Femida96.ru

Юридическая помощь для всех
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жалоба на выездная проверка налоговой

Обжалование результатов налоговой проверки (выездной, камеральной)

Если в вашей компании прошла выездная налоговая проверка, то после получения справки об окончании проверки в течение двух месяцев налоговая представит акт по её результатам.

Или если инспектор при проведении камеральной проверки декларации установил нарушения, то в течение 10 рабочих дней после ее окончания также составляется акт по ее результатам.

По своей сути акт по результатам налоговой проверки это только претензии налоговых органов к вашей организации, которые могут превратиться в реальные доначисления по налогам, если не удастся «отбиться» до вынесения решения по результатам проверки.

Процедура обжалования акта налоговой проверки как выездной, так и камеральной одинаковая.

1. Подготовка возражений на акт налоговой проверки

Это самый важный этап, так как сейчас нужно сформировать свою позицию относительно доводов инспекторов. Далее эта позиция (возможно с небольшими видоизменениями) будет отстаиваться в апелляционной жалобе и в суде.

На этом этапемы действуем в следующем порядке:

  • Анализируем акт налоговой проверки
  • Вырабатываем стратегию оспаривания
  • Составляем акт возражений
  • Сопровождаем клиента в ИФНС для рассмотрения результатов налоговой проверки
  • Анализируем основания для проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, если они будут назначены после рассмотрения результатов проверки
  • Сопровождаем процедуры дополнительных мероприятий налогового контроля
  • Сопровождаем клиента в ИФНС для рассмотрения итоговых результатов налоговой проверки
  • Анализируем Решение налогового органа на предмет возможного дальнейшего оспаривания

2. Апелляционная жалоба в управление ФНС

Апелляционная жалоба подается в управление ФНС по региону через территориальный налоговый орган. Достаточно часто «дело разваливается» после подачи апелляционной жалобы, так в Решении налоговые органы нередко допускают неверные трактовки законодательства и не четко излагают свою позицию в Решении, что позволяет развернуть ситуацию в свою пользу.

На данном этапе мы:

  • Усиливаем позицию по спорным вопросам с учетом доводов ИФНС, изложенных в Решении по результатам налоговой проверки
  • Составляем апелляционную жалобу в управление ФНС
  • Контролируем процессуальные процедуры

Если после рассмотрения апелляционной жалобы в Управлении ФНС не достигнут желаемый результат, то у налогоплательщика есть право обжаловать незаконное Решение в суде.

Необходимо учитывать, что Решение после его рассмотрения в Управлении ФНС вступает в силу и у налогоплательщика возникает необходимость в уплате налогов, штрафов и пени.

3. Судебный процесс (налоговый арбитраж)

Право на подачу заявления в суд сохраняется в течение трех месяцев с даты получения решения вышестоящего налогового органа по Вашей жалобе.

На данном этапе наши юристы совместно с налоговыми консультантами:

  • Анализируют ситуацию с точки зрения возможности наложения обеспечительных мер на налогоплательщика
  • Подают в арбитражный суд заявление о признании Решения недействительным
  • Осуществляют судебное представительство по спору об оспаривании Решения налогового органа

Недавние проекты

«Расходы на маркетинговые услуги»

Краткое описание ситуации.

По мнению налогового органа, Общество неправомерно включило в состав затрат суммы расходов в размере 7 893 065 руб. и неправомерно применило вычет по НДС в размере 1 420 750 руб. Основание для спора стал факт приобретения Обществом маркетинговых услуг на протяжении нескольких лет.

Основаниям для доначислений стал тот факт, что:

  • представленные акты выполненных услуг не содержат конкретной информации о комплексе произведенных услуг;
  • представленные отчеты об оказании услуг не содержат достаточную информацию на основании которой можно сделать выводы для подтверждения оказанных услуг;
  • отчеты не детализированы и не содержат данных о фактически выполненных работах (оказанных услугах), их объеме и характере, сроках выполнения и результатах проведенных работ;
  • отчеты носят общий характер в каждом месяце в них остается неизменным перечень оказанных услуг, который полностью идентичен перечню услуг, содержащемуся в приложении к договору;
  • данные о формировании цены и определению стоимости отсутствуют.

Доводы Общества по выявленному нарушению.

Общество указало, что налоговым органом ситуация не была проанализирована в полной мере. Помимо актов и счетов-фактур Исполнитель в подтверждение оказания маркетинговых услуг предоставил отчеты, необходимые для оценки бизнеса Общества, по каждому этапу, в виде сводных аналитических таблиц и в виде презентаций с аналитическими данными. Отчет и презентация Исполнителем были направлены в электронном виде. В период проведения проверки налоговым инспекторам, несмотря на конфиденциальность информации, данные отчеты и таблицы были представлены.

Налоговым органом ошибочно сделан вывод, что представленные отчеты не содержат достаточную информацию о комплексе произведенных услуг. Отчеты состоят из таблиц и диаграмм, отражающих тенденцию изменения спроса на продукцию Общества, информацию о конкурентах Общества и положение Общества на рынке. Также в отчетах представлена информация, являющаяся результатом работ по изучению и анализу внешней среды Общества, оценка дана в следующих категориях:

  • размеры рынка (в деньгах и в штука по каждому сегменту рынка)
  • доли основных участников рынка (доли торговых марок)
  • характеристики сегментов
  • основные тренды, происходящие в ценовых сегментах каждой категории
  • тенденции развития в каналах дистрибуции

Отчеты, предоставляемые Исполнителем необходимы для повышения эффективности деятельности Общества.

Данные отчеты применяются для:

  • изучения и анализа текущего состояния рынка, оценки перспектив его развития, потенциального спроса на продукцию торговой марки для определения возможности расширения доли рынка на территории Российской Федерации
  • сценарного планирования — определения вариантов будущего развития фирмы и для подготовки стратегических решений
  • формирования бюджета Общества на будущие периоды на основании принятой стратегии развития компании.

Принятая в Обществе система стратегического менеджмента, в основе которой находится анализ, изучение и эффективное использование аналитических отчетов Исполнителя, находится на достаточно высоком уровне, что обусловило успешное развитие компании за последние 3 года, увеличение объемов продаж, расширение доли рынка и увеличение прибыльности бизнеса в целом, что подтверждалось бухгалтерской отчетностью Общества.

Читайте так же:
Узнать размер налога на имущество

Результат.

По результатам поданных возражений на Акт выездной налоговой проверки Инспекция после попытки проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (которые были не законы) Инспекция вынесла Решение в пользу Общества, отказавшись от всех претензий и признав позицию Общества правомерной.

В результате проведенных действий Акт по налоговой проверки отменен полностью и было составлено Решение об отказе привлечения налогоплательщика к ответственности.

Общая сумма, оспоренная у налоговой инспекции, составила около 4 млн. руб. (с учетом штрафов, пени).

«Получение необоснованной налоговой выгоды при работе с недобросовестным контрагентом»

Краткое описание ситуации.

Согласно Акту проверки налоговым органом предалось взыскать с Общества налог на прибыль и НДС в общей сумме 3 989 567,00 руб.

Не оспаривая факта совершения Обществом реальных хозяйственных операций, имевших характер длительных хозяйственных связей с поставщиком товаров налоговый орган, тем не менее, признал экономически не оправданными расходы по приобретению товара у данного поставщика со ссылкой на недостоверность первичных документов, подтверждающих эти операции, кроме того, было оказано в вычете НДС.

Основанием для признания затрат неправомерными и отказа в вычете НДС стал тот факт, что документы (договор, товарная накладная, счет-фактура), представленные Обществом в подтверждение взаимоотношений с контрагентом не могут считаться первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, так как оформлены с нарушением законодательства, а, следовательно, не могут служить как основание в целях получения налоговой выгоды. По мнению налогового органа сведения, указанные в представленных документах недостоверны и не могут быть учтены в целях налогообложения, т.к. не обусловлены разумными экономическими и иными причинами.

Указанный вывод делается налоговым органом на основании следующей информации:

  • Контрагент имеет признаки «фирмы-однодневки»
  • Первичные документы на поставку товара подписаны неустановленным лицом (генеральный директор не явился на допрос)
  • Общество не проявило должной степени осмотрительности и осторожности, и не обосновало выбор контрагента. В обоснование своего вывода налоговый орган приводил информацию, полученную в ходе мероприятий налогового контроля с целью подтверждения взаимоотношений Общества с контрагентом, о том что:
    • количество сотрудников составило — 1 человек, не обладающий определенными квалификационными знаниями, позволяющими составить сопутствующую документацию, проводить финансовый анализ организации
    • согласно банковской выписки, отсутствуют обороты с организацией, которая задекларировала ввоз товара
    • контрагент осуществлял денежные переводы на счета организаций, обладающих признаками «фирм-однодневок»
    • контрагент не осуществлял расходы, характерные организациям, осуществляющим реальную предпринимательскую деятельность, а именно: аренда, коммунальные услуги, приобретение канцелярских товаров

    Доводы Общества по выявленному нарушению.

    На этапе составлению возражений на акт налоговой проверки Обществом были приведены доказательства:

    • Реальности совершения финансово-хозяйственных операций по сделке с контрагентом: а именно, товар был реально принят на склад Общества, своевременно оплачен и, в дальнейшем, реализован по договорам поставки
    • Получения экономической выгоды от сделки с контрагентами в виде получения прибыли, что является безусловным основанием для признания наличия в действиях Общества разумной деловой цели и полученной им налоговой выгоды обоснованной.
    • Уплаты с полученной прибыли соответствующих налогов в бюджет в установленный законодательством срок.
    • Проявления должной осмотрительности перед началом работы с контрагентом.

    Результат.

    На этапе оспаривания акта налоговой проверки Общество уменьшило сумму доначислений до 300 000 руб., вместо 3,5 млн. После подачи апелляционной жалобы в Управление ФНС было вынесено Решение об отказе в привлечении к ответственности.

    «Учет пресс-форм»

    Краткое описание ситуации.

    По результатам проведенной выездной налоговой проверки Инспекция установила нарушения Обществом законодательства о налогах и сборах и постановила уплатить штраф в размере 267 774 руб., пени в размере 77 201 руб., недоимку в размере 1 713 500 руб.

    Обществом была разработана технология мониторинга. Затраты по данному объекту учитывались на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В рамках данной разработки Обществом были приобретены пресс-формы, для создания Комплекса мониторинга. Данные пресс-формы также учитывались на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После ввода Комплекса в эксплуатацию все затраты по данному комплексу были отнесены на счет 04 «Нематериальные активы». В последующем данные затраты относились в расходы через начисление амортизации.

    Проверяющими был обнаружен факт учета пресс-форм не на счете 01 «Основные средства», а на счете 04 «Нематериальные активы» и сделан вывод о неправомерном начислении амортизации по всему нематериальному активу. Соответственно, признано не правомерным отнесение к расходам, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, амортизацию всего нематериального актива.

    В качестве нарушения нормативных актов, Инспекция указало нарушение п.3 Положения по учету нематериальных активов (ПБУ 14/2007 «Учет не материальных активов) в части комплекта пресс-форм. Поскольку объект имеет материально-вещественную форму, обладает определенными качественными характеристиками и имеет количественные показатели пресс-формы должны учитываться на счете 01 «Основные средства».

    Доводы Общества по выявленному нарушению.

    Общество не согласилось с выводом проверяющих о доначислении налога на прибыль ввиду того, что выявленное нарушение норм бухгалтерского учета не повлекло последствий для налогового учета. Также срок амортизации Нематериального актива — технологии мониторинга и срок амортизации пресс-форм, в качестве основного средства, полностью совпадают.

    Общество доказало, что проверяющими не были оспорены методы начисления амортизации, соответственно амортизация Комплекса рассчитана правомерно.

    Также, Общество указало, что начисление амортизации пресс-форм в качестве объекта НМА (а не основных средств) не повлекло потери бюджета.

    Результат.

    По результатам поданных возражений на Акт выездной налоговой проверки Инспекция указала на не обоснованность доводов Общества — составлено Решение о привлечении Общества к налоговой ответственности.

    Не согласившись с доводами Инспекции Общество обратилось в Управление ФНС по г. Москве с Апелляционной жалобой на Решение Инспекции.
    По результатам рассмотрения жалобы УФНС по г. Москве согласилось с доводами Общества. В результате Решение о привлечении к ответственности отменено полностью.

    Жалоба на выездная проверка налоговой

    Как показывает практика, споры с налоговиками по результатам выездных налоговых проверок зачастую разрешаются и вышестоящим налоговым органом, и судом, в пользу налогоплательщика. Для этого организации, в которой проводится выездная проверка, нужно хорошо ориентироваться в положениях Налогового кодекса, касающихся такого вида проверок, четко знать свои права и обязанности на время проведения проверки, вовремя и в установленном порядке обжаловать решение по проверке. Настоящая статья содержит советы практикующего юриста, как «пройти» проверку с честью и минимальными для организации потерями.
    Порядок проведения выездной налоговой проверки и вынесения решения по ее результатам регулируется статьями 89 — 101 Налогового кодекса РФ. Такая проверка проводится на территории налогоплательщика по решению руководителя (или заместителя) налоговой инспекции. Если у организации нет помещений для осуществления проверки – она может быть проведена по месту нахождения налогового органа. Проводится проверка по одному или нескольким налогам. В рамках проверки налоговый инспектор проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. Проверен может быть период не более трех предыдущих лет до года, в котором было вынесено решение по проверке.
    Как правило, проверка проводится в помещениях налогоплательщика одним инспектором. Служащий налогового органа приходит к вам каждый день в рабочее время, требует документы и просматривает их, при необходимости просит сделать копии, делает осмотры помещений (производственных, офисных помещений, складов и т.д.), может провести инвентаризацию имущества налогоплательщика. Присутствие налогового инспектора на территории предприятия зачастую очень нервирует работников налогоплательщика, особенно бухгалтерию, поскольку бухгалтерам параллельно с выполнением своих непосредственных трудовых обязанностей приходится бегать искать документы, делать их копии, давать пояснения инспектору. Однако нужно помнить, что присутствие инспектора на фирме не вечно – в соответствиями со ст. 89 НК РФ проверка может продолжаться 2 месяца, по решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до 4-х, максимум 6 месяцев. Эти сроки исчисляются со дня вынесения решения о проведении проверки до дня составления справки о проведенных мероприятиях.
    В отношении одного налогоплательщика налоговый орган не вправе производить более двух выездных проверок за год; кроме того, он не вправе проводить две и более проверки за один и тот же период и по одним и тем же налогам. Таким образом, если проверка юридического лица в текущем году уже проводилась и проверялась правильность уплаты, к примеру, налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в случае последующей проверки налоговый орган он уже не вправе будет проверить правильность уплаты единого налога по УСН за тот же период, что был проверен в ходе предыдущей проверки.
    По окончании проверки представителю организации вручается справка о проведенной проверке, где должно быть зафиксировано, что проверялось и за какой период, а также сроки проведения проверки. В течение двух месяцев после составления справки налоговый орган обязан составить и вручить налогоплательщику акт налоговой проверки, отражающий результаты проведенных мероприятий налогового контроля. Этот документ подписывается проводившим проверку инспектором и представителем налогоплательщика. В этом самом акте и будут отражены все нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные налогоплательщиком. При получении акта представитель организации должен быть особенно внимательным, поскольку вместе с данным документом ему должны быть вручены приложения к акту, на которые инспектор ссылался при его составлении (кроме документов, которые сам налогоплательщик предоставлял налоговому органу). Эти приложения могут понадобиться при обжаловании результатов проверки для составления мотивированных возражений на акт проверки.
    Если ваша организация не согласна в целом с актом или с отдельными его положениями, — в течение одного месяца с момента его получения вы вправе представить в налоговую инспекцию возражения на акт с оправдательными документами. Нужно быть внимательными при составлении возражений, обязательно отразить в них свое несогласие с теми или иными пунктами акта, обосновать свою позицию со ссылками на положения Налогового кодекса, разъяснения Минфина, судебную практику. Возражения необходимо подписать руководителем предприятия, заверить печатью, приложить заверенные копии документов, обосновывающих возражения и сдать в налоговый орган, получив на своем экземпляре штамп ИФНС со входящим номером.
    По истечении месячного срока на подачу возражений плюс еще 10 дней начальник (заместитель начальника) налогового органа рассматривает материалы проверки, акт проверки, возражения на акт и выносит решение о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. О месте и времени рассмотрении дела налогоплательщик в обязательном порядке извещается налоговым органом. В решении обязательно указываются обстоятельства нарушения налогового законодательства, суммы недоимки, размер пеней и штрафа. Ненадлежащее извещение может в дальнейшем являться основанием для отмены решения ИФНС вышестоящим налоговым органом или судом в связи с существенным нарушением прав юридического лица. При желании организация вправе через своего представителя участвовать в рассмотрении материалов проверки. Однако практического значения такое присутствие не имеет: как правило, налоговый орган выносит решение в соответствии с выводами, сделанными инспектором в акте проверки.
    В течение месяца с момента вручения решения оно может быть оспорено в вышестоящий налоговый орган. Вручить решение налоговый орган обязан представителю юридического лица под расписку, либо иным способом, при котором можно определить дату получения решения. В крайнем случае закон допускает направление решения заказным письмом. В этом случае оно считается врученным по истечении шести дней с момента отправки по почте.
    Законом установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения по выездной проверке в вышестоящий налоговый орган (ст. 138 НК РФ). Апелляционную жалобу налогоплательщик может подать в месячный срок с момента получения решения по выездной проверке через ИФНС, вынесшую указанное решение. Она направляет жалобу и все материалы проверки в вышестоящий орган для рассмотрения по существу. На рассмотрение апелляционной жалобы налогоплательщик не приглашается. Апелляционная жалоба должна быть рассмотрена в месячный срок со дня ее получения; указанный срок может быть продлен не более чем на месяц. Вышестоящий налоговый орган может отменить решение в части или полностью, оставить без изменения, либо принять новое решение.
    После получения соответствующего решения вышестоящего налогового органа организация вправе оспорить в суд решение ИФНС о привлечении к ответственности в части, не отмененной вышестоящим налоговым органом. В соответствии со ст. 198 АПК РФ, 138 НК РФ обжаловать соответствующее решение, вынесенное ИФНС по результатам выездной налоговой проверки, возможно в течение трех месяцев с момента получения решения вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе.

    Выездная налоговая проверка. Как обжаловать результаты.

    Вопрос об обжаловании актов, действий и решений налоговых органов, принятых или вынесенных по результатам проведения налоговых проверок, сейчас более чем актуален. Нередко по результатам проведенных проверок налогоплательщик привлекается к ответственности и несет обязанность по уплате выявленных недостающих сумм налогов и штрафов. Из двух основных видов существующих налоговых проверок, наиболее «опасной» является выездная налоговая проверка.

    Выездная налоговая проверка — это вид налоговой проверки, которая проводится по месту нахождения налогоплательщика и по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в то время, как камеральная налоговая проверка — по месту нахождения налогового органа и на основе налоговых деклараций и иных документов, полученных от налогоплательщика. Таким образом, налоговый орган, будучи «в полях» имеет больше шансов обнаружить те или иные нарушения, допущенные налогоплательщиком, и составить по результатам проверки отнюдь не радостный документ.

    Результаты выездной налоговой проверки

    Результатом выездной проверки становится акт налогового органа. Ему предшествует справка о проведенной выездной проверке, которая выдается налоговым инспектором сразу после окончания проверки. Вышеупомянутый акт должен быть составлен не позднее 2-х месяцев со дня составления справки и передан руководителю налогоплательщика не позднее 5 дней с момента его составления. В том случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта, налоговый орган направляет его заказным письмом и в этом случае датой вручения считается шестой день, начиная с даты отправки письма.

    Как обжаловать результаты выездной налоговой проверки

    Если налогоплательщик не согласен с вынесенным актом, он вправе предоставить письменные возражения в течение одного месяца с даты получения акта. По истечении месяца, отведенного для предоставления возражений, налоговые инспекторы передают материалы проверки руководителю налогового органа или его заместителю. Он должен рассмотреть их и в течение 10 рабочих дней принять решение. Этот срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц. Копия вынесенного решения должна быть вручена руководителю налогоплательщика под расписку в течение 5 дней с даты вынесения решения.

    Налоговая проверка.

    Итак, после вынесения решения у налогоплательщика возникает право обжалования данного документа. С 1 января 2014 года обязателен досудебный порядок урегулирования спора.

    Первый вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки

    Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и ещё НЕ вступившего в законную силупутем подачи апелляционной жалобы. Срок, в течение которого может быть подана апелляционная жалоба — 1 месяц с момента вручения решения налогоплательщику.

    При этом, жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, однако, указанный срок может быть продлен ещё на 1 месяц.

    Результатом рассмотрения апелляционной жалобы могут быть: оставление первоначального решения без изменения, жалобы – без удовлетворения; отмена первоначального решения полностью или в части, либо принятие нового решения с отменой первоначального.

    Налоговая проверка.Схема 2.

    В том случае, если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа по рассмотренной апелляционной жалобе, он вправе ещё раз обжаловать по выбору в ФНС и/или в суд в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по апелляционной жалобе. На практике же налогоплательщики после одного обжалования в вышестоящем налоговом органе сразу обращаются в суд.

    Налоговая проверка. Схема 3.

    Второй вариант обжалования решения налоговой по результатам выездной проверки

    Обжалование решения налогового органа, вынесенного по результатам проверки и УЖЕ вступившего в законную силу (срок для апелляционного обжалования истек). Срок для обжалования в таком порядке — 1 год с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

    Жалоба подается в вышестоящую налоговую через тот налоговый орган, который вынес обжалуемое решение. Срок рассмотрения составляет 1 месяц с момента подачи жалобы, также этот срок может быть продлен, но не более, чем на 1 месяц.

    Результаты рассмотрения жалобы:

    оставление первоначального решения без изменения, а жалобы без удовлетворения;

    отмена первоначального решения полностью или в части;

    принятие нового решения с отменой первоначального.

    Налоговая проверка. Схема 4.

    Также, если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением вышестоящего органа, он вправе ещё раз обжаловать в течение 3-х месяцев со дня принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом.

    Стоит отметить, что с 3 августа 2013 года срок для судебного обжалования начинает течь с момента, когда заявителю стало известно о принятом решении или с момента истечения срока для апелляционного обжалования.

    На сегодняшний день судебная практика складывается таким образом, что ненормативные акты, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа оспариваются только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия.

    В том случае, если налогоплательщик желает оспорить акты по мотиву неправомерности начисления налоговых платежей либо отсутствия основания для привлечения к ответственности и нарушения процедуры принятия решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, то осуществить это возможно только при условии, если одновременно будет заявляться требование о признании решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности недействительным.

    Также можно отметить случаи, когда нарушения, допущенные налоговым органом, положительно отражаются на налогоплательщике. Налоговый кодекс указывает только на два случая существенного нарушения:

    проверяемый налогоплательщик не смог участвовать и (или) через своего представителя;

    налогоплательщик не смог представить свои объяснения.

    Вышестоящий налоговый орган или суд признают иные нарушения процедуры в качестве оснований для отмены решения, вынесенного по итогам проверки, только в том случае, если такие нарушения привели или могли привести к принятию неправомерного решения.

    Так или иначе, обжалование решений налоговых органов — сложный и трудоёмкий процесс, требующий и знаний, и опыта.

    Как оформить жалобу в вышестоящую инспекцию

    Понятия «жалоба» и «апелляционная жалоба» установлены Налоговым кодексом.

    И жалоба, и апелляционная жалоба представляют собой письменное обращение в налоговый орган в случае, если лицо считает, что его права нарушены решением или иным ненормативным актом налогового органа либо действиями (бездействием) его должностных лиц (п. 1 ст. 138 НК РФ).

    Жалоба подается на вступившие в силу ненормативные акты налогового органа (действия или бездействие его должностных лиц).

    Предметом апелляционной жалобы является обжалование не вступившего в силу решения о привлечении к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам камеральной или выездной налоговой проверки.

    Эти решения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение либо его представителю (п. 9 ст. 101 НК РФ).

    Таким образом, апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана в течение одного месяца со дня получения налогоплательщиком указанного решения.

    Если решение по результатам налоговой проверки вступило в силу (то есть истек месячный срок для обжалования в апелляционном порядке), то налогоплательщик может подать простую жалобу в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.

    Аналогичный срок установлен для подачи простой жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, а также на решения, вынесенные при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, в порядке статьи 101.4 НК РФ. В указанных случаях годичный срок на подачу жалобы начинает исчисляться со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

    Жалоба (апелляционная жалоба) подается через налоговый орган, ненормативный акт или действия (бездействие) должностных лиц которого обжалует заявитель. Указанный налоговый орган в течение трех дней должен направить жалобу и все материалы по ней в вышестоящий орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

    Форма и содержание жалобы, а также апелляционной жалобы, установлены в статье 139.2 НК РФ.

    Кроме того, к жалобе (апелляционной жалобе) могут быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя (п. 5 ст. 139.2 НК РФ).

    Форма жалобы

    ФНС РФ утвердила форму жалобы (апелляционной жалобы) на акты и действия (бездействие) налоговиков (форма по КНД 1110121), ее электронный формат и порядок заполнения и представления (приказ от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-9/645@).

    Порядок заполнения формы жалобы (апелляционной жалобы)

    Порядок заполнения формы жалобы (апелляционной жалобы) изложен в приложении 5 к приказу ФНС от 20 декабря 2019 г. № ММВ-7-9/645@.

    В полях «наименование вышестоящего налогового органа (ВНО)» и «Код ВНО» указывается наименование и код вышестоящего налогового органа по отношению к налоговому органу, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются.

    В поле «от __________» указываются данные, идентифицирующие лицо, подающее жалобу:

    • полное наименование организации с указанием организационно-правовой формы, ИНН) и КПП;
    • фамилия, имя и отчество (отчество указывается при его наличии (применимо ко всем листам документа) индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем), ИНН.

    В поле «Номер жалобы (апелляционной жалобы):» указывается при наличии исходящий номер жалобы, присвоенный ей ее подателем.

    В блоке «Лицо, нарушение прав которого обжалуется:» указывается информация (сведения) о лице, чьи права, по мнению заявителя, нарушены:

    • наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);
    • адрес места нахождения (места жительства) лица, нарушение прав которого обжалуется, в том числе почтовый индекс, наименование субъекта РФ, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и так далее), дом (владение), корпус, строение (сооружение), квартира, офис, комната (помещение);
    • ИНН/КПП организации или ИНН физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем ( указывается при его использовании этим физическим лицом).

    В поле «Предмет обжалования:» указывается одно из следующих значений:

    1 — решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки;

    2 — налоговое уведомление;

    3 — требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафов, процентов;

    4 — иные документы, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.

    В блоке «Реквизиты обжалуемого документа:» указываются номер и дата обжалуемого документа (при наличии).

    В блоке «Наименование налогового органа, акт ненормативного характера, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются:» указываются наименование и код налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействие) должностных лиц которого обжалуются.

    В поле «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» указываются обстоятельства, на которых основаны доводы заявителя. При наличии указывается подтверждающая эти обстоятельства информация.

    В поле «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» указываются требования заявителя по жалобе.

    Обратите внимание: в случае направления жалобы в электронной форме по ТКС поля «Основания, по которым лицо, подающее жалобу (апелляционную жалобу), считает, что его (лица, нарушение прав которого обжалуется) права нарушены:» и «Требования лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу):» предусматривают ввод текста, не превышающего 2000 символов. Если текст в указанных полях превышает 2000 символов, в них заполняется краткая информация. При этом полный текст обстоятельств (требований) представляется в качестве приложения к жалобе отдельным файлом в виде отсканированного изображения документа.

    В поле «Способ получения решения по жалобе (апелляционной жалобе):» указывается соответствующий признак получения решения по жалобе.

    При направлении жалобы в электронной форме по ТКС: «1» — на бумажном носителе по почте или «2» — в электронной форме по ТКС.

    При направлении жалобы на бумажном носителе: «1» — на бумажном носителе по почте или «3» — лично.

    При направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика: «4» — через личный кабинет налогоплательщика.

    В поле «Код жалобы (апелляционной жалобы):» указывается одно из следующих значений в зависимости от подаваемого вида жалобы:

    2 — апелляционная жалоба.

    В поле «Жалоба (апелляционная жалоба) представлена представителем лица, нарушение прав которого обжалуется:» указывается одно из следующих значений:

    При указании значения «2» заполняется поле «наименование и дата выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу (апелляционную жалобу)».

    При этом в указанном поле помимо наименования и даты выдачи (составления) документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу, указываются и иные реквизиты такого документа, в том числе его номер, срок действия.

    При представлении жалобы на бумажном носителе по строке «Жалоба (апелляционная жалоба) составлена на _____________ страницах с приложением подтверждающих документов или их копий на __________ листах» указывается количество страниц, на которых составлен текст жалобы, а также количество листов документов, подтверждающих требования заявителя по жалобе, или их копий, и документа, подтверждающего полномочия лица, подающего жалобу при их наличии.

    В блоке «Лицо, подписавшее жалобу (апелляционную жалобу):» указываются фамилия, имя, отчество лица, подающее жалобу, проставляется дата составления жалобы и подпись заявителя по жалобе.

    В случае направления жалобы в электронной форме по ТКС, подписанной усиленной квалификационной электронной подписью лица, представившего жалобу, а также при направлении жалобы через личный кабинет налогоплательщика указанный блок не заполняется.

    Когда жалоба (апелляционная жалоба) останется без рассмотрения

    Вышестоящий налоговый орган может оставить жалобу (апелляционную жалобу) без рассмотрения полностью или в части. Это возможно в следующих случаях: (ст. 139.3 НК РФ):

    • жалоба не подписана или подписана лицом, чьи полномочия не подтверждены надлежащим образом (не приложена доверенность);
    • до принятия решения по жалобе поступило заявление о ее отзыве полностью или в части;
    • ранее была подана жалоба по тем же основаниям;
    • обжалуются действия (бездействие) должностных лиц и акты, вступившие в законную силу, при этом пропущен установленный срок подачи жалобы, но она не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока или в удовлетворении такого ходатайства отказано.

    Не во всех случаях можно будет повторно обратиться с жалобой, а только при неправильном подписании и пропуске срока без ходатайства о его восстановлении.

    Решение об оставлении жалобы без рассмотрения принимается вышестоящим налоговым органом в течение пяти дней со дня получения жалобы или заявления о ее отзыве. Об этом в течение трех дней налогоплательщика уведомляют в письменной форме.

    Обратите внимание: не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные ФНС России.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию