рассказать наши специалисты.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию