Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика

Депозитный счет и процедура взыскания налогового долга

Взыскание налоговых долгов с компании возможно за счет средств на депозитных счетах, если срок действия депозитного договора истек. Рассмотрим особенности процедуры и документального оформлении взыскания с депозитного счета

Взыскание за счет денежных средств депозитного счета возможно после истечения срока действия депозитного договора (п. 5 ст. 46 НК РФ). Иными словами, при наличии у компании депозитного счета налоговая инспекция вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия этого договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет организации. При условии, что к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налоговой инспекции на перечисление налога. Такое положение касается как налогоплательщиков, так и налоговых агентов.

ФНС России обращает внимание на то, что в специальной форме поручения на перечисление денежных средств с депозитного счета организации для погашения налоговых долгов указывается также расчетный (текущий) счет компании, открытый в банке (письмо ФНС России от 31.08.2015 № СА-4-8/15316).

Депозитный счет — не расчетный

Ранее налоговые инспекторы не владели официальной информацией о наличии у налоговых должников депозитных счетов. Депозитные счета не приравнивались к счету в понимании статьи 11 Налогового кодекса. Так как счета — это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ).

При этом финансовое ведомство в своих разъяснениях отмечало (письмо Минфина России от 21.11.2007 № 03-02-07/1-497), что депозитные счета не обладают признаками счетов, предусмотренных статьей 11 Налогового кодекса. Ведь эти счета открываются не на основании договора банковского счета и имеют специальное целевое назначение. С учетом этого был сделан вывод о том, что банк даже вправе был открывать организации депозитные счета и ссудные счета при наличии решения о приостановлении операций по счетам этой организации.

Соответственно, инспекторы не могли своевременно обратить на них взыскание для принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть истребовать их для погашения налоговой задолженности по истечении срока действия депозитного договора.

Безусловно, все эти толкования и недочеты порождали массу возможностей для законного обхода требований налоговых инспекторов, связанных с уплатой налоговых задолженностей.

О средствах на депозитных счетах (а также на расчетных и электронных) сообщит банк

За период 2013-2015 годов законодатели устранили данные пробелы и возможности для злоупотреблений со стороны налогоплательщиков, а также предприняли меры для усиления контроля за деятельностью банков. В настоящее время банки обязаны информировать налоговых инспекторов в том числе и о средствах на депозитных счетах.

Одновременно с введением указанной обязанности для банков была уточнена (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ) штрафная санкция за ее нарушение. Так, несообщение в установленный срок банком налоговой инспекции сведений об открытии или закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества влечет взыскание штрафа в размере 40 000 рублей (п. 2 ст. 132НК РФ).

Таким образом, налоговая инспекция, владея информацией обо всех счетах налогоплательщика, в том числе и депозитных счетах, имеет возможность выставить одновременно:

  • поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов компании;
  • поручение на перечисление денежных средств с депозитного счета фирмы.

Последнее банк обязан исполнить, перечислив по истечении срока действия депозитного договора денежные средства с депозитного счета на расчетный (текущий) счет компании, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение на перечисление налога с расчетного счета.

Таким же образом в свое время была устранена иная возможность увода денежных средств с заблокированных счетов. При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводе его электронных денежных средств в банке ни один из них не вправе открывать этой организации счета и предоставлять ей право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Статья 76 Налогового кодекса (абз. 1 п. 12 ст. 76 НК РФ) дополнена положениями (п. 10 ст. 1 Федерального закона от 04.11.2014 № 347-ФЗ), согласно которым при наличии решения налоговой инспекции о приостановлении операций по счетам банки не вправе открывать этой организации и этим лицам вклады и депозиты (за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума (Федеральный закон от 26.04.2016 № 110-ФЗ)).

Из этого следует, что после вступления в силу данных положений банки оказались не вправе открывать организациям депозитные счета, если в отношении этих компаний имеется действующее решение налоговой инспекции о приостановлении операций по счетам.

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации или налогового агента – организации в банках

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Читайте так же:
В каких случаях освобождают от алиментов

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее – решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)

11. Утратил силу. – Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 №61-ФЗ.

Читайте также

Статья 351. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)

Статья 351. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание) 1. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации в банках

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации или налогового агента — организации в банках 1. Судебная практика1. При применении п.1 ст.46 НК РФ необходимо иметь в виду,

Читайте так же:
Бонусы на карту мир пенсионная

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации 1. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения<39>2. Судебная практика1. Ст.47 НК РФ устанавливает порядок взыскания налога

Статья 48. Взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица

Статья 48. Взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — физического лица или налогового агента — физического лица 1. Судебная практика1. При рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента-организации, плательщика сбора-организации или налогоплательщика-индивидуального предпринимателя (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента-организации, плательщика сбора-организации или налогоплательщика-индивидуального предпринимателя (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ) 1. Нормативные акты министерств

Статья 351. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)

Статья 351. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание) 1. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках 1. В случае

Статья 47. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя

Статья 47. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации, индивидуального предпринимателя 1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать

СТАТЬЯ 351. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)

СТАТЬЯ 351. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание) 1. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации или налогового агента – организации в банках

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации или налогового агента – организации в банках 1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента – организации

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента – организации 1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том

Статья 48. Взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица или налогового агента – физического лица

Статья 48. Взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица или налогового агента – физического лица 1. В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом или налоговым агентом – физическим лицом в

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)1. Приостановление

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента – организации

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента – организации 1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том

Статья 48. Взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица или налогового агента – физического лица

Статья 48. Взыскание налога, сбора или пени за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) – физического лица или налогового агента – физического лица 1. В случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом или налоговым агентом – физическим лицом в

Читайте так же:
Как оплатить пенсионные взносы ип самостоятельно

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя

Статья 76. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента – организации, плательщика сбора – организации или налогоплательщика – индивидуального предпринимателя (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ)1. Приостановление

Взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика

Взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика

Опишите причину своей жалобы

Правомерно ли взыскание неуплаченных сумм налога за счет денежных средств, находящихся на депозитных счетах налогоплательщика-организации? Если да, то при каких условиях и в каком порядке?

  • Facebook
  • Twitter
  • Google плюс
  • Тамблер
  • Пинтерест
  • Электронной почты

Ответ ( Один )

Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

Сумма депозита может быть задействована в процедуре принудительного взыскания налоговой недоимки только после того, как депозит будет закрыт. На это обстоятельство специалисты ФНС России указали в Письме от 23.03.2017 N ГД-4-8/5294@. Ранее подобные разъяснения были даны Минфином России в Письме от 25.11.2015 N 03-02-07/1/68531.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок п. 1 ст. 46 НК РФ предусмотрено исполнение обязанности по уплате налога в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства (за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума).

Согласно п. 2 названной статьи принудительное взыскание налога производится на основании соответствующего решения налогового органа.

Взыскание налоговой недоимки может осуществляться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) (абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ). Расчетный счет — это счет, открытый на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ), согласно которому банк обязуется принимать и зачислять денежные средства владельца счета, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче сумм со счета, проводить другие операции (ч. 1 ст. 845 ГК РФ).

Если этих средств окажется недостаточно для погашения задолженности, налоговый орган вправе будет принять решение о взыскании за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ). Взыскание в таком случае производится также по решению ИФНС в порядке, установленном ст. 47 НК РФ.

При этом абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ допускается принудительное взыскание налоговой недоимки и с депозитного счета, но при условии, что срок депозитного договора истек.

Словом, по истечении срока действия депозитного договора во исполнение поручения налогового органа банк может перечислить денежные средства с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента) и исполнить поручение налогового органа на перечисление сумм налога в порядке очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Отметим: никакого согласия должника при этом не требуется.

Если же депозитный договор еще действует, налоговый орган может дать поручение банку на перечисление средств в бюджет по истечении его срока действия. Разумеется, при условии, что к моменту окончания срока у налогоплательщика еще останется недоимка.

