Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Запрещено взыскание налога с какого счета

С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?

Взыскание сумм налоговых платежей со счетов налогоплательщика — явление нередкое, но подчиняющееся определенным правилам. Одно из этих правил — возможность списания недоимки не с каждого имеющегося у налогоплательщика банковского счета. Откуда же могут списать налоговые долги?

Условия для бесспорного взыскания долгов по налогам

Взыскание налоговой недоимки, пеней, штрафов, процентов возможно, если (абз. 3 п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 46, пп. 1, 2 ст. 69 НК РФ):

  • инспекция выставила требование об уплате задолженности;
  • налогоплательщик не погасил задолженность в срок, указанный в требовании.

Взыскание налога с организации или ИП производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физлица, не являющегося ИП, производится по правилам ст. 48 НК РФ.

Случаи, когда недоимку могут взыскать исключительно по суду, перечислены в п. 2 ст. 45 НК РФ.

Что делать, если дело с долгами дошло до суда? Разбираемся на бесплатном вебинаре 26 августа.

С каких счетов могут списать недоимку

Взыскивать недоимку по налогам, пени, штрафы, проценты налоговый орган может (п. 2 ст. 11, абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ):

  • с расчетного счета юрлица или ИП — рублевого или валютного;
  • со счетов в драгметаллах (с 01.06.2018);
  • за счет электронных денежных средств.

Расчетный счет — это счет, открытый на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ), согласно которому банк обязуется принимать и зачислять денежные средства владельца счета, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче сумм со счета, проводить другие операции по нему (п. 1 ст. 845 ГК РФ).

Для физлиц в части операций, не связанных с предпринимательством, открывают текущие счета, и с них тоже возможно осуществление взыскания (п. 5 ст. 48 НК РФ).

С каких счетов не могут списать недоимку

Списание задолженности не производится:

  • с депозитных счетов организации или индивидуального предпринимателя до истечения срока депозитного договора (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ);
  • ссудных счетов;

По смыслу ГК РФ ссудные счета не являются банковскими счетами. Они предназначены лишь для учета средств, поступающих в счет погашения займа. (п. 1 информационного письма Банка России от 29.08.2003 № 4). Кроме того, деньги на этих счетах практически не находятся, а сразу уходят сначала от банка заемщику, а впоследствии от заемщика кредитору.

  • транзитных счетов;

Транзитный счет открывается согласно п. 2.1 инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И только в связи с открытием текущего валютного счета. Банк сначала зачисляет на него средства в иностранной валюте, а затем переводит их на текущий валютный счет (п. п. 2.2, 2.3 инструкции № 111-И). На открытие транзитного счета согласия клиента не требуется, следовательно, договор не нужен. Более того, средства с такого счета также расходуются помимо воли налогоплательщика.

  • счетов доверительного управления.

П. 1 ст. 1012, а также ст. 1014, 1015 ГК РФ организациям предоставлено право передачи своего имущества в доверительное управление. С деньгами такая операция тоже возможна, но лишь в отдельных случаях (п. 2 ст. 1013 ГК РФ). Так, ч. 1, 2 ст. 1, п. 3 ч. 3 ст. 5 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I разрешает передачу денежных средств банкам или другим кредитным учреждениям.

Организация, являющаяся инициатором доверительного управления, выступает учредителем управления. Поступившие от нее средства учитываются и хранятся на отдельных счетах, открываемых доверительному управляющему (п. 1 ст. 1018 ГК РФ, п. 2.7 инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Он вправе совершать операции с деньгами на счете, однако право собственности на них сохраняется за учредителем управления (абз. 2 п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Когда налоговый орган осуществляет взыскание, то списание средств производится с тех расчетных счетов, которые открыты налогоплательщику. Иных толкований п. 2 ст. 11, ст. 46 НК РФ и п. 1 ст. 845 ГК РФ не подразумевают.

Юридически счет доверительного управления открыт другому лицу, несмотря на то, что фактическим распорядителем средств является налогоплательщик. Поэтому налоговики не вправе взыскивать задолженность с такого счета.

Только банкротство позволяет взыскать задолженность со средств, переданных в доверительное управление (п. 2 ст. 108 НК РФ). Но совершают эту процедуру уже не налоговики.

Итоги

Взыскание налоговых долгов со счетов налогоплательщика возможно при неоплате требования, выставленного ИФНС на уплату, в пределах суммы, не превышающей 5 млн руб. Осуществить эту операцию возможно только с определенных счетов: расчетного счета (рублевого или валютного), открытого юрлицу или ИП, или текущего счета, имеющегося у физлица для непредпринимательских целей.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Запрещено взыскание налога с какого счета

Как известно, Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) внес многочисленные изменения и дополнения в обе части Налогового кодекса РФ. Рассмотрим поправки в первую (общую) часть НК РФ (касающиеся организаций и предпринимателей), которые вступят в силу 1 апреля и 1 октября 2020 г.

Читайте так же:
Новый налог для юридических лиц
Новые правила взыскания с организаций и предпринимателей небольших сумм задолженности

Изменения касаются принудительного взыскания налоговиками задолженности по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) за счет (ст. 46 НК РФ):

  • денежных средств и драгоценных металлов на счетах должника (организации или ИП) в банках;
  • электронных денежных средств должника.

По действующим правилам решение о взыскании такого долга должно быть принято налоговой инспекцией не позднее двух месяцев после истечения срока, отведенного должнику в требовании о его самостоятельной уплате. Если инспекция не уложится в этот срок, взыскать задолженность она сможет только в судебном порядке (п. 3 ст. 46 НК РФ).

С 01.04.2020 двухмесячный срок для принятия ИФНС решения о взыскании будет отсчитываться от разных дат в зависимости от суммы задолженности:

  1. сумма долга по одному требованию превышает 3000 руб. – от даты истечения срока исполнения этого требования (т.е. в прежнем порядке);
  2. сумма задолженности (по одному или суммарно по нескольким требованиям) не превышает 3000 руб.:
    • от даты, когда сумма задолженности по нескольким требованиям превысит 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования;
    • от даты истечения указанного трехлетнего срока, если общая задолженность за это время так и не превысит 3000 руб.

Такой порядок следует из п. 11 ст. 1 Закона № 325-ФЗ.

Отметим также, что с 1 апреля 2020 г. увеличивается до 3000 руб. максимальная сумма налоговой задолженности организации или ИП, выявленной ИФНС вне рамок налоговой проверки, требование об уплате которой можно направить в течение одного года (а не трех месяцев) со дня выявления. Сегодня этот лимит составляет 500 рублей для всех налогоплательщиков (п. 1 ст. 70 НК РФ). С 01.04.2020 он сохранится только для физлиц без статуса ИП (п. 17 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Какие-либо переходные положения для рассмотренных нововведений Законом № 325-ФЗ не предусмотрены. Не вполне ясно, применяются новые правила к недоимке, выявленной до 1 апреля 2020 г., или нет. Следовательно, встает вопрос, в какие предельные сроки следует направлять требование об уплате и принимать решение о взыскании сумм задолженности, не превышающей 3000 руб., если она обнаружена до 01.04.2020 (например, в январе 2020 г.), а требование об уплате до этой даты не направлялось (либо требование направлялось, но решение о взыскании не принималось).

На сайте nalog.ru появится информация об обременениях имущества в пользу налоговиков

В силу п. 1 ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов (сборов, страховых взносов) может обеспечиваться:

  • залогом имущества;
  • наложением ареста на имущество;
  • поручительством;
  • пеней;
  • приостановлением операций по счетам в банке;
  • банковской гарантией.

Кроме того, для обеспечения возможности исполнения решения по результатам налоговой проверки ИФНС может (еще до вступления решения по проверке в силу) запретить налогоплательщику отчуждать или передавать в залог (без согласия инспекции) определенное имущество (пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ).

С 01.04.2020 сведения о залоге, аресте, а также о запрете отчуждения (передачи в залог) имущества налогоплательщика (залогодателя) должны отражаться на официальном сайте ФНС России (nalog.ru). Такие сведения не признаются налоговой тайной. Состав сведений и порядок их размещения на указанном сайте утвердит сама Налоговая служба (п. 18, 36 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Новый случай залога имущества в пользу налоговой службы

По действующим правилам передать имущество в залог налоговому органу можно только на основании договора. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо (п. 2 ст. 73 НК РФ).

С 01.04.2020 имущество налогоплательщика будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа на основании закона, если (пп. «б» п. 19 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • налогоплательщик не погасит в течение одного месяца задолженность, указанную в решении ИФНС о взыскании, исполнение которого обеспечено наложением ареста на имущество в соответствии со ст. 77 НК РФ. Именно арестованное имущество будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа. При этом с момента возникновения залога арест, ранее наложенный на это имущество, прекращается (пп. «б» п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ);
  • вступило в силу решение инспекции, исполнение которого обеспечено в соответствии с пп. 1 п. 10 ст. 101 НК РФ запретом на отчуждение или передачу в залог (без согласия ИФНС) определенного имущества налогоплательщика. Именно это имущество будет признаваться находящимся в залоге у налогового органа.

Если имущество налогоплательщика уже в залоге у третьих лиц, то у налогового органа возникает последующий залог (кроме ситуаций, когда передача такого имущества в последующий залог не допускается). При этом преимущественное право удовлетворения требования ИФНС за счет залога не распространяется на денежные средства на счетах, вкладах (депозитах), предназначенных для удовлетворения требований, которые в соответствии со ст. 855 ГК РФ предшествуют исполнению обязанности по уплате налогов. Залог в пользу налоговиков подлежит государственной регистрации и учету по правилам ст. 339.1 ГК РФ.

Новые способы отмены ареста имущества

В настоящий момент организация, у которой долги перед бюджетом, вправе попросить инспекцию заменить арест, наложенный на ее имущество, залогом имущества на основании договора. При этом такая замена является правом налоговиков (п. 12.1 ст. 77 НК РФ).

Читайте так же:
Удерживается ли налог с декретных

С 1 апреля 2020 г. организации смогут претендовать на отмену ареста имущества при предоставлении инспекции (п. 21 ст. 1 Закона № 325-ФЗ):

  • банковской гарантии, отвечающей требованиям ст. 74.1 НК РФ, на сумму, указанную в решении ИФНС о взыскании налога (пеней, штрафов);
  • поручительства третьего лица, оформленного по правилам ст. 74 НК РФ.
Обязанности налогового агента в связи с постановкой на налоговый учет иностранного работника

Если в справках 2-НДФЛ и расчетах 6-НДФЛ, представленных после 1 января 2020 г., инспекция обнаружит сведения об иностранных гражданах (лицах без гражданства), не состоящих в РФ на налоговом учете, она обязана поставить их на учет (с 01.04.2020) в ИФНС по месту нахождения (жительства) того налогового агента (организации или ИП), который первым представил по ним указанную налоговую отчетность. Речь идет об иностранцах, которые не имеют на территории РФ места жительства (пребывания), собственного недвижимого имущества и транспортных средств. Постановка на учет производится в течение 15 рабочих дней с момента представления 2-НДФЛ и (или) 6-НДФЛ.

Уведомление о постановке иностранца на учет инспекция направит указанному налоговому агенту, который обязан в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления передать его физлицу и представить в инспекцию документ, подтверждающий такую передачу. Представить этот документ в инспекцию можно лично или через представителя, направить по почте заказным письмом или передать в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

У налоговиков появятся новые полномочия при взыскании крупной недоимки

По действующим правилам ИФНС вправе проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов налогоплательщика (плательщика сборов, взносов, налогового агента), если (п. 1, 2 ст. 92 НК РФ):

  • проводится выездная налоговая проверка;
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • проводится камеральная налоговая проверка декларации по НДС, в ходе которой выявлены противоречия и несоответствия, указанные в п. 8.1 ст. 88 НК РФ;
  • документы и предметы получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля либо владелец этих предметов согласен на проведение их осмотра.

С 1 апреля 2020 г. в дополнение к вышеуказанным случаям должностные лица налоговых органов смогут проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов организации при одновременном соблюдении следующих условий:

  • в соответствии со ст. 46 НК РФ принято решение о взыскании недоимки за счет денежных средств и драгоценных металлов на счетах организации-должника в банках и ее электронных денежных средств;
  • размер недоимки превышает 1 млн руб.;
  • решение о взыскании не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия;
  • организация согласна на проведение такого осмотра.

Провести осмотр можно не более одного раза по одному решению о взыскании недоимки (п. 32 ст. 1 Закона № 325-ФЗ).

Кроме того, в такой ситуации наряду с осмотром налоговики вправе истребовать у налогоплательщика документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах (по перечню, который должна утвердить ФНС России). Следует помнить: в отличие от осмотра (он возможен только в отношении организации), истребовать указанные документы (информацию) можно и у предпринимателей, в отношении которых принято аналогичное решение о взыскании недоимки, превышающей 1 млн руб., и оно не исполнено в течение 10 дней с даты его принятия.

Если налогоплательщик не представит документы (информацию) об имуществе, имущественных правах и обязательствах в течение 10 рабочих дней, ИФНС вправе истребовать их у иных лиц (п. 33 ст. 1 Закона № 325-ФЗ). Также нарушители могут быть привлечены к налоговой ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Переплату по федеральному налогу зачтут в счет недоимки по региональному или местному налогу (и наоборот)

Как известно, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет (п. 1 ст. 78 НК РФ):

  • предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам;
  • погашения недоимки по иным налогам;
  • погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

При этом сегодня зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Например, это означает, что переплату по транспортному (региональному) налогу нельзя зачесть в счет недоимки по земельному (местному) налогу. О том, какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным, см. ст. 12-15 НК РФ.

Аналогичные правила зачета (по соответствующим видам налогов и сборов) применяются также в отношении зачета сумм излишне уплаченных авансовых платежей, пеней и штрафов по налогам, сборам (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Однако 1 октября 2020 г. абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ утрачивает силу. Это означает, что с этой даты любая переплата в бюджет (по налогу, сбору, штрафу, пеням) может быть зачтена в счет любых аналогичных предстоящих платежей в бюджет либо в счет погашения любой аналогичной налоговой задолженности (независимо от вида налога). Переходные положения для данной ситуации Закон № 325-ФЗ не устанавливает. Поэтому полагаем, что момент возникновения переплаты и (или) недоимки (до 01.10.2020 или после) значения не имеет. Главное, чтобы сам зачет (по заявлению налогоплательщика или по инициативе налогового органа) состоялся после этой даты.

Читайте так же:
Последние митинги против пенсионной реформы

Также следует учитывать, что указанные правила зачета сумм налогов и сборов (пеней и штрафов по ним) не распространяются на страховые взносы. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда (ПФР, ФСС, ФОМС), в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, а также в счет задолженности по соответствующим пеням и штрафам (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).

Не пропускайте последние новости — подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

ФНС утвердила новые формы требований и решений о взыскании налоговых долгов

ФНС утвердила новые формы требований, решений и постановлений, применяемых при взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов. Соответствующий приказ от 14.08.2020 № ЕД-7-8/583@ опубликован на Официальном интернет-портале правой информации.

В частности, приказ вводит формы требований:

  • об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей);
  • об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).
  • о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) сумм налога (процентов);
  • об уплате денежной суммы по банковской гарантии (договору поручительства).

Также приказ утверждает новые формы решений:

  • о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств;
  • о приостановлении действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;
  • об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;
  • об отзыве неисполненных поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;
  • о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, иного лица);
  • о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;
  • об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств;
  • о замене ареста имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
  • о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица).

Кроме того, приказ утверждает формы:

  • документа о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
  • поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;
  • поручения на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации;
  • поручения на перечисление денежных средств с депозитного счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
  • постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
  • протокола об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
  • постановления об отмене ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента);
  • постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица).

Согласно приказу, перечисленные новые формы документов вступят в силу с 14 марта 2021 года.

Решение о взыскании налога принимается ИФНС после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения указанного срока. Взыскание производится путем направления в банк поручения на списание и перечисление в бюджет необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании налогов принимается, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей.

Решение о взыскании доводится до сведения организации или ИП в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения налогоплательщику, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма. Приостановление операций по счетам возможно не ранее вынесения решения о взыскании налога, а сам счет блокируется исключительно в пределах суммы, указанной в решении.

При пропуске 2-месячного срока решение о взыскании налога за счет средств на счетах считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае ИФНС может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Читайте так же:
Пенсионная реформа инвалид 3 группы

Запрещено взыскание налога с какого счета

С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?

Взыскание сумм налоговых платежей со счетов налогоплательщика – явление нередкое, но подчиняющееся определенным правилам. Одно из этих правил – возможность списания недоимки не с каждого имеющегося у налогоплательщика банковского счета. Откуда же могут списать налоговые долги?

Условия для бесспорного взыскания долгов по налогам

Взыскание налоговой недоимки, пеней, штрафов, процентов возможно, если (абз. 3 п. 1 ст. 45, п. 3 ст. 46, пп. 1, 2 ст. 69 НК РФ):

  • инспекция выставила требование об уплате задолженности;
  • налогоплательщик не погасил задолженность в срок, указанный в требовании.

Бесспорное взыскание допускается только с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). Превышение этого предела влечет за собой обязательность обращения за взысканием в судебный орган.

С каких счетов могут списать недоимку

Взыскивать недоимку по налогам, пени, штрафы, проценты налоговый орган может только с расчетного счета юрлица или ИП – рублевого или валютного (п. 2 ст. 11, абз. 2 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Расчетный счет – это счет, открытый на основании договора банковского счета (п. 2 ст. 11 НК РФ), согласно которому банк обязуется принимать и зачислять денежные средства владельца счета, выполнять его распоряжения о перечислении и выдаче сумм со счета, проводить другие операции по нему (п. 1 ст. 845 ГК РФ).

Для физлиц в части операций, не связанных с предпринимательством, открывают текущие счета, и с них тоже возможно осуществление взыскания (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Порядок взыскания налоговых долгов со счетов юрлиц и ИП регулирует ст. 46 НК РФ, со счетов физлиц – ст. 48 НК РФ.

Подробнее о деталях процедуры взыскания налоговых долгов с юрлиц и ИП читайте в статье «Ст. 46 НК РФ (2017): вопросы и ответы».

С каких счетов не могут списать недоимку

Списание задолженности не производится:

  • С депозитных счетов организации или индивидуального предпринимателя до истечения срока депозитного договора (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).
  • Металлических счетов ответственного хранения и обезличенных металлических счетов.

Денежные средства на них не числятся, поскольку они предназначены для учета операций с ценными металлами (пп. 2.6, 2.7 положения, утвержденного приказом Банка России от 01.11.1996 № 02-400).

По смыслу ГК РФ ссудные счета не являются банковскими счетами. Они предназначены лишь для учета средств, поступающих в счет погашения займа. (п. 1 информационного письма Банка России от 29.08.2003 № 4). Кроме того, деньги на этих счетах практически не находятся, а сразу уходят сначала от банка заемщику, а впоследствии от заемщика кредитору.

Транзитный счет открывается согласно п. 2.1 инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И только в связи с открытием текущего валютного счета. Банк сначала зачисляет на него средства в иностранной валюте, а затем переводит их на текущий валютный счет (п. п. 2.2, 2.3 инструкции № 111-И). На открытие транзитного счета согласия клиента не требуется, следовательно, договор не нужен. Более того, средства с такого счета также расходуются помимо воли налогоплательщика.

  • Счетов доверительного управления.

П. 1 ст. 1012, а также ст. 1014, 1015 ГК РФ организациям предоставлено право передачи своего имущества в доверительное управление. С деньгами такая операция тоже возможна, но лишь в отдельных случаях (п. 2 ст. 1013 ГК РФ). Так, ч. 1, 2 ст. 1, п. 3 ч. 3 ст. 5 закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-I разрешает передачу денежных средств банкам или другим кредитным учреждениям.

Организация, являющаяся инициатором доверительного управления, выступает учредителем управления. Поступившие от нее средства учитываются и хранятся на отдельных счетах, открываемых доверительному управляющему (п. 1 ст. 1018 ГК РФ, п. 2.7 инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И). Он вправе совершать операции с деньгами на счете, однако право собственности на них сохраняется за учредителем управления (абз. 2 п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Когда налоговый орган осуществляет взыскание, то списание средств производится с тех расчетных счетов, которые открыты налогоплательщику. Иных толкований п. 2 ст. 11, ст. 46 НК РФ и п. 1 ст. 845 ГК РФ не подразумевают.

Юридически счет доверительного управления открыт другому лицу, несмотря на то, что фактическим распорядителем средств является налогоплательщик. Поэтому налоговики не вправе взыскивать задолженность с такого счета.

Только банкротство позволяет взыскать задолженность со средств, переданных в доверительное управление (п. 2 ст. 108 НК РФ). Но совершают эту процедуру уже не налоговые органы.

Итоги

Взыскание налоговых долгов со счетов налогоплательщика возможно при неоплате требования, выставленного ИФНС на уплату, в пределах суммы, не превышающей 5 млн руб. Осуществить эту операцию возможно только с определенных счетов: расчетного счета (рублевого или валютного), открытого юрлицу или ИП, или текущего счета, имеющегося у физлица для непредпринимательских целей.

Читайте так же:
Пенсионные взносы за счет работодателя

Главная | Налоговый кодекс (Первая часть) | Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального.

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального.

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее – решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком инкассового поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога указанное поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя в банках.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию