Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взыскать с налоговой излишне уплаченные налоги

ВС защитил право на возврат излишне уплаченного налога

Согласно материалам дела, налогоплательщик узнала о наличии переплаты в августе 2019 года, получив пароль к личному кабинету. В нем была размещена информация об уплате ею налога на доходы физических лиц в 43 тысячи 523 рублей платежами от 5 декабря 2012 года, 9 января 2013 года и 3 сентября 2015 года. Налогоплательщик сразу обратилась в инспекцию с заявлением о возврате излишне этого уплаченного налога, однако те ей отказали из-за пропуска сроков давности — в связи с истечением трех лет с моменты уплаты налога.

Октябрьский суд Белгорода, Белгородский областной суд и Первый кассационный суд общей юрисдикции позицию налоговиков поддержали. Суды исходили из того, что уплатив налог на доходы физических лиц в 2012, 2013 и 2015 годах, в отсутствии дохода, подлежащего налогообложению, она должна была знать об образовавшейся переплате и обратиться с соответствующим заявлением в течение установленного законом трехлетнего срока.

Однако заявитель считает, что срок для возврата налога должен исчисляться с даты, когда она узнала о переплате, то есть с 2019 года, когда она получила доступ к личному кабинету. Истица также обращает внимание, что налоговая инспекция не сообщила ей о факте излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения переплаты.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (пункт 3 статьи 78 Налогового кодекса), напоминает ВС.

Он также напоминает позицию Конституционного суда, который неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения, направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (постановления от 27 апреля 2001 года №7-П, от 10 апреля 2003 года №5-П, от 14 июля 2005 года №9-П; определение от 21 апреля 2005 года №191-О).

В случаях, когда суды при рассмотрении дела не исследуют по существу фактические обстоятельства, а ограничиваются только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 (часть 1) Конституции, оказывается существенно ущемленным (постановления КС от 6 июня 1995 года №7-П, от 13 июня 1996 года №14- П и от 28 октября 1999 года №14-П).

«Однако суды, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходили исключительно из формального нарушения положений части 3 статьи 78 НК РФ.

Вместе с тем достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КоАП).

Данный принцип выражается в том числе в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела», — отмечает ВС.

Он считает, что в данном случае судом не были приняты меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела.

«Так, суды не установили значимые для правильного разрешения спора обстоятельства возникновения переплаты налога, не истребовали документы о соблюдении административным истцом процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплаты налога, а также документы об уплате налога, ссылки на которые имеются в реестре платежных документов, то есть не установили факт наличия или отсутствия излишне уплаченного налога, поясняет ВС.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем ВС определил отменить состоявшиеся по делу решения и направить материалы на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как вернуть переплату по налогам юридических лиц

Собственники бизнеса не всегда знают, что у компании есть переплата по налогам, хотя при этом из оборота выпадают иной раз довольно значительные суммы. Вывести переплату из налоговой не так просто, в том числе из-за постоянно «зависающего» в этом году программного обеспечения в ИФНС. Есть ли выход и как избежать возникновения переплаты – ответы на эти важные вопросы знают наши специалисты.

Причины образования переплаты по налогам

Переплата может возникнуть по самым разным причинам, причем о некоторых компании не знают, пока не столкнутся с ними «лицом к лицу». Вот лишь несколько из них.

Оплата с опозданием и списание по инкассо

Самая распространенная причина переплат, как ни странно, – несвоевременная уплата налогов. Когда компания наконец оплачивает недоимку, может случиться так, что налоговая произведет списание по инкассо.

Эту ситуацию можно предотвратить, если оплачивать недоимку с учетом механизма взыскания налогов. Как правило, налоговики не производят списания внезапно. Обнаружив недоимку, налоговая инспекция:

  • выставит требование об уплате налогов (пени, штрафов);
  • установит срок исполнения своих требований.

Если требование не исполнить в срок, то в течение 10 дней налоговая принимает различные решения, в частности, с целью взыскать недоимку:

  • самостоятельно, посредством инкассо;
  • через приставов.

Отметим, что узнать о принятии ИФНС решения по поводу взыскания недоимки можно еще до того, как оно «прилетит» в компанию. Например, вот так выглядит оповещение, полученное от ИФНС через систему подготовки и сдачи отчетности СБИС:

Оповещение от ИФНС

Если налоговая решила взыскать долги через приставов, то процесс принудительного списания займет довольно продолжительное время. При этом компания получит постановление приставов с предложением о добровольной уплате.

О формировании налоговой инкассо компания не узнает. Поэтому вполне может произойти списание уже оплаченных сумм, даже если платежки были отправлены до получения решения о принудительном взыскании. Впрочем, аналогичная ситуация может возникнуть, если приставы выставят инкассо, не увидев оплаты.

Внимание!

Исполнив постановление приставов, обязательно известите их о своем платеже.

Переход в другую налоговую

Платежи с ОКТМО прежней налоговой новая инспекция отразит как переплату. Чаще всего такая ситуация характерна для НДФЛ, так как:

  • не все бухгалтеры знают об особенностях представления отчетности по этому налогу при смене инспекции;
  • программное обеспечение некоторых операторов телекоммуникационной связи (далее – ТКС) дезинформирует бухгалтеров, сообщая об ошибке при попытке отправить отчетность с ОКТМО прежней инспекции, в которую был оплачен НДФЛ, например, за первый месяц квартала (до смены компанией местонахождения).

Дезинформирует бухгалтеров и то, что по разным ОКТМО инспекции именуют НДФЛ по-разному:

Оповещение от ИФНС

У компаний на общей системе налогообложения по такому же основанию может возникнуть переплата по налогу на прибыль или другим налогам с авансовыми платежами.

Особенности уплаты и корректировки налогов

Авансовые платежи могут стать причиной переплаты не только при переходе в другую инспекцию. Уплачиваемые в течение квартала (года), нередко они превышают итоговую сумму:

  • налога на прибыль;
  • налога в случае применения УСН.
Читайте так же:
Налог счет в иностранном банке

Переплата может возникнуть и при подаче уточненной декларации. Такие случаи нередки, если новый бухгалтер не знает, что компания применяет льготу.

Человеческий фактор

Масса ошибок возникает из-за ошибок бухгалтеров, формирующих платежки. Однако переплатой можно считать только те случаи, когда в платежном поручении сумма была завышена.

Внимание!

Если бухгалтер допустил ошибку не в сумме, а в других реквизитах платежа (КБК, ОКТМО, статус плательщика, тип платежа), то такой платеж можно уточнить, даже если он уже отражен в виде переплаты.

Как выявляют переплаты

Ситуаций, когда компания узнает о наличии у нее переплаты, так же, как и причин ее возникновения – немало.

Сообщение из инспекции

В теории, обнаружив переплату по налогам или страховым взносам, администрируемым налоговой, инспектор должен:

  • сообщить о ней налогоплательщику;
  • зачесть в счет недоимки, если КБК и прочие условия позволяют, и также сообщить об этом налогоплательщику.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 78 НК РФ. На практике налоговики о зачетах сообщают более-менее регулярно, а вот о возникновении переплаты – почти никогда.

Внимание!

Неисполнение налоговым органом обязанности по информированию не прерывает трехлетнего срока, в течение которого компания может вернуть излишне оплаченные суммы (Определение ВС РФ от 19.03.2019 № 304-ЭС19-1659).

Если налоговая все же сообщила о переплате, то трехлетний срок давности можно отсчитывать с даты извещения по форме из приказа ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182.

Данные бухгалтерского учета

Переплату можно обнаружить даже визуально, если компания:

  • регулярно оплачивает налоги;
  • каждая сумма оплаты точно соответствует начисленной.

При наличии двух указанных условий бухгалтер, увидев дебетовое сальдо по субсчету конкретного налога, может быстро установить, где возникла переплата. Для этого достаточно просто пробежать карточку (ведомость) глазами. Хуже, когда оплаты происходят нерегулярно и суммы платежных поручений отражают:

  • суммированную задолженность;
  • сводные цифры из требования налоговиков о погашении задолженности.

В этом случае необходима аналитическая работа, которая чаще всего дополнительно требует сверку с налоговой.

Сверка с налоговой

Использование ТКС предоставляет компании широкие возможности для сверки с налоговой. Кроме стандартного акта сверки, можно запросить, например, более удобную выписку по расчетам с бюджетом, где фактически отражены все данные из лицевой карточки налогоплательщика (далее – ЛКН).

Форма выписки по расчетам с бюджетом зависит от оператора ТКС. Например, это может быть сводная справка, где переплата видна сразу и очень наглядно:

  • по каждому налогу;
  • в разрезе ОКТМО.

Нажатие любой строчки справки открывает детализацию соответствующих платежей и начислений.

Что можно сделать с переплатой

Забрать переплату из налоговой или оформить переплату налога в счет зачета недоимки – одно из этих решений компании принимают в зависимости от:

  • суммы переплаты;
  • актуальности конкретного налога для компании – уплачивает ли компания такой налог в текущем моменте или нет (например, из-за смены системы налогообложения);
  • других условий (например, зачет логичен, если сумма переплаты не превышает очередной платеж с близким сроком уплаты).

Распоряжение переплатой по налогам не обязательно как-то оформлять, если речь идет о зачете по аналогичному платежу. Достаточно всего лишь ничего не делать, и зачет произойдет сам собой.

Возврат переплаты по налогам актуален, если:

  • из-за излишне оплаченных (списанных) сумм у компании возникла острая нехватка оборотных средств;
  • сумма переплаты в принципе не будет зачтена автоматически, так как компания сменила систему налогообложения;
  • переплата возникла по НДФЛ, который все компании платят как налоговые агенты и, соответственно, не могут зачесть в качестве налогоплательщиков (п. 1.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@).

Например, переплата по налогу на прибыль неактуальна, если компания начала применять УСН. Впрочем, даже в таком случае может быть эффективен именно зачет. О том, что налог на прибыль можно зачесть в счет уплаты налога на УСН, сказано в письме Минфина от 15.04.2019 № 03-02-07/1/26682.

Самое нерациональное решение – оставить переплату, как есть. Например, на случай если компания вновь перейдет на общую систему налогообложения. Этого может не произойти, а трехлетний срок для того, чтобы ликвидировать переплату, компания может упустить.

Как вернуть (зачесть) переплату на практике

Самый простой совет – приходите на комплексный бухгалтерский аутсорсинг в 1С-WiseAdvice. В этом случае, у вашей компании не возникнет ошибочных переплат и последующих проблем, связанных с их возвратом (зачетом). А пока вы еще изучаете и подсчитываете плюсы такого перехода, предлагаем использовать наши инструкции.

Порядок возврата

В некоторых случаях компании вынуждены узнавать, каков судебный порядок возврата переплаты по налогам. Такие случаи мы оставим за рамками нашей статьи. Налоговая никогда не будет спорить, если переплата:

  • подтверждена актом сверки;
  • возникла не ранее трех лет до подачи обращения.

Впрочем, сверка – дело очень долгое. В большинстве случае достаточно оформить заявление на возврат. Если у проверяющего заявление инспектора возникнут сомнения, то он сам назначит сверку.

В представленном заявлении компании заполняют только первые две страницы.

Порядок зачета

Действия компании зависят от того, каким образом решено зачесть переплату.

Зачет идентичного платежа. Автоматический зачет без каких-либо обращений со стороны компании произойдет в пределах платежей с одними и теми же КБК и ОКТМО. Фактически компании достаточно при очередном платеже перечислить сумму, уменьшенную на величину переплаты.

Зачастую налоговики автоматически закрывают старой переплатой по налогу новую недоимку по нему, а также пени (штрафов) или наоборот. Однако этот момент необходимо уточнить в налоговой или регулярно запрашивать через ТКС выписку из ЛКН.

В остальных случаях, чтобы оценить возможность зачета, используйте обновленную форму, которая утверждена тем же приказом, что и заявление на возврат. Скачать ее можно здесь >>>

При заполнении формы используйте нашу таблицу.

Таблица. Возможности зачета переплаты

Переплата

Возможность зачета

Положения НК РФ

  • Налог на прибыль (все виды платежей, вне зависимости от того, в какой бюджет они оплачены)
  • НДС (за исключением уплаченного на таможне);
  • «предпринимательский» НДФЛ и НДПИ;
  • водный налог;
  • налоги в рамках УСН, ЕНВД и ЕСХН
  • п. 1 – зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по соответствующим видам налогов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам);
  • п. 14 – правила ст. 78 НК РФ применимы также в отношении:
    • зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;
    • зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном п.11.1 ст. 176 НК РФ
    • Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176. НК РФ.
    • п. 6 – при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или суммы, подлежащие возврату, могут (по заявлению налогоплательщика) быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по самому налогу или иным федеральным налогам;
    • п. 5 ст. 346.21 НК РФ – ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
    • налог на имущество организаций;
    • транспортный налог;
    • налог на игорный бизнес;
    • предстоящих платежей или недоимки по земельному налогу, в том числе авансовых платежей;
    • задолженности по пеням по земельному налогу

    В отношении штрафов отметим, что на местах много перегибов, поэтому, чтобы налоговая не отказала, – просите о возврате либо о зачете в счет уплаты налогов и пени того же вида, что и налог, по которому был наложен штраф.

    Статья 78. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

    1. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    Абзац утратил силу с 1 октября 2020 года. — Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ.

    1.1. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

    2. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.

    3. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

    В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

    Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

    4. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа.

    Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    5. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

    В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

    Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    6. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

    Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

    6.1. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

    7. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

    Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

    8. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

    До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

    8.1. В случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период или со дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный пунктом 2 статьи 88 настоящего Кодекса.

    В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, установленные абзацем вторым пункта 4, абзацем третьим пункта 5 и абзацем первым пункта 8 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

    9. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

    Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

    Суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков подлежат зачету (возврату) ответственному участнику этой группы в порядке, установленном настоящей статьей.

    В случае прекращения действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, не подлежащие зачету (незачтенные) в счет имеющейся по этой группе недоимки, подлежат зачету (возврату) организации, являвшейся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, по ее заявлению.

    Возврат ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков суммы излишне уплаченного налога на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков не производится при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также по штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    10. В случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 8.1 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

    Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

    11. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне уплаченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

    12. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

    До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

    13. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога и уплата начисленных процентов производятся в валюте Российской Федерации.

    13.1. Суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации в результате преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, не признаются суммами излишне уплаченного налога и зачету или возврату в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не подлежат.

    14. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

    Положения настоящей статьи в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 настоящего Кодекса.

    Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению по решению налогового органа, в случае, предусмотренном пунктом 11.1 статьи 176 настоящего Кодекса.

    Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм процентов, уплаченных в соответствии с пунктом 17 статьи 176.1 настоящего Кодекса.

    15. Факт указания лица в качестве номинального владельца имущества в специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и передача такого имущества его фактическому владельцу сами по себе не являются основанием для признания излишне уплаченными сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, уплаченных номинальным владельцем в отношении такого имущества.

    16. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сумм излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, подлежащих возврату или зачету иностранным организациям — налогоплательщикам (налоговым агентам), указанным в пункте 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Возврат суммы излишне уплаченного налога на добавленную стоимость таким организациям осуществляется на счет, открытый в банке.

    17. Правила о возврате сумм излишне уплаченных налогов, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении возврата сумм ранее удержанного налога на прибыль организаций, подлежащих возврату иностранной организации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 312 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

    Решение о возврате суммы ранее удержанного налога на прибыль организаций принимается налоговым органом в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате ранее удержанного налога и иных документов, указанных в пункте 2 статьи 312 настоящего Кодекса.

    Сумма ранее удержанного налога на прибыль организаций подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате суммы ранее удержанного налога.

    Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

    Вопросы, возникающие при применении статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации

    В судебной практике возник спор о применении правовых последствий при нарушении налоговым органом срока возврата излишне взысканной им суммы налога.

    Статьей 78 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

    При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

    Согласно статье 79 Налогового кодекса РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами. Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

    Таким образом, в Налоговом кодексе РФ предусмотрено взыскание процентов в пользу налогоплательщика как в случае излишней уплаты им суммы налога (статья 78), так и в случае излишнего взыскания с его счета суммы налога налоговым органом (ст.79).

    Статья 78 Налогового кодекса РФ предусматривает начисление процентов в пользу налогоплательщика, беря за основу дату подачи им заявления о возврате излишне уплаченного налога. Если в течение одного месяца возврат налога не произведен, на сумму излишне уплаченного налога начисляется пеня.

    В отличие от статьи 78 статья 79 Налогового кодекса РФ моментом, с которого начисляются проценты за несвоевременный возврат налога (пени), называет день, следующий за днем взыскания подлежащей возврату суммы налога. Таким образом, при применении статьи 79 проценты начисляются за более длительный период.

    Приведенные различия в правовых последствиях для участников налоговых правоотношений объясняют стремление налогоплательщиков получить проценты за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ, поэтому именно данная норма зачастую выдвигается в качестве основания иска о взыскании процентов. Налоговые инспекции, напротив, стремятся к расширительному толкованию статьи 78 Налогового кодекса РФ.

    По одному из рассмотренных дел с налогоплательщика в 1999 г. в бесспорном порядке была взыскана сумма пени за несвоевременную уплату декадных платежей по налогу на добавленную стоимость. В связи с тем, что 14.12.2000 Конституционный Суд РФ вынес Определение N 258-О "По жалобам АО "Энергомаш" и ОАО "Табачная фабрика "Омская"" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" о незаконности данного вида пени, предприятие в 2001 г. обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возврате пени с начислением на сумму пени процентов за несвоевременный возврат на основании статьи 79 Налогового кодекса РФ со дня, следующего за днем взыскания. Налоговым органом сумма пени была возвращена налогоплательщику, однако от уплаты процентов, начисленных за период с 1999 г. по день возврата, налоговая инспекция отказалась.

    Представляется, что в создавшейся ситуации проценты не могут начисляться с момента взыскания пени налоговым органом. Позиция налогоплательщика основывается только на факте излишнего списания пени в бесспорном порядке. Однако самого факта бесспорного списания недостаточно, чтобы применить статью 79 Налогового кодекса РФ.

    Как было отмечено, более жесткие правовые последствия для государства объясняются наличием в действиях налоговых органов элемента противоправности.

    В 1999 г., когда происходило взыскание пени по декадным платежам по налогу на добавленную стоимость, у сторон правоотношения не было сомнений в законности действий налоговой инспекции. Законодательство о налоге на добавленную стоимость предусматривало такой вид пени. В дальнейшем ситуация изменилась в связи с правовыми выводами, сделанными Конституционным Судом Российской Федерации в названном выше Определении. На момент списания пени действия налогового органа были правомерными, в связи с чем начисление процентов с момента взыскания пени необоснованно.

    судья, канд. юрид. наук, стаж работы в Федеральном арбитражном суде

    Северо-Кавказского округа — 6 лет

    "Вестник Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа", N 3, июль-август 2002 г.

    Публикации

    В практике нередко возникают ситуации, когда у налогоплательщика образуется переплата по налогу на имущество. При наличии такой переплаты лицо вправе осуществить ее возврат или зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. Как правильно это сделать и на что может претендовать налогоплательщик, рассмотрим в настоящей статье[1]. Нижеприведенный порядок также применим для возврата излишне уплаченных (взысканных) пени, штрафов по налогу на имущество.

    1 этап – определяем является ли сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной

    Излишне уплаченной (излишне взысканной) суммой налоговых платежей являются денежные средства, уплаченные в бюджетную систему Российской Федерации, в размере, превышающем налоговые обязательства налогоплательщика за определенный налоговый период (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2016 N 308-КГ16-399 по делу N А63-12002/2014).

    Излишне уплаченной может считаться сумма, оплаченная плательщиком добровольно, в отсутствие факторов внешнего принуждения.

    Излишне взысканной может быть признана сумма, поступление которой в бюджет связано с действиями налогового органа, например, оплата недоимки, начисленной по решению инспекции, оплата налога на основании требования, принудительное взыскание денежных средств, зачет налога в отсутствие заявления налогоплательщика и т.д.

    В зависимости от вида переплаты Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает различное правовое регулирование. Порядок возврата (зачета) излишне оплаченных сумм установлен ст.78 НК РФ, а в отношении возврата излишне взысканных сумм применятся ст.79 НК РФ.

    2 этап – выясняем срок давности для обращения с заявлением о возврате налога

    Если сумма налога является излишне взысканной, заявление о ее возврате может быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

    Если сумма налога является излишне уплаченной, заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

    В случае если указанный срок по какой-либо причине пропущен, но налогоплательщик готов отстаивать свои права в судебном порядке, заявление все равно необходимо подать, так как это является необходимым условием для предъявления иска в суд о возврате излишне уплаченных сумм налога (п.33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

    Пропуск вышеуказанных сроков ограничивает возможность налогоплательщика осуществить возврат налога в административном порядке, но не препятствует обращению в суд с заявлением о возврате (взыскании) налога. При защите прав в судебном порядке применению подлежит общий трехлетний срок исковой давности (ст.200 НК РФ), который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

    3 этап – определяем объем претензий и формулируем требование

    При наличии переплаты по налогу налогоплательщик может заявить требование о ее зачете и / или возврате.

    Заявление о зачете переплаты по налогу на имущество может быть подано только в счет текущих или предстоящих платежей по данному или иному региональному (для организаций) или местному (для физических лиц) налогу (пени). Иные виды налогов, например, федеральные, такой переплатой погасить не удастся.

    В отношении суммы излишне уплаченных (взысканных) денежных средств также может быть подано заявление об их возврате. Однако при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам возврат будет осуществлен только после зачета суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в счет погашения недоимки (задолженности). Зачет производится инспекцией самостоятельно, но не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.

    Действующее законодательство не запрещает налогоплательщику разделить сумму переплаты и часть направить в зачет по налогу и иным платежам, а в отношении оставшейся части заявить требование о ее возврате.

    В случае если денежные средства являются излишне взысканными, помимо возврата налога, инспекция обязана уплатить налогоплательщику проценты на указанную сумму. Проценты начисляются и уплачиваются за период со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в указанный период ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

    В случае если денежные средства являются излишне уплаченными, проценты подлежат начислению и уплате только при нарушении инспекцией срока возврата налога и исключительно за период такой просрочки.

    Расчет и уплата процентов производится налоговым органом самостоятельно.

    Если сроки давности позволяют, то налогоплательщик до подачи заявления о возврате (зачете) может провести сверку с налоговым органом по налогам и сборам. Однако это не является обязательным условием для предъявления такого заявления.

    4 этап – подготавливаем заявление о возврате (зачете) налога

    Приказом ФНС России от 23.05.2017 N ММВ-7-8/478@ утверждены рекомендуемые форматы заявлений о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного) налога и о зачете суммы излишне уплаченного налога для подачи их в электронной форме.

    Однако заявление может быть подано и в произвольной форме, так как действующее законодательство не предусматривает возможность отказа в возврате (зачете) сумм по причине несоблюдения установленной формы заявления.

    5 этап – подаем заявление

    Заявление о возврате (зачете) подается в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Судебная практика исходит из того, что не имеет значения, в какой налоговый орган – по месту нахождения организации или по месту нахождения недвижимого имущества – подается данное заявление, так как в силу ст.30 НК РФ налоговые органы представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах РФ.

    Налоговый кодекс также не содержит ограничений в отношении способа предоставления заявления о возврате (зачете). Таким образом, оно может быть направлено почтой, по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика или вручено нарочно.

    6 этап – контролируем соблюдение налоговым органом сроков возврата (зачета)

    В течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки, подтверждающего излишнюю уплату налога, или получения заявления налогоплательщика о возврате (зачете) налоговый орган должен принять решение о возврате или зачете сумм излишне уплаченного (взысканного) налога.

    Не позднее 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или об отказе в осуществлении их зачета (возврата). Аналогичное правило может быть применено и к решению, принятому в отношении излишне взысканных денежных средств (Письмо Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26087).

    Возврат излишне взысканных денежных средств с начисленными на них процентами, а также возврат излишне уплаченных денежных средств должен быть осуществлен в течение 1 месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика.

    Однако необходимо учитывать, что указанный срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа) начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98).

    7 этап – оспариваем действия/бездействие налоговых органов

    Если в установленный срок налоговый орган не принял решение о возврате (зачете) налога, налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия контролирующего органа незаконным.

    Налогоплательщик вправе в судебном порядке также оспорить законность решения инспекции об отказе в возврате (зачете) указанных сумм.

    Однако, необходимо помнить, что вышеуказанным обращениям в суд должен предшествовать досудебный порядок регулирования споров, предусмотренный п.2 ст.138 НК РФ, согласно которому акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

    При предъявлении в суд требования имущественного характера о возврате инспекцией (взыскании с инспекции) излишне уплаченной (взысканной) суммы и процентов, соблюдения указанного досудебного порядка не требуется. Для предъявления имущественного иска достаточно выполнения процедуры возврата, установленной статьями 78 и 79 НК РФ.

    Таким образом, процедура возврата (зачета) налога хорошо детализирована Налоговым кодексом РФ и проста в применении.

    Это интересно

    В Москве создаются предпосылки для массовых обращений налогоплательщиков за возвратом (зачетом) налога на имущество.

    26 декабря 2016 Правительство Москвы Постановлением г. N 937-ПП «О внесении изменений в постановление правительства Москвы от 21 ноября 2014 г.» (далее – Постановление Правительства Москвы) преподнесло неприятный предновогодний сюрприз владельцам объектов недвижимости в столице, увеличив кадастровую стоимость некоторых объектов в несколько раз. Причем, согласно п.3 указанного документа, постановление подлежало применению с 1 января 2016.

    С учетом этого, многие налогоплательщики, оплачивающие налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, увеличили свои платежи в бюджет. Тем же, кто не откорректировал налоговую базу, соответствующие доначисления произвели налоговые инспекции в рамках камеральных проверок.

    В основном налогоплательщики оспаривали решения налоговых органов о соответствующих доначислениях, однако некоторые владельцы недвижимости решили оспорить Постановление Правительства Москвы в части распространения его действия на период 2016 года.

    31 октября 2018 года Московский городской суд по делу № 3а-3533/2018 вынес решение по одному из таких исков и признал недействующим п.3 Постановления Правительства Москвы со дня его принятия в той мере, в какой он применяется для целей, предусмотренных законодательством РФ в случаях увеличения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

    Указанное решение еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано Правительством Москвы. Однако в случае оставления его без изменения, владельцы недвижимости, оплатившие налог в бюджет за 2016 год исходя из новой кадастровой стоимости, предусмотренной данным постановлением, смогут претендовать на зачет и / или возврат налога на имущество. Кроме того, налогоплательщики, проигравшие в суде споры по вопросу обоснованности применения новой кадастровой стоимости в период 2016 года, смогут обратиться за пересмотром судебных актов по новым обстоятельствам (пп.1 ч.3 ст.311 АПК РФ) при условии, что судебный акт был основан на Постановлении Правительства Москвы. Владельцы недвижимости также будут вправе требовать возмещения вреда, причиненного в результате издания спорного нормативного акта.

    [1] Кроме случаев возврата налогов по консолидированной группе налогоплательщиков.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию