Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательство регулирующее торговую деятельность

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

  • +–Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
    • Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности
    • Статья 4. Методы государственного регулирования торговой деятельности
    • Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования торговой деятельности
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
    • Статья 7. Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческих организаций, объединяющих хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
    • Статья 8. Права и обязанности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, при организации торговой деятельности и ее осуществлении
    • Статья 9. Права и обязанности хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров
    • Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов
    • Статья 11. Требования к организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них
    • Статья 12. Соглашения между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров
    • Статья 13. Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров
    • Статья 14. Ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов
    • Статья 15. Антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности
    • Статья 16. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона
    • Статья 17. Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности
    • Статья 18. Региональные и муниципальные программы развития торговли
    • Статья 19. Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
    • Статья 20. Информационное обеспечение в области торговой деятельности
    • Статья 20.1. Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации
    • Статья 21. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
    • Статья 22. Заключительные положения

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ
    «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

    С изменениями и дополнениями от:

    23 декабря 2010 г., 21 ноября 2011 г., 30 декабря 2012 г., 28 декабря 2013 г., 29, 31 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 29 июля, 28 ноября, 25 декабря 2018 г., 30 декабря 2020 г., 11 июня, 2 июля 2021 г.

    Принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    Об оценке положений настоящего Федерального закона см. заключение Министерства экономического развития РФ от 30 июня 2012 г.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль
    28 декабря 2009 г.
    N 381-ФЗ

    Закрепляются основы государственного регулирования торговой деятельности в России.

    Крупнейшим продовольственным сетям запрещено приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади. Речь идет о торговых сетях, порог доминирования которых на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25%. При этом не разрешается приобретать и брать в аренду дополнительные торговые площади только в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

    Закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о снижении поставщиками цены на товар до уровня, который при установлении торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену продажи такого товара хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность; о внесении платы за изменение ассортимента товаров. Не могут навязываться положения об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть. Запрещена оптовая торговля с использованием договора комиссии.

    Не допускаются запрет на перемену лиц по договору поставки продовольствия путем уступки требования и ответственность за несоблюдение этого правила.

    В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных товаров. Нельзя включать в цену договора иные виды вознаграждения.

    Установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров. Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов сроком годности до 30 дней — до 30 календарных дней, для остальных продуктов, в том числе алкоголя, — до 45 календарных дней.

    Предусмотрено создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование региональных торговых реестров.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г. Договоры поставки продовольствия, заключенные ранее, должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями в течение 180 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

    Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2010 г.

    Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2009 г. N 253, в Собрании законодательства Российской Федерации от 4 января 2010 г. N 1 ст. 2

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 2 июля 2021 г. N 354-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 13 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2021 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 500-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 декабря 2020 г.

    Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 488-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.

    Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 487-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 273-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 264-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 493-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 369-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Новые правила розничной торговли

    1 января 2021 года вступили в силу новые правила розничной торговли. Во многом они похожи на правила, действовавшие ранее, однако есть и нововведения. Разберемся, какие требования теперь будут обязательными для розничных продавцов, а от каких обязанностей их освободили.

    Вместе с вступлением в силу новых правил розничной торговли утратили силу действовавшие ранее правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

    Новые правила расширяют перечень обязанностей продавцов. Теперь наряду с обязанностью выдавать покупателю кассовый чек, предоставлять исчерпывающую информацию о себе и о товаре продавец должен:

    отвечать на любую претензию покупателя по требованиям, которые он заявил в своем обращении;

    при продаже товара дистанционным способом направлять покупателю подтверждение покупки с номером заказа сразу после оформления заказа (например, по электронной почте при оформлении заказа на сайте интернет-магазина);

    при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и агрегатов предоставлять покупателю информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;

    выдавать товар, приобретенный дистанционным способом, любому лицу, сообщившему продавцу номер заказа или предъявившему подтверждение о заключении договора о дистанционной продаже (в том числе электронное, например, СМС-сообщение с подтверждением заказа);

    если товар продается через вендинговый аппарат, покупателю должна быть предоставлена следующая информация: наименование продавца, его государственный регистрационный номер, его местонахождение, режим работы, контактные данные, порядок возврата денег за неполученный товар, а также правила использования вендингового аппарата;

    предоставить по требованию покупателя товарный чек, если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (наименование, модель, артикул). Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви.

    Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы.

    Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей. Теперь продавец не должен:

    обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;

    оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;

    знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;

    обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);

    при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;

    передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;

    указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.

    Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.

    По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества. Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату. Для возврата необходимо, чтобы были сохранены потребительские свойства и товарный вид. Кроме того, у покупателя должен быть документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки товара у этого конкретного продавца.

    Если раньше расходы на возврат продавцу товара надлежащего качества нес потребитель, теперь это не так. В договор купли-продажи можно включить условие, согласно которому потребитель освобождается от оплаты доставки такого товара к продавцу. При этом возврат некачественного товара в любом случае будет производиться за счет продавца.

    Внесены изменения в торговое законодательство

    Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

    Традиционно в августовском номере журнала размещаются комментарии к самым значимым федеральным законам. Начнем с Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ, которым внесены поправки в Закон о торговле [1] .

    Отметим, что изменения, вносимые в торговое законодательство, длительное время обсуждались между участниками рынка и большинство из них были «проверены» Кодексом добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров.

    На кого распространяются требования торгового законодательства?

    Группой лиц признается совокупность физических и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков (п. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции):

    • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое имеет более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества;
    • юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица юридическое (физическое) лицо;
    • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если таковое на основании учредительных документов хозяйственного общества или заключенного с ним договора вправе давать хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания;
    • юридические лица, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;
    • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;
    • хозяйственное общество и юридическое (физическое) лицо, если по предложению последнего избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
    • физическое лицо, его супруг, родители, полнородные и неполнородные братья и сестры;
    • лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаков входит в группу с одним и тем же лицом;
    • хозяйственное общество, физические и (или) юридические лица, которые по какому-либо из названных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица имеют более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества.

    Понятия, термины, определения

    Совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации

    Кроме прочего, введено новое понятие – «услуги по продвижению товаров». Под ними понимаются услуги, оказываемые хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем (п. 10 ст. 2 Закона о торговле):

    • рекламирования продовольственных товаров;
    • осуществления их специальной выкладки;
    • исследования потребительского спроса;
    • подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах;
    • осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров.

    Обязанности торговой сети и поставщиков продовольственных товаров

    Обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора

    Поставщик продовольственных товаров

    Помимо указанного выше обеспечивать доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров

    – путем размещения соответствующей информации на своем сайте в Интернете;

    – путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.

    Комментируемым законом в ч. 1 и 2 ст. 9 Закона о торговле внесены изменения, согласно которым вся необходимая информация в обязательном порядке должна быть доступна на сайте торговой сети (поставщика продовольственных товаров). Второй способ представления информации (путем представления в 14-дневный срок по запросу контрагента) уходит в прошлое.

    О вознаграждении в связи с выполнением объема закупок

    Комментируемым законом размер вознаграждения снижен до 5%. Более того, вознаграждение по новым правилам включает в себя:

    • вознаграждение в связи с приобретением торговой организацией у поставщика продовольственных товаров определенного количества продовольственных товаров;
    • плату за оказание услуг по продвижению товаров (что подразумевается под данным термином, смотрите выше), логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг.

    – на должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;

    – на юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.

    О сроках оплаты товаров

    Не позднее 10 рабочих дней со дня приемки товаров

    Не позднее чем 8 рабочих дней со дня фактического получения товаров

    Не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки товаров

    Не позднее чем 25 календарных дней со дня фактического получения товаров

    Не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки товаров

    Не позднее чем 40 календарных дней со дня фактического получения товаров

    Новые запреты

    – за изменение ассортимента продовольственных товаров

    – в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после перехода права собственности на них, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика;

    – не связанные с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров

    • для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб.;
    • для юридических лиц – от 1 млн до 5 млн руб.

    Переход права собственности на товары обязателен

    • для должностных лиц – от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;
    • для юридических лиц – от 1,5 млн до 4,5 млн руб.

    Порядок вступления закона в силу

    [1] Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

    [2] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

    Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

    Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

    Нормативные документы, регулирующие правила торговли розничных предприятий

    Торговля, выступающая как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, регулируется государством. Современный механизм регулирования экономической деятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты торговли. На фоне активного развития торговли особую актуальность приобретает вопрос её правового регулирования.

    Целью регулирования розничной торговли является регулирование отношений, связанных с организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей населения, поддержки производителей товаров, формирования конкурентной среды, обеспечения соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов и потребителей. розничный торговля гипермаркет гастроном

    Существует огромное количество нормативных документов, регулирующих правила торговли розничных предприятий. Основными из них являются:

    • · Гражданский кодекс РФ;
    • · Закон РФ от 07.02.1992г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»
    • · Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
    • · ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»
    • · ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги розничной торговли, общие требования»
    • · ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу».

    Гражданским кодексом Российской Федерации регулируются договорные отношения в розничной торговле.

    Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

    Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

    ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий» распространяется на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности магазины. Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли.

    ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли, общие требования» распространяется на услуги розничной торговли, устанавливает их классификацию, общие требования к ним, в том числе требования безопасности услуг, применяется предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги торговли.

    ГОСТ Р 51305-99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу» устанавливает обязательные требования к обслуживающему персоналу предприятий розничной торговли и к индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги розничной торговли, применяется при проведении сертификации услуг розничной торговли и может быть использован при аттестации обслуживающего персонала.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    • знаниями о государственных гарантиях осуществления торговой деятельности, механизмах защиты прав покупателей и продавцов продовольственных товаров.

    Общее понимание торговли как вида предпринимательской деятельности

    Основы законодательного регулирования торговой деятельности. Под торговой деятельностью (или торговлей) понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров и направленный на удовлетворение покупательского спроса путем реализации товаров потребительского назначения и предоставления услуг общественного (массового) питания. Торговая политика включает в себя совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов торговой деятельности.

    Среди видов торговли выделяют:

    • 1) оптовую (мелкооптовую) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи). Сюда также относится любая продажа в иных целях, не связанная с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием объектов торговой деятельности. Мелкооптовая торговля – разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации;
    • 2) розничную (мелкорозничную) торговлю как разновидность торговой деятельности, связанную с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях. Такого рода операции не должны быть связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Мелкорозничная торговля представляет собой разновидность розничной торговли, связанную с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

    Специальными субъектами, ведущими торговлю и специализирующимися в данной сфере, выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Среди них следует особо выделить:

    • – хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;
    • – хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи.

    Указанные выше субъекты могут вступать в отношения по поводу организации и осуществления торговой деятельности с органами государственной власти и органами местного самоуправления, которые специальными субъектами, ведущими торговлю, не являются.

    По видам товаров выделяют: нематериальные товары (например, информационные продукты) и материальные товары (например, твердые, жидкие и др.); потребительские товары (служат для удовлетворения нужд основных групп населения) и товары производственного назначения (предназначенные для продажи с целью их использования во внутрихозяйственной деятельности организаций). Для конечного потребителя наибольшее значение имеют продовольственные товары, т.е. продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки и др.

    Таким образом, предметом торговли могут выступать материальные вещи, готовая продукция, здания и оборудование, продовольственные товары и услуги, а также объекты интеллектуальной деятельности. Итак, международная и национальная торговля включает торговлю товарами, услугами, интеллектуальной собственностью. Многие товары продаются через магазины розничной торговли, а также через торговые сети, которые представляют собой совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

    Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Законом о защите прав потребителей, а также законодательными актами субъектов РФ. Отношения, связанные с организацией розничных рынков, осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках, регулируются Федеральным законом от 30.12.2006 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации". Кроме того, в рамках собственных полномочий органы местного самоуправления также вправе издавать правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.

    Вместе с тем базовым законодательным актом, который определяет принципы государственного регулирования торговой деятельности в нашей стране, выступает Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

    Следует отметить, что положения данного закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

    • – внешнеторговой деятельности;
    • – деятельности по проведению организованных торгов;
    • – деятельности по продаже товаров на розничных рынках;
    • – купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

    Отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговли товарами, ограниченными в обороте, порядок и условия их продажи регулируются федеральными законами об обороте таких товаров. Подобные ограничения первоначально были установлены указом Президента РФ от 22.02.1992 № 179 "О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена". Затем перечень таких товаров был расширен рядом законов, например Законами РФ от 20.08.1993 № 5663-1 "О космической деятельности", от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах", Федеральными законами от 13.12.1996 № 150-ФЗ "Об оружии", от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и др.

    Среди целей правового регулирования отношений в сфере торговли можно выделить:

    • 1) обеспечение единства экономического пространства страны путем установления единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
    • 2) развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
    • 3) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность;
    • 4) разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной

    власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

    Статья 4 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ устанавливает методы государственного регулирования в данной сфере. Государственное регулирование торговой деятельности осуществляется посредством:

    • 1) установления требований к ее организации и осуществлению;
    • 2) антимонопольного регулирования торговой деятельности;
    • 3) информационного обеспечения сферы торговли;
    • 4) государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

    В торговом праве к основным направлениям реализации государственной политики в сфере торговли можно отнести:

    • – развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности отрасли;
    • – лицензирование отдельных видов торговой деятельности в установленном порядке;
    • – сертификацию продукции потребительского назначения, услуг торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;
    • – реализацию государственной монополии на отдельные виды товаров и (или) отдельные виды торговой деятельности, установленной Российской Федерацией, и введение отдельных ограничений на осуществление торговой деятельности в пределах, установленных законодательством;
    • – поддержку отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
    • – финансирование в установленном порядке инвестиционных и инновационных проектов за счет бюджетных, внебюджетных источников, городских заимствований на конкурсной основе;
    • – государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов РФ в сфере торговли;
    • – разработку и реализацию комплексной программы развития отрасли, а также региональных целевых программ в сфере потребительского рынка.

    Среди принципов торговой деятельности, закрепляемых на международном и внутригосударственном уровне, можно особо выделить: принцип свободы торговли, принцип добросовестности, принцип недискриминации, принцип взаимной выгоды, принцип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима, принцип свободы транзита и др.

    Анализ законодательства показывает, что в Российской Федерации управление потребительским рынком поднято на самый высокий уровень государственного регулирования и, несмотря на то что полномочия в данной сфере разделены, де-факто здесь наблюдается централизованное регулирование торговых отношений по сравнению с другими странами. В связи с этим следует особо отметить механизмы распределения полномочий Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления, а также некоммерческих организаций в области регулирования торговой деятельности.

    Так, Правительство РФ в исследуемой области осуществляет:

    • 1) проведение собственной государственной политики в области торговой деятельности;
    • 2) утверждение методики расчета и порядка установления субъектами РФ нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
    • 3) утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год и др.

    Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) осуществляет следующие полномочия:

    • 1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли;
    • 2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта РФ, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;
    • 3) участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров), и др.

    Органы государственной власти субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности ответственны:

    • 1) за реализацию государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ;
    • 2) разработку и принятие собственных законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности (например, Закон г. Москвы от 09.12.1998 № 29 "О торговой деятельности в городе Москве");
    • 3) установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в рамках субъекта РФ;
    • 4) проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на собственной территории;
    • 5) разработку и реализацию мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на собственной территории, и др.

    Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в случае, если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов РФ.

    Минпромторг России в целях согласования общественно значимых интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, привлекает на добровольной основе некоммерческие организации, объединяющие таких хозяйствующих субъектов, к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности.

    Среди таких некоммерческих организаций можно особо отметить деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей, ТПП РФ, Российского зернового союза, Российского союза поставщиков металлоторговцев, Лиги предпринимателей России, Союза сахаропроизводителей России и др.

    Участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности некоммерческих организаций может осуществляться в формах:

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читайте так же:
    Сломали зеркало на машине что делать
Ссылка на основную публикацию