Таким образом, сумма депозита может быть задействована в процедуре принудительного взыскания налоговой недоимки только после того, как депозит будет закрыт. На это обстоятельство специалисты ФНС России указали в Письме от 23.03.2017 N ГД-4-8/5294@. Ранее подобные разъяснения были даны Минфином России в Письме от 25.11.2015 N 03-02-07/1/68531.

Взыскания налогов, сборов и пени со счетов налогоплательщиков в кредитных организациях

С 1 января 1999 г. Федеральным законом от 31.07.1998 N 146-ФЗ, за исключением отдельных положений, введен в действие Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, далее по тексту — Кодекс). В соответствии с п.2 ст.44 Кодекса обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора (далее — налогоплательщика) с момента возникновения установленных законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Неисполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности, предусмотренных Кодексом. В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в кредитных организациях (банках). Следует отметить, что взыскание налога с юридических лиц (организаций) может производиться как в бесспорном, так и в судебном порядке, а с физических лиц — только в судебном.

Порядок взыскания налогов, сборов, а также пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика — организации или налогового агента — организации в банках установлен в ст.46 Кодекса. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пени (далее — налога) в установленный законодательными актами срок взыскание производится по решению налогового органа (далее — решение о взыскании). Однако до вынесения такого решения налоговый орган обязан направить налогоплательщику требование о его уплате.

Читайте так же:
13 подоходный налог куда уходит

Форма требования должна утверждаться Госналогслужбой России (в настоящее время — Министерством Российской Федерации по налогам и сборам) согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.12.1998 N 1635 и до настоящего времени не утверждена.

Согласно ст.69 Кодекса требование об уплате налога представляет собой документ, адресованный налогоплательщику или иному обязанному лицу, содержащий письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить эту неуплаченную сумму и соответствующие пени в установленный налоговым органом срок. Требование также должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, ссылку на положения соответствующего закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика или иного обязанного лица уплатить налог, а также меры обеспечения, которые могут быть применены к налогоплательщикам или иным обязанным лицам в случае его неисполнения.

Требование об уплате налога направляется налоговым органом только по месту учета налогоплательщика. При этом оно должно быть передано налогоплательщику таким способом, который позволяет подтвердить факт и дату его получения. Требование об уплате налога может быть направлено налогоплательщику (иному обязанному лицу) независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование.

Поскольку форма требования до сих пор не утверждена, налоговые органы в настоящее время лишены возможности выносить решение о взыскании недоимок с должников, т.е. для рассмотрения налоговых споров возможен только судебный порядок.

Решение о взыскании может быть принято налоговым органом только после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате конкретного налога и не позднее 10 дней после истечения срока исполнения требования о его уплате. Оно должно быть доведено до сведения налогоплательщика налоговым органом в срок не позднее 5 дней после его вынесения. Решение о взыскании, принятое после истечения 10 дней, следующих за установленным сроком уплаты в требовании налогового органа, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Если налогоплательщик — должник не погасил свою задолженность перед бюджетом после направления ему требования налогового органа и доведения до него решения о взыскании, то налоговый орган вправе обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика — должника, находящиеся на его счетах в кредитных организациях. Обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика осуществляется путем направления в кредитные организации, в которых открыты счета последнего или налогового агента инкассовых поручений (распоряжений), на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Инкассовое поручение на перечисление налога, направляемое налоговым органом, должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. При этом взыскание может обращаться на средства, находящиеся как на рублевых расчетных (текущих), так и (или) на валютных счетах.

Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога с рублевых счетов должно исполняться банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения поручения.

Следует отметить, что оформление упомянутых инкассовых поручений должно отвечать требованиям, содержащимся в Указаниях Банка России от 03.12.1997 N 51-у "О введении новых форматов расчетных документов". В случае если их формат или заполнение будут отличаться от требований, содержащихся в вышеназванных Указаниях, они не должны приниматься кредитной организацией к исполнению.

Неясность в порядке применения вызывает содержание абз.3 п.5 ст.46 Кодекса, согласно которому "взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях".

Если ранее действовавшее законодательство допускало уплату налогов как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, то начиная с 1999 г. согласно п.3 ст.45 Кодекса обязанность по уплате налога должна исполняться только в валюте Российской Федерации.

В Письме Госналогслужбы России от 19.11.1998 N ВК-6-09/843@ указано, что положение Кодекса об уплате налога в валюте Российской Федерации (рублях) распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, т.е. в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.

Можно предположить, что из содержания абз.3 п.5 ст.46 Кодекса вытекает следующий порядок обращения взыскания на средства, находящиеся на валютных счетах налогоплательщика или налогового агента. Для взыскания задолженности в валюте, отличной от валюты Российской Федерации, руководитель или заместитель руководителя налогового органа должен направить банку поручение на продажу валюты, находящейся на счете налогоплательщика — должника, на сумму, эквивалентную сумме платежа в рублях, и одновременно выставить на соответствующий рублевый счет налогоплательщика — должника инкассовое поручение на сумму в рублях.

Банк, в котором находится валютный счет налогоплательщика — должника, должен самостоятельно рассчитать количество валюты, необходимое для продажи и погашения имеющейся у последнего задолженности, осуществить продажу валюты и перечислить вырученные денежные средства на рублевый счет налогоплательщика, на который выставлено инкассовое распоряжение налогового органа. При этом эти операции должны быть проведены банком не позднее двух операционных дней с момента поступления к нему упомянутых документов.

Читайте так же:
Сколько вернут налога за лечение зубов

Хотелось бы отметить, что ранее действовавшие порядки взимания в бюджет недоимок по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные Письмом Банка России от 05.04.1994 N 83, Минфина России от 04.04.1994 N 1-35 и Госналогслужбы России от 04.04.1994 N НИ-4-13/44н и совместным Письмом Госналогслужбы

России от 13.08.1994 N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13.08.1994 N 104 и Банка России от 16.08.1994 N 104 "Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.03.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", содержали исчерпывающий и детализированный порядок обращения взыскания на валютные счета юридических лиц.

Пунктом 5 ст.46 Кодекса установлено, что в период действия депозитного договора взыскание налогов с депозитных счетов налогоплательщика осуществляться не может. В это время налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика — должника, если к моменту истечения срока депозитного договора последним не будет исполнено направленное на его счет в банке поручение (распоряжение) на перечисление налога.

Упомянутое положение вызывает ряд вопросов. Во-первых, депозитные договоры при определенных условиях могут предусматривать их пролонгацию. В этом случае или в случае пролонгации депозитного договора путем заключения дополнительного соглашения банком и его клиентом нет никакой уверенности, что это не будет расценено налоговыми органами и арбитражными судами как уклонение от уплаты налогов. Аналогичная ситуация возникает в случаях вексельных схем и платежей за третьих лиц. Во-вторых, на банк возлагается не свойственная ему функция контроля за уплатой налогов и сборов третьими лицами. При недостаточности средств у налогоплательщика или налогового агента для исполнения обязательств по уплате налога в полном объеме, а также при отсутствии средств на его счетах поступившее в банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно исполняться банком по мере поступления денежных средств на эти счета.

Такое исполнение поручений должно осуществляться банком не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета. Исполнение такого поручения налогового органа не должно нарушать очередности платежей, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента, а также при взыскании сбора, по уплате которого была предоставлена отсрочка или рассрочка, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или иного обязанного лица в порядке, предусмотренном Кодексом.

Статьей 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право осуществлять контроль за исполнением кредитными организациями их поручений по списанию налогов. Налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения, а также приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно ст.76 Кодекса приостановление операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в кредитных организациях применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

Решение о приостановлении операций по счетам в банке принимается руководителем или заместителем руководителя налогового органа, направившим требование об уплате налога, одновременно с вынесением решения о взыскании налога только в случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога. Это решение должно быть направлено налоговым органом банку с одновременным уведомлением налогоплательщика способом, позволяющим подтвердить дату получения этого решения. Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению последним, при этом банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком в результате приостановления его операций по решению налогового органа.

Следует отметить, что границы срока действия решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке четко установлены в Кодексе: с момента получения банком соответствующего решения налогового органа и до его отмены, но не более трех месяцев в календарном году.

Налоговый орган обязан отменить свое решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления ему документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию