Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взыскание пени после взыскания налога

Может ли налоговая взыскать пени и штрафы через 6 лет после закрытия ИП?

Я закрыл ИП в феврале 2015 года, был на УСН «Доходы». В марте 2021 года получил копию заявления на выдачу судебного приказа — налоговая хочет взыскать с меня 8336,46 Р пеней по налогу и 3070 Р штрафов.

Насколько я понял из заявления, пени и штрафы начислены за неуплаченный налог на доходы, которые я получал, когда работал ИП. Но за какой период — непонятно.

Заявление датировано 5 октября 2020 года. Из приложения Почты России видно, что письмо отправили в конце февраля 2021 года, получил я его 6 марта 2021 года. Никаких документов, кроме заявления на выдачу судебного приказа, в письме не было.

До этого письма с заявлением я никаких других документов от налоговой не получал.

Я дважды приезжал в ИФНС, и каждый раз после того, как объяснял суть обращения, у сотрудника налоговой зависала программа — мне говорили приехать в другой раз.

Я знаю, что срок исковой давности — три года, и для взыскания самого налога он уже истек. Но налоговая хочет взыскать пени и штрафы. Это законно? Что делать в такой ситуации, можно ли оспорить решение налоговой?

Скорее всего, беспокоиться не нужно: налоговая хочет признать начисленные пени и штрафы безнадежными к взысканию и списать их. Но простить долг просто так она не может — должно быть основание. Налоговой нужно получить решение, в котором будет сказано, что истек срок обращения в суд, поэтому взыскать долг невозможно. Это позволит официально списать задолженность.

Но я не рекомендую отпускать ситуацию и спокойно ждать, когда все само собой разрешится. Судя по тому, как действует налоговая, списание долга может затянуться. Кроме того, есть небольшая вероятность, что суд все же выдаст приказ, и вам придется выплатить долг. Расскажу, что нужно сделать.

Проверьте, не получила ли налоговая судебный приказ

Поскольку заявление датировано октябрем 2020 года, а документы пришли в марте 2021 года, есть вероятность, что мировой судья уже выдал судебный приказ. Это можно проверить так:

  1. Зайдите на портал ГАС «Правосудие» и далее в раздел «Мировые судьи».
  2. Введите свой регион в форму поиска участка мирового судьи и нажмите «Найти».
  3. В выборке найдите судебный участок, который обслуживает ваш район, город или населенный пункт. Нажмите на название участка — откроется информация о суде, в том числе ссылка на его сайт. Вам нужно перейти по ссылке на сайт судебного участка.
  4. На сайте мирового судьи, в поиске решений по делам нужно ввести свои ФИО. Если были какие-то судебные решения с вашим участием, сайт их покажет.

Если вы знаете номер своего судебного участка, то найти его сайт можно через поисковую систему. Дальше смотрите в базе судебных решений, нет ли среди них дела с вашим участием.

Выносили ли судебный приказ, можно также узнать в канцелярии суда — по письменному запросу.

Что делать дальше, зависит от того, был ли суд, и если да, то какое решение он вынес.

Как победить выгорание

Если налоговая в суд не обратилась

Допустим, вы убедились, что суда не было. Тогда отправьте в налоговую инспекцию заявление с просьбой разъяснить:

  1. Когда и за что были начислены пени.
  2. Когда и за что наложили штраф.
  3. Каковы реквизиты требования об уплате налога и пеней.
  4. Когда и как отправляли требование.

В заявлении можно указать, что требований вы не получали, и просить дать пояснения по этому поводу.

Заявление можно подать через личный кабинет налогоплательщика — физического лица или через сервис «Обратиться в ФНС»: так будет быстрее. Обратиться в налоговую можно и путем отправки заказного письма по почте.

Ответ должны дать в течение 30 дней, но обычно реагируют раньше.

Если суд вынес приказ на взыскание пеней и штрафов

Вы можете отменить его или оспорить.

Если судебный приказ вынесен и с даты его отправки по вашему адресу прошло меньше 20 дней, отмените его. Для этого нужно подать на имя судьи заявление об отмене приказа. Мотивировать можно как угодно: например, укажите, что не согласны с размером взысканной суммы.

Если этот срок вы пропустили, но на то есть уважительные причины, вместе с возражениями направьте мировому судье заявление о восстановлении срока для отмены приказа. К заявлению нужно приложить документы, которые подтверждают, что у вас действительно были уважительные причины пропуска срока.

Если вы отмените судебный приказ, у налоговой будет выбор: обращаться в суд с исковым заявлением или ничего не делать. При рассмотрении иска вы сможете указать на истечение срока взыскания. Тогда суд откажет налоговой, и пени со штрафом с вас взыскивать не будут.

Если срок на отмену судебного приказа не восстановят, приказ можно обжаловать в кассационном суде общей юрисдикции.

Срок обжалования — шесть месяцев со дня вступления приказа в силу. Подать жалобу можно через мирового судью, который вынес приказ.

В жалобе можно сослаться на два факта:

  1. Вы не получали требований от налоговой. К копии заявления на выдачу судебного приказа, которое пришло вам в марте, требование или его копию налоговая также не приложила.
  2. Срок давности для взыскания пеней и штрафа истек.

Для подачи жалобы нужно уплатить госпошлину, рассчитать ее сумму можно в калькуляторе на сайте Верховного суда.

Читайте так же:
Признать безвестно отсутствующим если не платит алименты

Если срок на подачу кассационной жалобы истек, вам остается только погасить долг.

Что делать, если долг завис

Долг может зависнуть — числиться на лицевом счете ИП в базе данных налоговой инспекции. Такое возможно, если:

  1. ИФНС не обратилась в суд с заявлением о выдаче приказа;
  2. ИФНС не подала исковое заявление после отмены судебного приказа.

В этом случае можно:

  1. Написать в налоговую заявление о признании задолженности безнадежной и списании. В заявлении следует сослаться на пропуск срока взыскания.
  2. Обратиться в суд, если налоговая не ответила на заявление или отказалась списывать долг.

Подавать иск о признании сумм безнадежными к взысканию и обязанности их уплатить прекращенной действительно можно — это подтвердил Верховный суд. Принятое судом положительное решение станет основанием списать долг ИП.

п. 3 обзора судебной практики ВС от 20.12.2016, стр. 112—113PDF, 1,23 МБ

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Сталкивался с очень похожей ситуацией. Закрыл ИП ещё в июле 2016 года, рассчитался всё до рубля. На будущий год даже была камеральная проверка, вызвали из-за нулевой декларации, объяснил, что деятельность более не веду, поэтому и закрыл ИП. Всех всё устроило и никаких вопросов больше не было.

А 1 января 2019 года мне приходит новогодний подарок на госуслугах — "у вас долг перед налоговой что-то около 6 тысяч рублей пени". Благо у меня по сей день хранятся все чеки оплаты взносов. Написал заявление в налоговую и начал выяснять, высчитывать, умножать, делить. Начал перепроверять все ОКАТО и ОКТМО в платежках, сравнивать с теми что должны были быть, а они менялись за те 2.5 года что было открыто ИП, нужно было рыскать в истории изменений всех кодов. В итоге всё перепроверил, но никак, ни при каких вариантах я не мог заработать такой долг, чтобы на них начислилась такая сумма пени. Даже если не прошла бы какая-то из платежек за предыдущие годы. Потом примерно прикидывал, что мой долг должен был быть даже больше всех взносов за всю мою деятельность.

Через месяц (привет быстрой налоговой) пришел ответ, что долг в 72 тысячи рублей уже списан как безнадежный к взысканию, а пени с этого долга спишутся только через какой-то срок. Ответ меня не устроил, так как было задето моё самолюбие. Я приложил все чеки, всё было просчитано до копейки. Написал повторное заявление. Вся ирония в том, что за 2.5 года деятельности ИП я заплатил (и должен был заплатить) меньше взносов, чем образовался долг перед пенсионным фондом. Еще чуть меньше чем через месяц позвонили из налоговой. Сказали, что пени уже скоро спишут (в конце квартала), что сами они ничего не знают, они в то время меняли ответственное лицо с пенсионного фонда на налоговую инспекцию, и что они понятия не имеют откуда этот долг: что им прислали из пенсионного, за то они и спрашивают. И лишь спросили можно ли не писать новый ответ, так как вопрос тот же.

С одной стороны конфликт был исчерпан, но я так и не понял, что произошло. Я вёл официальную трудовую деятельность все эти годы, если бы кто-то пытался взыскать долг, у них бы это прекрасно получилось. Да и сам долг я так и не понял как образовался, особенно в размере, большем, чем размер обязательных взносов за все годы деятельности.

У меня возникли предположения, что пенсионный фонд при передаче дел решил прикрыть свою недостачу и задним числом раскидали долги по закрытым ИП. Даже появилось желание написать заявление в прокуратуру, чтобы они разобрались в этом беспределе.

Но к тому времени как у меня появилось время и я съездил в отпуск, все долги действительно были списаны, и мне уже перехотелось связываться со всей этой коррумпированной гнилой системой. Так что, доказать я этого не могу, но почти уверен, что пенсионный фонд в регионах беспощадно ворует деньги с наших счетов и в отчетах списывает долги задним числом.

Незаконность доначисления налоговым органом пени на дату вынесения решения, если нарушен предусмотренный НК РФ процессуальный срок вынесения решения

Согласно п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

На компенсационный характер (правовую природу) пени указал Конституционный Суд РФ в Постановлении № 20-П от 17.12.1996 г., а также в Определениях № 200-О от 04.07.2002 г. и 175-О от 12.05.2003 г.

Пени доначисляются на дату вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Однако в последнее время налоговые органы, к сожалению, нередко нарушают:

— срок проведения налоговой проверки (для сведения: срок проведения, например, выездной налоговой проверки не может превышать более двух месяцев, может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев – п. 6 ст. 89 НК РФ);

— срок вынесения акта налоговой проверки (для сведения: по окончании выездной налоговой проверки составляется справка о проведенной проверке и в течение двух месяцев от даты справки должен быть составлен акт налоговой проверки – п. 6 ст. 89 и п.1 ст. 100 НК РФ);

— срок вынесения дополнения к акту налоговой проверки по дополнительным мероприятиям налогового контроля (для сведения: п. 6 ст. 101 НК РФ предусматривает срок проведения дополнительных мероприятий — не более одного месяца / два месяца по проверке консолидированной группы налогоплательщиков, иностранной организации по п.4.6 ст. 83 НК РФ);

— срок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (для сведения: установлен в ст. 101 НК РФ – 10 дней со дня истечения срока, установленного в п. 6 ст. 100 или п.6.2 ст. 101 НК РФ; может быть продлен, но не более, чем на один месяц).

Уже никого не удивляет ситуация, когда после получения налогоплательщиком акта налоговой проверки (дополнения к акту) и рассмотрения возражений налогоплательщика на акт налоговой проверки (дополнение к акту) решение не выносится месяцами. Существенные задержки с вынесением актов налоговой проверки, дополнений к акту и решений по налоговым проверкам на практике иногда превышают предусмотренные НК РФ сроки на год и даже больше.

Читайте так же:
Возможно ли получить накопительную часть пенсии

В результате указанных процессуальных нарушений срок вынесения решения незаконно затягивается, что, по мнению автора, приводит к незаконному доначислению пени (при расчете пени налоговым органом на дату решения) по следующим основаниям.

В Постановлении от 18.03.2008 № 13084/07 Президиум ВАС РФ указал:

"Регламентация сроков взыскания налогов, равно как и сроков проведения выездных налоговых проверок, направлена на достижение равновесия интересов участников отношений, регулируемых законодателсьтвом о налогах и сборах.

Между тем из содержания судебных актов и материалов дела видно, что выездная налоговая проверка предпринимателя проводилась в течение 11 месяцев, что свидетельствует о нарушении инспекцией принципа недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Убедительных доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила.

Длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Поэтому в данном случае с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что с момента возникновения обязанности по уплате спорных сумм налогов прошло от пяти до шести лет, и исходя из целей достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений, Президиум не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта".

В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 указано:

"Судебная практика исходит из недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля в отношении налогоплательщиков, что по существу означало бы придание дискриминационного характера налоговому администрированию и приводило бы к препятствованию предпринимательской деятельности (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 № 14-П и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.03.2008 № 13084/07)".

Как следует из указанных судебных актов, ВАС РФ и ВС РФ признают недопустимым нарушение налоговыми органами процессуальных сроков проведения налоговых проверок, применение налогового контроля без ограничения по продолжительности.

Очевидно, что если бы соблюдение процессуальных сроков не было важно для защиты прав налогоплательщиков, то законодатель не установил бы эти сроки в НК РФ.

Налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (пп.1 ст. 1 ст. 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 33 НК РФ). Строгое соответствие – это неукоснительное соблюдение, в том числе и процессуальных норм НК РФ. Это значит, что нарушать сроки налоговой проверки и вынесения решения по ней нельзя ни при каких обстоятельствах.

Неправомерное затягивание налоговой проверки (срока принятия решения) приводит к неправомерному увеличению размера доначисленных налоговым органом пеней, так как излишние пени в таком случае носят не компенсационный характер (как предусмотрено законодателем), а являются (становятся) незаконным обогащением бюджета, в результате бездействия налогового органа.

С учетом изложенного, применяемый налоговыми органами расчет пени на дату вынесения решения при нарушении процессуальных сроков, по мнению автора, следует признать неправильным (не соответствующим Конституции РФ).

Правомерность такого вывода косвенно подтверждается судебной практикой по вопросу о возможности принудительного взыскания налоговыми органами налогов, пени и штрафов в ситуации, когда налоговым органом пропущены установленные НК РФ процессуальные сроки для принудительного взыскания.

Согласно пункту 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, а также правовой позиции Конституционного Суда РФ, указанной в Определении от 20.04.2017 № 790-О: «. несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля и принятии соответствующего решения сроков, предусмотренных, в частности, статьей 70 НК РФ, пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 6 статьи 140 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами, что, в конечном счете, гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Данные выводы нашли отражение в судебно-арбитражной практике, в частности налоговый спор, рассмотренный АС Северо-Западного округа (постановление от 27.06.2019 по делу №А13-14512/2018).

Таким образом, НК РФ, определив процессуальные сроки на принудительное взыскание, защитил налогоплательщиков от взыскания налогов, пени и штрафов при пропуске налоговым органом установленных НК РФ сроков на их принудительное взыскание.

Такой же принцип, такая же логика должна применяться при исчислении размера пени налоговым органом при вынесении решения, если нарушен срок вынесения решения.

Читайте так же:
Общий стаж 16 лет пенсия

Для реализации такого подхода законодателю не обязательно было указывать об этом в НК РФ, достаточно было установить процессуальный срок, что и сделал законодатель.

С учетом изложенного, при несвоевременно вынесенном решении по акту налоговой проверки налоговому органу следует производить расчет пени не на дату вынесения решения, а с учетом сроков, которые должны были быть соблюдены налоговым органом, в соответствии с положениями о процессуальных сроках, указанными в НК РФ (исключив доначисление пеней за период неправомерно затянутой налоговой проверки/дополнительных мероприятий налогового контроля, незаконной задержки налогового органа с вынесением решения).

Борьба налогоплательщиков за правильный расчет пени позволит:

— Прекратить нарушение прав налогоплательщиков: незаконное изъятие части собственности. Конституционный принцип неприкосновенности частной собственности — статьи 34 (часть 1) и 35 (части 1 и 3) Конституции РФ.

— Соблюсти принцип определенности в налоговых правоотношениях. Конституционный принцип определенности налоговых обязательств — статья 57 Конституции РФ в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3), 18 и 19 (части 1 и 2).

— Предотвратить нарушения процессуальных сроков, установленных НК РФ (неограниченный по сроку налоговый контроль), дисциплинировать налоговые органы.

Можно оспорить как неправомерное бездействие должностных лиц налогового органа, так и неправомерное доначисление пени по решению налогового органа (гл. 19 НК РФ).

Судебная практика по данному вопросу еще не сформировалась. Поэтому все зависит от самих налогоплательщиков, от их готовности и желания отстаивать свои права.

P.S. Некоторые утверждают, что затягивание проверки выгодно налогоплательщику, так как при этом фактически происходит кредитование налогоплательщика за счет бюджета по ставке, которая ниже, чем ставка по кредиту в банке.

Однако это не совсем так. Чем раньше налогоплательщик получает решение, тем быстрее он может самостоятельно принять бизнес-решение уплатить доначисленные налоги (пени, штрафы) или обжаловать решение налогового органа. При этом, если налогоплательщиком принимается решение уплатить налоги, то никаких излишних пеней при своевременно вынесенном решении налогового органа к уплате не возникает.

На практике получается, что за налогоплательщика решение об уплате налога в более поздний срок принимает почему-то налоговый орган.

Бездействует, нарушает закон налоговый орган, а излишние пени за его незаконное бездействие (за виновное поведение) должен оплатить налогоплательщик.

Возможна также ситуация, когда по причине затянувшейся налоговой проверки, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не может быть взыскан налоговым органом штраф (ст. 113 НК РФ). Это действительно выгодно налогоплательщику. Однако не взыскиваться должен не только штраф, но и излишние пени. Штраф и пени не связаны между собой.

Кроме того, следует также обратить внимание на следующий аспект затронутой проблемы. Не совсем хорошо, когда налоговый орган своим бездействием на неопределенный срок произвольно «кредитует» налогоплательщика. Получается, что одних налогоплательщиков налоговые органы «кредитуют» путем затягивания проверки и вынесения решения, а других нет. Возникает неравенство между налогоплательщиками.

Права распоряжаться бюджетными средствами («кредитовать» за счет бюджета) у налогового органа нет и не может быть. Впрочем, как нет и права забирать у налогоплательщика сверх того, что предусмотрено законом.

Как взыскать налоги с юридических лиц в 2021 году

Под налоговой недоимкой подразумевается определенная сумма налога, которую не внесли в определенный законодательством сроку. При наличие такой задолженности выдвигается требование об уплате налога.

Извещение с требованием об уплате налога содержит в себе информацию о сумме долга, учитывая накопившиеся пени, срок исполнения требования и меры по взысканию долга.

По правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога необходимо отправить должнику в течение 20 дней с момента вступления в силу данного решения. Решение суда по данному вопросу вступает в силу по истечению одного месяца со дня вручения лицу, относительно которого оно было вынесено.

RIAN_5697537

Этапы взыскания налогов с юридических лиц

  • Направление требования об уплате налога. После выявления недоимки, не позднее 3-х месяцев, налогоплательщику направляют требование об уплате, в котором указана неуплаченная сумма. Данный документ отправляется в течение 10 дней с даты вступление решения в силу.
  • Обращение взыскания на денежные средства на счетах организации или ИП в банках. При неуплате в установленный срок, данная обязанность исполняется принудительно по решению налогового органа. Решение о взыскании должно быть принято не позднее 2-х месяцев после того, как закончился указанный в требовании срок. Поручение направляет в банк, где открыты счет организации или ИП. В течение месяца со дня принятия решения банк исполняет его в установленной гражданским законодательством РФ очередности.
  • Взыскание налога за счет имущества организации или ИП. Если для оплаты долга не хватает средств на счетах, то налоговый орган имеет право взыскать налог за счет другого имущества налогоплательщика.
  • Обращение в суд для возбуждения процедуры банкротства. Если у организации нет имущества или доходов, с которых можно было бы взыскать долг, налоговый орган может обратиться в суд с требованием возбуждения процедуры банкротства. Главное условие арбитражного суда для начала процедуры банкротства – соблюдение требований:
  • Долг юридического лица – не меньше 100 тыс. руб.
  • Долг гражданина не меньше 10 тыс. руб.

Внесудебное взыскание

Налоговый орган имеет право взыскать недоимку:

article1

С банковского счет. После вынесения соответствующего решения, оно передается налогоплательщику. После этого сотрудники налоговой отправляются в банк, где находятся счета налогоплательщика. Взыскание налога осуществляется с рублевых счетов и с валютных счетов. Если на момент взыскание на счету не хватает средств, взыскание будет проходить постепенно.

Читайте так же:
Что говорят люди пенсионной реформе

article2

За счет имущества. При отсутствии денежных средств на счетах или отсутствие данной информации, налог могут взыскать с имущества налогоплательщика, в том числе и за счет наличных денежных средств. Такое решение выносит налоговый орган. Взыскание может быть обращение на движимое и недвижимое имущество в порядке очереди согласно п. 5 ст. 47 НК РФ. Перейти к взысканию за счет имущества налоговый орган может только после принятия необходимых мер по взысканию за счет денежных средств. Решение о данном виде взыскания принимается в течение года после срока, установленного в требовании.

При нарушении какого-либо сроков, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ, может начаться взыскание налога через суд. Взыскание осуществляется:

  • За счет денежных средств налогоплательщика. Заявление необходимо подать в течение 6 месяцев после истечения срока, прописанного в требовании.
  • За счет имущества. Заявление подается в течение двух лет после истечения срока исполнения.

Утрата права контролеров на взыскание недоимки не является причиной для прекращения обязанностей налогоплательщика и исключения записей из лицевого счета. До признания недоимки по налогу безнадежной для взыскания, ее суммы учитывает налоговый орган и не исключает их из ресурсов ФНС. В суде может быть указано, что в следствии пропуска налоговым органом срока взыскания недоимки появляется препятствие для списания со счетов налогоплательщика долга по налогам.

Срок исковой давности по недоимке юридических лиц составляет 8 дней, если в документе не указан другой период.

Связаться с нами можно по телефону или с помощью официального сайта. Офисы компании расположены в Самаре и Тольятти.

Порядок признания недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадёжными к взысканию в связи с истечением установленного срока их взыскания

В соответствии с п. 4 ст. 59 НК РФ, безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам (далее – недоимка), числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами (далее – налогоплательщик), уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании такой недоимки.

  • как налогоплательщику (налоговому агенту) – организации, индивидуальному предпринимателю, получить данный судебный акт?
  • какие действия предпринять, чтобы налоговым органом впоследствии такая недоимка была списана с лицевого счёта?
Основания выявления и сроки взыскания недоимки

В понятие «недоимка» включается задолженность налогоплательщика (налогового агента) по налогам, сборам, страховым взносам, соответствующим пеням и штрафам[1].

Инспекция может выявить недоимку либо по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо вне налоговой проверки.

С момента выявления налоговой задолженности начинает течь срок на взыскание долга.

Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной), моментом выявления и началом отсчёта сроков её взыскания будет день вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Общий срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, состоит из совокупности сроков:

а) Срок направления требования об уплате налога, пени, штрафа (п. п. 2, 6 ст. 6.1, ст. 70 НК РФ): три месяца со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Если сумма недоимки менее 500 рублей, срок направления требования — не позднее одного года со дня выявления недоимки.

б) Срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ) — Восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в требовании.

в) Срок обращения инспекции в суд зависит от вида взыскания (п. п. 2, 3, 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

До обращения в суд инспекция выносит решение о взыскании недоимки (внесудебное/бесспорное взыскание)[2].

1. Если налоговый орган выносит решение о взыскании задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика, то такое решение выносится не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

2. Если налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки за счёт иного имущества[3] налогоплательщика, то такое решение выносится в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

3. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 — 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ:

  • если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей,
  • в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведённой налоговой проверки, числящейся более трёх месяцев, за организации, являющиеся зависимыми и т.п.,
  • если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика,
Читайте так же:
Пенсия по потере кормильца в казани

налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании налога/пени/штрафа с налогоплательщика в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Считаем поэтапно:

Иногда самостоятельно определить/выявить наличие задолженности по налогам/пеням/штрафам налогоплательщику не так просто.

Поэтому для начала следует запросить у налогового органа акт совместной сверки расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (Приложение к приказу ФНС России от 16.12.2016 г. N ММВ-7-17/685@).

На основании акта сверки определяем, имеется ли задолженность перед налоговым органом в принципе и определяем период (дату) возникновения такой задолженности.

Для более детальной расшифровки даты возникновения задолженности необходимо запросить выписку операций по расчётам с бюджетом.

Далее, к дате возникновения задолженности (периоду) прибавляем:

  • 3 месяца – срок для направления требования;
  • 8 рабочих дней — на добровольное исполнение;
  • 6 месяцев (если принято решение о взыскании за счёт денежных средств, а также в случаях обязательного судебного взыскания) и 2 года (если принято решение о взыскании за счёт иного имущества) — на обращение в суд.

Итого общие сроки для взыскания недоимки:

1. 9 месяцев, 8 рабочих дней – если принято решение о взыскании за счёт денежных средств (иного решения не принималось),

2. 2 года, 3 месяца, 8 рабочих дней – если принято также решение о взыскании за счёт иного имущества.

Таким образом, в случае, если указанные выше сроки прошли, то недоимка, задолженность по пеням и штрафам должна быть признана безнадёжной к взысканию.

Вправе ли сам налогоплательщик обратиться в суд с заявлением о признании задолженности безнадёжной к взысканию?

Учитывая нормы налогового законодательства, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и сам налогоплательщик, в том числе путём подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадёжными к взысканию (Определения ВС РФ от 01.11.2017 N 18-КГ17-179, от 02.11.2016 N 78-КГ16-43; Определение КС РФ от 26.05.2016 N 1150-О; п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 57).

Данное право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 N Ф03-4261/2016 по делу N А59-684/2016).

Более того, вывод о том, что налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, поскольку истекли предельные сроки их взыскания, может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части любого судебного акта по налоговому спору (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. «а» п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

Таким актом может быть:

  • решение суда по существу спора, например, об отказе налоговому органу во взыскании с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока взыскания (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
  • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • иной судебный акт по любому налоговому спору, где будет содержаться вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока их взыскания.
Порядок подачи заявления в суд

Заявление подаётся в арбитражный суд по общим правилам подсудности и рассматривается по общим правилам искового производства в соответствии с главой 13 АПК РФ.

К заявлению прикладываются письменные доказательства истечения срока для взыскания недоимки/пени/штрафа: акт сверки с бюджетом, выписка операций по расчётам с бюджетом, налоговые декларации, решение по проверкам, требования об уплате налога, решения об исполнении обязанности об уплате налогов, иные документы.

Такое заявление облагается государственной пошлиной в размере 6 000 рублей.

При этом по рассматриваемой категории дел (дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) налоговый орган не лишён права на предъявление встречного иска о взыскании спорной задолженности с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на её взыскание (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 306-КГ17-13794).

При наличии уважительной причины суд может восстановить пропущенный инспекцией срок судебного взыскания недоимки.

Дальнейшие действия налогоплательщика

После получения одного из указанных выше решений/определений, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, налогоплательщику необходимо подать в инспекцию заявление о признании недоимки безнадёжной к взысканию и её списании.

К данному заявлению необходимо приложить копию вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

В течение шести рабочих дней со дня получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании (п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

Информировать налогоплательщика о вынесении данного решения налоговый орган не обязан, поэтому налогоплательщику сразу необходимо запросить в инспекции копию решения о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании.

Кроме того, налоговый орган обязан отозвать частично или полностью не исполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счётов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика, выставленные при взыскании задолженности, которая признана безнадёжной.

Согласно абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57: после вступления в силу любого из перечисленных судебных актов налоговый орган должен немедленно исключить запись о задолженности из лицевого счёта налогоплательщика.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию