Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Выездная налоговая проверка предупреждают ли заранее

Выездная налоговая проверка предупреждают ли заранее

Обычно предприниматели сталкиваются с четырьмя контролирующими органами. Налоговая следит за налогами, Роспотребнадзор за правами потребителей, трудовая инспекция за правами сотрудников, МЧС — за пожарной безопасностью. В этом уроке мы расскажем о налоговой, в следующем — обо всех остальных.

Филипп зашёл в квартиру и положил конверт на стол. От налоговой — неужели он что-то недоплатил? Внутри конверта оказался лист бумаги с заголовком «Повестка о вызове на допрос в налоговую». Перед глазами промелькнуло подземелье, прикованные ноги и человек с раскалённым клеймом. Стоп, дальше сказано: «в связи с проверкой контрагента». Налоговой интересен не он, а его контрагент. Вот только какой из 100?

Филипп включил компьютер и сходил на кухню за чаем. Открыл файлик с финансами и пошёл по списку. Да, есть пара подозрительных типов: один предлагал обналичку, второй хвастался оптимизацией налогов. С половиной он расплачивался со Сбербанка. Блин! Здесь его и прижмут. Надо придумать, почему он получает деньги от физлиц. У него есть неделя. Или вообще ничего не говорить? Не свидетельствовать против себя? Он имеет право по Конституции. Дурацкое чувство, как будто он в бегах от полиции. А может быть, и бояться нечего.

1. Не подготовитесь к проверке, хотя могли

2. У вас найдут нарушения, о которых вы даже не знали

3. Испортите отношения с госорганами

КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА

Предприниматели сталкиваются с налоговой чаще всего. Когда заканчивается срок сдачи отчётов, она подводит итоги года. Больше всего проверок проходит без поездок к налогоплательщикам. Инспекторы анализируют сведения, которые у них уже есть. Это называется камеральной проверкой.

Программа налоговой автоматически проверяет ошибки расчётов. Если налог занижен, она отправляет предпринимателю письмо. Просит исправить расчёт и пересдать декларацию.

Обычно предприниматели занижают налоги не по ошибке, а специально. Налоговая находит нарушителей без труда. Ей помогают статистика и доступ к банковским выпискам чек или упаковку.

Например, Василий работает парикмахером в Москве. Он задекларировал 300 000 дохода в год. Программа подсказывает инспектору, что другие парикмахеры без сотрудников зарабатывают больше. Инспектор смотрит платежи по расчётному счёту — и видит миллионы. Василий точно получит письмо от налоговой.

Какие именно платежи предприниматель скрывает? Чтобы разобраться, налоговая просит предпринимателей принести в инспекцию документы. Все предприниматели на УСН ведут книгу учёта доходов и расходов (КУДиР) — её обычно и просят взять с собой. От «Доходов минус расходов» ждут документов, которые подтверждают расходы, например, накладных.

Налоговая контролирует и платежи по патенту. Этот налог рассчитывают на основе показателей, которые зависят от вида бизнеса. Например, в розничной торговле налог зависит от площади торгового зала. Поэтому налоговики просят предпринимателей прийти с договором аренды.

Когда получите требование от налоговой, лучше сразу отреагировать. Чтобы ответить на вопросы, у вас есть 5 дней. Чтобы прийти с документами или отправить их заказным письмом — 10 дней. За опоздание начисляют штраф 5000, а при повторном нарушении — 20 000 рублей.

Если предприниматель знает о нарушениях, дожидаться результатов проверки не стоит. Лучше сразу после получения требования доплатить налог и пересдать декларацию. В этом случае можно избежать штрафа. Он большой: 40% от суммы недоплаченного налога.

Встречная проверка

Когда налоговая проверяет компанию, она ищет нарушения разными способами: заходит на сайт компании, пробивает родственников руководителей, общается с другими контролирующими органами. В том числе запрашивает документы у партнёров компании. Это называется встречной проверкой.

Читайте так же:
Как проверить готовность внж

Предпринимателей просят прийти или прислать почтой все документы по сделке с партнёром: договоры, накладные, акты и счета-фактуры. Отреагировать стоит в течение 5 дней, иначе оштрафуют. Если документов нет, налоговая всё равно ждёт ответ.

ДОПРОС В НАЛОГОВОЙ

Налоговая может расспросить представителей компании о каком-нибудь нарушении. Для этого компании присылают повестку о допросе свидетеля, и в ней указывают причину проверки.

Самая популярная причина допроса — фиктивные сделки. Компанию подозревают в обналичке денег или незаконном уменьшении НДС. Обычно налоговики спрашивают, как компания выбрала контрагента, в чём заключалась сделка, как контактировали с контрагентом, как получали и где хранили товары.

Штраф за неявку небольшой, 1000 рублей. Но прийти в инспекцию стоит, чтобы не попасть на выездную проверку. Все вопросы и ответы налоговики зафиксируют в протоколе. Когда допрос закончится, проверьте его: если найдёте ошибку, попросите исправить её.

ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА

При выездной проверке представители налоговой приезжают к предпринимателю. Они имеют право посмотреть все документы, которые связаны с уплатой налогов. Такая проверка стоит дорого: инспекторы тратят время на подготовку, проверку документов и оформление результатов. Поэтому налоговая проверяет меньше 1% предпринимателей, обычно — самых крупных.

К малому бизнесу налоговая приходит редко. Переживать стоит только компаниям, которые активно занимаются обналичкой и уходом от НДС.

Узнать о проверке заранее невозможно. Налоговая не публикует план проверок и не обязана предупреждать предпринимателей. Обычно налоговики приходят внезапно, чтобы компания не успела скрыть нарушения.

Что делать, если пришла выездная проверка

Компании стоит проверить, имеют ли налоговики право проверять компанию. Пусть инспекторы покажут служебные удостоверения и решение о проверке. В решении должны быть указаны те же люди, иначе проверку проводить нельзя. Затем лучше помогать контролёрам, чтобы избежать подозрений.

Запирать дверь перед налоговиками нельзя. Они оформят штраф за «воспрепятствование доступу» по ст. 19.4.1 КоАП и придут снова.

ЧТО ЗАПРЕЩЕНО КОНТРОЛЁРАМ

1. Запрашивать сторонние документы.

Сотрудники налоговой имеют право просматривать только документы, которые связаны с целью проверки. Предприниматель может не показывать остальные документы или даже спрятать на всякий случай.

2. Запрашивать старые документы.

Компании отвечают за нарушения 4 года. Если нарушение произошло раньше, за него нельзя оштрафовать. Компании даже не обязаны хранить документы по сделкам, которые произошли так давно.

3. Уносить оригиналы документов.

В любом случае оригиналы хранятся у предпринимателя. Если сотрудники налоговой захотят взять документы с собой, они сделают фотографии или копии.

Проверка будет длится максимум 2 месяца. Это срок от даты решения о её начале до справки о её результатах. В исключительных случаях проверку продляют: если налогоплательщик затягивает сроки или нашлись нарушения, которые требуют дополнительной проверки.

Как оспорить результаты проверки

Выездная проверка завершается справкой о её результатах. Затем в течение двух месяцев налоговая присылает акт выездной проверки. Если предприниматель согласен с результатами, он просто подписывает акт. Если не согласен — в течение 15 рабочих дней пишет официальное письмо руководителю налоговой. Объясняет, почему доначисления и штрафы должны быть меньше, и прикладывает подтверждающие документы.

Что делать после проверки

Когда компания согласна с актом выездной проверки или не смогла опровергнуть его, остаётся принять требования налоговиков. В акте приведён список нарушений и рекомендаций — лучше им следовать. После проверки налоговики внимательно наблюдают, как компания исправляется и насколько правильно платит налоги. При новых нарушениях возможна проверка в следующем году.

/// СОВЕТЫ ///

Налоговая проверяет всех предпринимателей. Когда вы сдаёте декларацию, она сравнивает вас с другими налогоплательщиками и заглядывает в платежи на расчётном счёте. Если честно платите налоги, проверка пройдёт невидимо.

Читайте так же:
Руководитель не отпускает в отпуск что делать

Налоговая может спросить: почему доходы большие, а налоги маленькие? Ответьте в течение 5 дней. Если вас просят прислать документы — в течение 10 дней. За опоздание штрафуют на 5000 рублей.

Налоговая может вызвать на допрос. Не бойтесь, это не допросы со следаками из сериалов. Просто инспектор считает некоторые сделки фиктивными. Будьте готовы рассказать о них.

К вам вряд ли придёт выездная проверка. Налоговой невыгодно проверять малый бизнес.

Как планируются налоговые проверки

Любую организацию или индивидуального предпринимателя интересует, насколько велика вероятность налоговой проверки, когда его бизнес подвергнется столь серьезному испытанию. Практика показывает, что по результатам таких проверок, как правило, доначисляются недоимки по налоговым платежам, штрафы и пени в значительном размере и лишь 7 % налогоплательщиков избегают доначислений.

Расскажем, по каким критериям обычно составляется план налоговых выездных проверок, у каких организаций имеются риски попасть в этот план.

План налоговой проверки готовится на основе предпроверочного анализа деятельности организации и утверждается управлением ФНС. Такой анализ проводят аналитики. Это могут быть отделы или специально созданные группы в налоговой инспекции.

Как проводят предпроверочный анализ?

В рамках предпроверочного анализа аналитики изучают информацию о компании, полученной как из внешних, так и внутренних источников. Схема проведения анализа представлена на рис. 1.

У банка, в котором открыты счета организации, запрашивается расширенная выписка за проверяемый период, внимательно изучаются контрагенты компании — претендента на проверку. Кроме этого, инспекторы изучают общедоступную информацию, размещенную на интернет-ресурсах или в средствах массовой информации, на официальном сайте компании.

Предпроверочный анализ данных об организации на основании внутренних источников представлен в табл. 1, из внешних — в табл. 2.

После проведенного анализа составляется заключение. Заключение аналитиков содержит рекомендации по выездным проверкам и предполагаемые суммы доначислений по результатам проверок.

Расчет суммы предполагаемых доначислений

Суммы предполагаемых доначислений по результатам проведенного анализа могут быть рассчитаны по следующим основаниям (табл. 3).

Для наглядности приведем примеры ситуаций, которые могут заинтересовать налоговых инспекторов.

Пример 1

Данные организации по Отчету о финансовых результатах и декларации по налогу прибыль приведены в табл. 4. Сравним их и оценим риски.

Как видим, доход в декларации по прибыли меньше дохода, отраженного в Отчете о финансовых результатах, а расходы в декларации превышают расходы в бухгалтерской отчетности. Прибыль в бухгалтерском учете составляет 1500 тыс. руб., а в налоговом — всего 10 тыс. руб.

По такой отчетности налоговые аналитики могут доначислить налог на прибыль следующим образом:

1. Рассчитаем разницу между суммой доходов и суммой расходов в бухгалтерской отчетности и налоговой декларации по формуле:

(стр. 010 формы № 2 + стр. 2340 формы № 2 – стр. 010 декларации – стр. 020 декларации) – (стр. 2120 формы № 2 + стр. 2350 формы № 2 + стр. 2150 формы № 2 – стр. 030 декларации – стр. 040 декларации) = (25 350 + 2750 – 25 350 – 1750) – (20 000 + 4450 + 2150 – 24 850 – 2240) = 1000 – (–490) = 1490.

2. Умножим полученную разницу на ставку налога на прибыль:

1490 тыс. руб. × 20 % = 298 тыс. руб.

Доначисления по налогу на прибыль составят 298 000 руб.

Обязаны ли налоговики предупреждать о налоговых проверках?

План налоговых проверок составляется исключительно для личного пользования. Узнать, на законных основаниях включена организация в него или нет, нельзя, так как план является конфиденциальным документом. Даже для самих сотрудников доступ к сведениям, содержащимся в плане, ограничен и строго регламентирован.

Читайте так же:
Налоговая система виды и функции налогов

Соответственно, обязанности предварительно ознакомить компанию с намерением провести выездную налоговую проверку у налогового органа нет. Об этом неоднократно упоминалось ранее в письмах ФНС, например, от 18.11.2010 № АС-37-2/15853, 04.04.2008 № ШТ-6-2/255@, а также в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 06.09.2011 № А28-2594/2011.

Как узнать о готовящейся выездной проверке?

Бывают ситуации, когда налоговики сами сообщают о своих планах. Например, если руководство компании своевременно сможет подготовить необходимые документы к проверке, то в ходе самой налоговой проверки не нужно будет тратить время на их сбор.

Предупредить о грозящей проверке могут контрагенты компании — поставщики (или покупатели), сообщив о том, что у них в числе прочих запрашивают документы в отношении сделок с вашей компанией.

Сведений о проверке могут поступить из банка — сотрудники банка могут сообщить, что инспектор интересуется движением денежных средств на счетах вашей компании, в частности основаниями поступления денег на расчетный и/или валютный счет и куда списываются деньги с данного счета.

Все это может стать сигналом для компании, так как на этапе предпроверочного анализа налоговики исследуют все связи налогоплательщика на наличие в них схем уклонения от налогообложения, мнимых или притворных сделок.

А. Анисимова,
эксперт

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 11, 2019.

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке

Должна ли ИФНС предупреждать о проверке

Сотрудники ФНС в соответствии с Налоговым кодексом имеют право проводить два вида проверок: выездные и камеральные.

Особенности проведения выездной проверки

Перед тем как провести выездную проверку, сотрудники налоговой должны иметь на руках соответствующее решение руководителя ФНС или его заместителя. После этого у налогоплательщика возникает резонный вопрос: должна ли налоговая предупреждать о проверке? Ответ на этот вопрос дает ст. 89 Налогового кодекса РФ.

Согласно ей в своем решении о проведении выездной проверки ФНС обязана предупредить налогоплательщика, каких именно налогов будет касаться проверка и в течение какого срока она будет происходить.

Пункт 3 ст. 93 НК РФ обязывает налоговый орган указать в уведомлении о предстоящей выездной проверке список документов, которые должны быть представлены плательщиком налога. На их подготовку ему будет дано 10 суток.

Основания для выездной проверки

Форма решения руководителя ФНС о проведении такого мероприятия предусмотрена Приложением 3 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-2/[email protected] от 08.05.2015 г. Выездная проверка проводится по местонахождению компании, как это предусматривает абз. 1 п. 2 ст. 89 НК РФ.

Важно! Если компания является крупным плательщиком налогов, то ФНС вправе назначить проверку по месту постановки на учет, а не по месту нахождения.

Критерии выбора компании, в которой будет проводиться выездная проверка

Налоговый кодекс не устанавливает конкретных критериев, которыми должна руководствоваться ФНС при выборе компании для проверки. Тем не менее существует разработанная руководством ФНС РФ Концепция системы планирования выездных проверок. В соответствии с нею установлены критерии, по которым осуществляется отбор компании для выездной проверки.

Чем может руководствоваться ФНС

К критериям отбора относятся показатели деятельности компании или те обстоятельства, при наличии которых плательщик налога попадает в зону риска совершения налогового правонарушения. Если, к примеру, компания часто меняет юридический адрес или отражает в своих отчётах несколько лет подряд постоянные убытки, то это будет являться основанием для назначения выездной проверки.

Заметим, что точное число критериев, которые станут основанием для включения организации в план проверок, Концепция не определяет.

Читайте так же:
Платежи в федеральный бюджет какие налоги

Важно! Инспекция может назначить выездную проверку в организации как при полном отсутствии этих критериев, так и при наличии хотя бы одного из них.

К основаниям проверки можно также отнести информацию, которая была подготовлена ранее комиссиями по легализации налоговой базы, созданными при ФНС. Среди дополнительных критериев и участие компании в действующем региональном инвестиционном проекте, который предполагает специальные налоговые льготы. Сотрудники ФНС могут захотеть убедиться в правомерности применения таких льгот в отношении участников проекта.

Если ваша компания получила уведомление о проведении выездной проверки, то не стоит паниковать и готовить все имеющиеся документы. Следует обратиться за помощью к квалифицированным юристам в области проведения таких мероприятий. Они дадут консультации, помогут собрать нужные документы и сделают все возможное, чтобы по результатам проверки компания избежала налоговых санкций.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Когда к вам может прийти налоговая проверка?

Алена Талаш

В п. 5 ст. 89 НК РФ установлен запрет на проведение в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Исключение составляют случаи, когда руководителем ФНС РФ принимается решение о необходимости проведении налоговой проверки сверх указанного ограничения. Третья выездная проверка в течение года возможна в случае, если это повторная выездная проверка, проведение которой соответствует требованиям п. 10 ст. 89 НК РФ.

Поэтому, на практике можно встретить ситуацию, при которой некоторые налогоплательщики подвергаются выездным налоговым проверкам систематически, а некоторые ни разу не проверялись налоговыми органами с момента начала своей деятельности.

Каким образом налоговыми органами осуществляется выбор налогоплательщика для проведения налоговой проверки, и по каким критериям тот или иной налогоплательщик включается в план таких проверок, раскрывается в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@.

Данная концепция содержит общие рекомендации для налоговой службы по выбору налогоплательщика для налоговой проверки. Налогоплательщик, ориентируясь на положения данной Концепции, может с определенной долей вероятности определить возможность проведения у него выездной налоговой проверки.

Как указано в Концепции планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые — к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

С целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговой службой проводится анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика. В частности, проводится:

  • анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, который позволяет выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;
  • анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
  • анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени.
  • анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Читайте так же:
Снимает ли алименты в счет долга

При этом, приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Концепция также предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, по мнению ФНС РФ, позволит налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства.

Согласно Концепции в план выездной налоговой проверки могут быть включены налогоплательщики, деятельность которых соответствует следующим критериям:

  • Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
  • Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
  • Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
  • Опережение темпа роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
  • Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
  • Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
  • Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
  • Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
  • Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
  • Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
  • Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  • Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Содержание данных критериев раскрыто в Приложении № 2 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», Приложение № 3 к Приказу от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в процентах».

При оценке показателей для проведения выездной проверки налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от № 53 12.10.2006 г.

!Юр.обслуживание !Юр.обслуживание

Как указано в совместном Письме Минфина РФ и ФНС РФ от 31 июля 2007 г. № 06-1-04/505 факт назначения и проведения выездной налоговой проверки у конкретного лица, не означает наличие виновно совершенного противоправного деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Соответствие деятельности налогоплательщика предлагаемым критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий. Подготовка и издание критериев служит лишь целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок — основной и наиболее эффективной формы налогового контроля.

Важным замечанием в данном письме является то, что налогоплательщик, соответствующий критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок. Возможность невключения в план выездных налоговых проверок зависит от прозрачности деятельности налогоплательщика, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию